Удивление – как один из внутренних механизмов формирования положительной мотивации младших школьников на уроке английского языка


Шиябутдинова Э.И.
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №2 г. Агрыз РТ»
Удивление – как один из внутренних механизмов формирования положительной мотивации младших школьников
на уроке английского языка
«Познание начинается с удивления»
Аристотель.
Цивилизационные изменения общепланетного масштаба в совокупности с переменами, произошедшими в последние десятилетия внутри нашей страны, привели к возрастанию роли иностранного языка (ИЯ) в жизни личности, общества и государства. Изучение ИЯ в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека. Знание хотя бы одного ИЯ расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа.
На первый взгляд, учителя английского языка вряд ли могут пожаловаться на отсутствие мотивации у детей и их родителей знать и изучать язык. Действительно, на первых занятиях у младших школьников есть огромное желание уметь общаться с носителями языка во время заграничных поездок, через Интернет, понимать тексты любимых иностранных песен, компьютерных игр. Однако, как только начинается сам процесс овладения ИЯ, многие обучающиеся сталкиваются с разного рода трудностями. Ведь этот процесс предполагает накопление объемного «строительного материала» – будь то лексика, или грамматика. Решение данной проблемы предполагает отбор наиболее эффективных приемов работы учителя, а также знание им психологических особенностей младших школьников.
Любовь к предмету в младшем возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта и радости, которые испытывает ребенок на уроке. Успех обучения и отношение обучающихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия.
Удивление как реакция на новое – один из механизмов формирования устойчивой мотивации обучения. На определяющую роль удивления в процессе обучения указывалось еще в Античности. Известно высказывание Аристотеля
о том, что «познание начинается с удивления». Этот механизм запускается еще в детстве, когда ребенок по мере своего развития сталкивается с неизвестными ему ситуациями, сопровождающимися реакцией удивления. За этим следует попытка исследовать предмет самостоятельно или спросить взрослого о его природе, то есть познать его.
С точки зрения психологии, удивление – это когнитивная эмоция. Если ситуация, вызвавшая удивление, оказывается безопасной, то оно переходит в интерес, а если приятной – в радость. Способность удивляться позволяет расширить горизонт видения и решать задачи на метапредметном уровне, пропуская информацию через призму личностного восприятия человека. Таким образом, удивление на уроке может стать «запускным механизмом» для формирования внутренней положительной мотивации к обучению.
Любой учитель, в той или иной степени, способен удивить учеников на своих уроках. С другой стороны, анализ современной литературы показывает, что потенциал удивления в педагогике используется неполно. Так, П.А. Степичев выделяет следующие источники удивления: удивление фактом, удивление методом, удивление обучающей средой. Рассмотрим более подробно каждый из них на примерах.
Любой школьный предмет – это совокупность интересных фактов. Применительно к английскому языку можно использовать факты как самого языка, так и культуры его носителей. Так, можно «удивить» или обратить внимание обучающихся на то, что английские слова, с которыми они сталкиваются в обычной жизни, на самом деле имеют свои определенные значения. Например, названия шоколадок «Bounty» - «вознаграждение», «Milky Way» - «млечный путь»; газированных напитков «Burn» - «гореть, пылать», «Mountain Dew» - «горная роса»; жевательных резинок «Love is..» - «любовь это...», «Eclipse» - «затмение»; средств гигиены «Head&shoulders» - «голова и плечи», «Dove» - «голубь»; чистящих средств «Vanish» - «исчезать», «Fairy» - «фея». Знакомство с культурой английского народа также происходит при помощи интересных и удивительных фактов. О традиции «5 o’clock tea» или о том, что почти во всех домах англичан раздельные краны, знает чуть ли не каждый школьник, потому что это удивительно для них. Эти факты мотивируют обучающихся к дальнейшему самостоятельному поиску слов и информации о стране изучаемого языка, которые им знакомы, но значение непонятно. Таким образом, в контексте педагогики удивления именно обучающийся, а не учитель становится источником вопросов.
Второй источник удивления – удивление методом. То, как учитель представляет сложный для понимания школьников грамматический материал, может вызвать удивление и восторг. Так, для объяснения общего и специального вопросов можно использовать собственную руку, где каждый палец – это отдельный член вопросительных предложений.

Специальный вопрос Общий вопрос
Большой палец – самый короткий палец, как маленький ребенок, задающий вопросы when? where? what? why?
Указательный палец – вспомогательный глагол, указывающий на время в предложении;
Средний палец – самый длинный палец, главный член предложения, подлежащее;
Безымянный палец – идет всегда за подлежащим, сказуемое;
Мизинец – остальная часть предложения.
Третий источник удивления – образовательная среда, в которую попадает обучающийся. Это может быть грамотно оформленный кабинет английского языка с интересными и красочными табличками, надписями типа OPEN/CLOSE на входной двери; либо ситуация, которую создает учитель во время урока. В качестве героев английских сказок или фильмов могут быть привлечены старшеклассники (урок-путешествие на необитаемый остров Робинзона Крузо или урок-встреча с Гарри Поттером). Знаменитые детские игры, в которые играют на английском языке или по новым «английским» правилам, необычные карточные фокусы также вызывают особый интерес и удивление у детей.
Важно отметить, что по-настоящему принять педагогику удивления и применить ее может тот учитель, который сам способен удивляться окружающему миру и своим ученикам. При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей. Таким образом, комбинируя элементы разных педагогических технологий на уроках английского языка, приучая учащихся к самостоятельной работе, обращаясь к мыслям и чувствам каждого ребенка, можно сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.
Библиографический список
Степичев П.А. ПЕДАГОГИКА УДИВЛЕНИЯ: НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ // Парадигмы образования – № 4 – 2015. – С. 35-38.
Бакланова Н. К. Формирование профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования // Среднее и профессиональное образование – № 2 – 2013. – С. 41–43.