Обобщение опыта работы по теме «Роль игры в развитии познавательных интересов младших школьников»

Обобщение опыта работы учителя начальных классов
Мартюковой Ольги Леонидовны
по теме:
«Роль игры в развитии познавательных интересов младших школьников»
Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

В игре, в той или иной роли, должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителя.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщённые знания.
При организации игр на уроках необходимо продумать следующие вопросы:
1. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры?
2. Какому моменту игры следует уделить особое внимание?
3. Как обеспечить участие всех ребят в игре? И т.д.
Мои ученики очень любят «заселять домики» на уроках математики. Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.
Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание.
Приведу пример занимательных упражнений, которые проводятся мною в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Это, как правило, игры, в которых принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду.
В начале урока, во время проведения устного счёта, провожу игру «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Я открываю примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример и т.д. выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.
Список подобных игр можно продолжать довольно долго.
Все они способствуют развитию внимания, вычислительных навыков, прививают детям чувство коллективизма, ответственности.
Правила игры должны быть простыми и чётко сформулированными. Материал игры посильный для всех детей.
1. Дидактический материал прост и по изготовлению, и по использованию.
2. Игра интересна только в том случае, если в ней принимает участие каждый ребёнок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес.
3. Подведение результатов должно быть чётким и справедливым.
Обобщая опыт своей работы я пришла к выводу, что для многих учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма ввожу игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Дети очень любят такую форму игры. Причём загадки можно использовать при изучении различных орфограмм: парные согласные на конце слова, безударные гласные в корне слова и т.д. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Можно предложить детям самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и другие). С этой же целью провожу игру «Исключи лишнее».
Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих «лишнему». Желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов с использованием отдельных слов.
Можно предложить завершить рассказ. Детям даётся начало какого-либо рассказа. Например: «стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс учёбы доступным и увлекательным для школьников.
Следуя этому процессу строю уроки чтения. Очень важно научить детей понимать прочитанный текст.
Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти текст, уметь сравнивать и т.д.
Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно.
Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой ученик читает следующие два абзаца.
Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.
Успешное обучение чтению предполагает необходимость определенной подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения - от замедленного к ускоренному и наоборот.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащимся очень нравятся эти упражнения.
“Игра в прятки”
Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“Мнимое слово”.
Цель: развитие внимания.
Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.
Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.
Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, задания на уроках дифференцируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. В учебные занятия включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Дидактические игры, игровые упражнения являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных процессов и коммуникативных способностей.
Сюжетно-ролевые игры также носят, преимущественно, коллективный характер. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
Усваивая разные понятия на уроках, учащиеся становятся «участниками» событий, представляют себя специалистами разных профессий. Ролевую игру можно готовить заранее, можно проводить с одним учеником, с группой учащихся или со всем классом.
На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач.
Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.
Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других - замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников. Вместе с тем, опыт показывает, что задача педагога, при применении игровых приёмов заключается том, чтобы выбрав тот или иной приём, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приёмами обучения.
Я работаю учителем начальных классов 20 лет. В моём кабинете собраны наглядные всевозможные пособия, карточки, демонстрационный материал, раздаточный материал, имеется кассетный магнитофон, оформлены стенды. Из дополнительной литературы выбираю, читаю и использую много интересного материала для работы с младшими школьниками.
В школу дети приходят с неодинаковым уровнем подготовки.
Поэтому стараюсь им помочь, поддерживаю в их начинаниях, всегда одобряю стремление к лучшему. Задача учителя – научить учащихся художественным приёмам в познании работы на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.
Все предметы в начальной школе взаимосвязаны. Вот как мы используем навыки художественно-изобразительного средства на других уроках.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
При изучении литературного произведения, всегда представляем картину прочитанного. Словесно описываем, сопоставляем, с каким настроением читаем, и цвет. Например: стихотворение АС Пушкина «Туча» дети иллюстрировали с помощью тёмных цветов.
А в произведении МЮ Лермонтова «Ашик – Кериб» использовали различные цвета, т. к. наблюдалось и добро и зло.
Дети в младшей школе заинтересованно иллюстрируют художественные произведения.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Программа Плешакова, по которой мы работаем, в самом начале изучения предполагает наличие красоты красок. Это краски изменения в погоде, изменение времён года, краски земли, в том числе и полезных ископаемых, краски вселенной (это и звёзды и планеты, и так называемый космический мусор). В моём классе дети готовят доклады на различные темы с использованием техники рисования. Работа в тетрадях по окружающему миру невозможна без цветных карандашей.
В этом году мы посадили цветы. На нашей клумбе было разнообразие цветов с различными оттенками. Дети старались сделать свою клумбу красивой.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Лепка из солёного теста
замешивается тесто из расчёта 2 части соли и 1 часть воды, мука как получится.
Лепим фигурки, даём хорошо высохнуть, затем раскрашиваем.
2. Роспись пальцем или ладошкой
для работы нужны специальные пальчиковые краски, но если их нет, можно использовать обычную гуашь, только работать приходится быстрее.
3. Использование декоративных приёмов
иллюстрируем художественное произведение с использованием приёмов декорации.
4. «Раздувание кляксы»
Для работы нужна трубочка от коктейля, ставится на листе бумаги клякса, затем раздуваем её с помощью трубочки, даём высохнуть.
Смотрим, на что клякса похожа и дорисовываем.
5. Пластилиновое рисование
для изготовления поделок в этой технике достаточно иметь разноцветный пластилин и бумагу.
6. Рисование на пластилине
На картоне или другом прочном материале делаем пластилиновую основу, затем острым предметом «рисуем» картину или фигуры.
7. Работа с природным материалом
достаточно иметь материал и фантазию.

Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от лёгкого к трудному, от неизвестного к известному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся в своей работе использую уроки-игры, заочные путешествия, диалоги, инсценировки, работу с творческими заданиями. Стараюсь, чтобы мои ученики не боялись трудностей в учёбе и повседневной жизни.