Описание педагогического опыта по здоровьесбережению у детей младшего дошкольного опыта


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Воротынский детский сад №2 «Светлячок»
Описание педагогического опыта
участника районного конкурса
«Воспитатель года» - 2013

Тема:
«Здоровьесбережение и приобщение детей к здоровому образу жизни»

Выполнила: воспитатель
Дмитраница О.Г.
р. п. Воротынец
2013 г.
В соответствии с законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро, медики отмечают тенденции к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Выбор этой темы мною не случаен, т.к. возникают вопросы:
- Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку?
-Как развивать интерес к занятиям физкультурой, потребность в здоровом образе жизни?
-Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью детей?
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования область «Здоровье» выделена в отдельную образовательную область. Изучив нормативные документы по данной теме, методики, поставила
цель: охранять здоровье детей и формировать основы культуры здоровья через решение следующих задач:
-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
-Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
-Формировать начальные представления о своем теле, здоровом образе жизни;
-Развивать физические, личностные и интеллектуальные качества.
Руководствуюсь в работе принципами и методами обучения:
-доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка,
-постепенного повышения требований, чередование нагрузки с отдыхом,
-системности, регулярные занятия дисциплинируют детей,
-наглядности: показ, словестное сопровождение, игровые приемы.
Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды.
Результат возможен только благодаря системе работы. Поэтому, во-первых, очень тщательно продумывала окружающее детей предметно-развивающее пространство.
Предметно-развивающая среда.
В группе созданы условия, дающие каждому ребенку возможность самостоятельно выбирать любимое занятие. Среда в группе отвечает принципам функционального комфорта и безопасности. Материал доступен, позволяет самим детям вместе с воспитателем изменять, трансформировать с учетом содержания двигательной деятельности и снятия нагрузок.
В группе имеется «Спортивный уголок», оснащенный массажными дорожками, уголок уединения с мягкими игрушками, сундучок для ряжения, больничка доктора «Айболита», чудо-черепаха по сенсорике, «Зеркало веселых кудряшек», книжная полочка и многое другое.
Таким образом, создаю условия для развития мотивации, чтобы ребенок осознанно относился к сохранению своего здоровья.
Взаимодействие с семьёй.
Работа с родителями заключается в развитии мотивации родителей к сотрудничеству по проблеме здоровьесбережения.
Взрослые должны помнить, что малыш не имеет достаточных знаний, умений. Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Активно приобщаю родителей вместе с детьми проживать дошкольное детство. Изучила особенности каждого ребенка в семье. Предоставила родителям информацию о ДОУ, какие мероприятия проводятся с детьми. Провела «Семинар-практикум» по здоровьесбережению, где родителям были продемонстрированы фрагменты физкультурного занятия, предложены проблемные ситуации, дискуссия по теме, литература, различные памятки по укреплению здоровья.
Регулярно провожу индивидуальные и подгрупповые консультации. Приглашаю родителей на открытые просмотры режимных моментов, праздники и развлечения.
Родители получают необходимую информацию из газеты «Светлячок», других информационных стендов. Активно помогают в оформлении предметно-развивающей среды, участвуют в реализации проектов.
В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны различные игры и упражнения, составлены памятки для родителей (например: «Как следить за осанкой», «Гимнастика для глаз» и т.п).
Совместная деятельность с детьми.
Основой работы по здоровьесбережению является соблюдение режима дня. Мы вместе с детьми ежедневно делаем утреннюю гимнастику с включением упражнений (на дыхание, укрепление мышц глаз, развитие пальцев рук), физические упражнения, следим за чистотой окружающей среды, соблюдаем правила гигиены. Также в образовательный процесс включаю упражнения на релаксацию, познавательные игры, экспериментирование, физкультпаузы, минутки психологической разгрузки, корригирующие гимнастики после сна, закаливающие процедуры. По развитию навыков очень важна индивидуальная работа.
Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать их с первых минут. Для этого предварительно продумываю методические приемы. Наряду с традиционными, использую и инновационные технологии:
-технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Музыка издавна считается одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Дети приобщаются к музыке не только на музыкальных занятиях. Музыкотерапия сопровождает детей во время пребывания их в детском саду. Так во время утренней гимнастики звучит ритмичная музыка, засыпают дети при звучании спокойной классической музыки. А главное, музыка способствует созданию хорошего настроения.
-технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Цветотерапия – в свободное время экспериментируем с цветом, красками. Этот процесс развивает у детей свободу и творческую активность. Рисуем музыку, настроение, кляксы, рисуем на мокром листе и т.п.
-сказкотерапия - для своей группы подбираю сказки и потешки, в соответствии с их возрастом и сложившейся ситуации.
-песочная терапия - игры с песком в летний период.
-ароматерапия. В группе имеются мешочки с травами, лук и чеснок - для профилактики ОРЗ.
Особую значимость в процессе сохранения здоровья детей имеют двигательные задания, подвижные игры, которые всегда интересны, обладают большим эмоциональным зарядом, дают возможность увеличивать двигательную активность детей в ДОУ.
Использование в комплексе здоровьесберегающих технологий в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Чтобы у детей укреплялось желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, научиться вести себя не причиняя вреда себе и другим, очень важно всем специалистам ДОУ (медперсоналу, руководителю физического воспитания, музыкальному руководителю, педагогу-психологу), воспитателям и родителям работать в системе.
В результате проделанной работы у детей вырос интерес к двигательной деятельности, дети начинают понимать значимость заботы о своём здоровье, овладели необходимыми культурно-гигиеническими навыками. Дети стали более спокойными и уравновешенными, улучшился психологический микроклимат в группе. Уровень заболеваемости по сравнению с прошлым годом не снизился, но и не увеличился – в данном возрасте отсутствие отрицательной динамики является хорошим показателем, т.к. дети ещё маленькие и часто болеют.
lefttop 2011-12 уч. г. 2012-13 уч. г.
Создание здоровьесберегающей среды, воспитание навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости - это направления, по которым работа будет продолжаться и дальше.
Опыт моей работы по здоровьесбережению был представлен на совете педагогов МБДОУ и методическом объединении воспитателей групп раннего возраста Воротынского района.