Обучающая и развивающая дидактическая игра «Времена года» — «Ел фасыллары» по обучению детей двум государственным языкам


Обучающая дидактическая игра
«Времена года» - «Ел фасыллары»
Обучающая игра «Времена года» - «Ел фасыллары» предназначена для групповой и индивидуальной образовательной деятельности, игр и познавательной деятельности детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС и УМК.
Цель игры:
развитие у ребёнка мыслительных процессов, которые предполагают не только формирование определённых умственных операций, но и развитие восприятия, пространственной ориентировки, воображения, инициативности, в том числе и творческой;
Задачи:
формировать умение прислушиваться к речи собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, находить характерные признаки предметов, делать правильные выводы;
обогащать и активизировать словарный запас, расширять представления об окружающем мире;
В процессе использования игры, воспитатель может задавать детям такие вопросы, как: Какое время года? – Елныӊ кайсы фасылы?, Кто (что) это? – Бу кем? Бу нәрсә?, Какой (какая) (какое)?– Нинди?, Где живут? – Кайда яшиләр?, Где зимуют? – Кайда кышлыйлар?, Как выглядят? – Тышкы кыяфәте нинди?, Как готовятся к холодам? – Кышка ничек әзерләнәләр?, Чем питаются? – Нәрсә ашыйлар?, Для чего? – Нәрсә өчен?, Почему? – Нигә?, Когда? – Кайчан?, Сколько? - Ничә? Типовые вопросы дают простор инициативе воспитателя, позволяют обеспечить целенаправленность и чёткость в работе с детьми.
В работе по данному пособию необходимо также опираться на личный опыт детей, их наблюдения и на художественную литературу.
Игра используется при интеграции образовательных областей: Коммуникации, Познания, Социализации, Безопасности и Труда.
Все приложения к игре «Времена года» легкие и безопасные, несложные в изготовлении, снабжены фрагментами плоского магнита, который помогает удерживать их на игровом поле.
Само панно изготовлено из яркого, моющегося материала «самоклейки» 4 цветов с 4 красочными ламинированными сюжетными картинками по временам года. Большим преимуществом панно является то, что все детали съёмные. Это резко увеличивает игровые возможности детей, даёт им возможность самостоятельно играть и придумывать новые игры. Благодаря возможности крепить на панно новые детали можно бесконечно расширять количество заданий, используя для этого карточки с сюжетными и предметными картинками для составления предложений, обыгрывания ситуаций, рассказывания и сочинения сказок и стихов. Пособие ценно тем, что, кроме слухового и зрительного восприятия, дети обучаются непосредственно в процессе игры самостоятельно изменять условия игры. Панно используется по обучению детей двум государственным языкам, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развлечениях.
Игра «Времена года» является нестандартным многофункциональным пособием так как:
панно не фабричного производства;
игра соответствует требованиям и технике безопасности в организации занятий для детей;
новизна игры, эффективность;
привлекательность для детей;
дизайнерское решение.
Воспитатель по своему усмотрению может подобрать стихи, загадки, рассказы, комментарии, доступные детям соответствующей возрастной группы.
Перечень комплекта игрового пособия:
- панно (магнитная доска);
- набор карточек с предметными картинками на магнитах по различной тематике в конвертах в количестве 180 штук с изображением времен года, диких животных и рыб, овощей и фруктов, птиц и насекомых, растений и грибов, явлений природы и одежды людей.
Примерный перечень вариантов игры:
Образовательные области «Коммуникация» и «Познание»:
«Времена года» - «Ел фасыллары»:
- закрепление знаний о временах года, их характерных особенностях;
- развитие правильной речи, памяти, мышления.
«Не ошибись» - «Ялгышма»:
упражнение в различении предметов по их виду и качеству;
воспитание наблюдательности, находчивости.
« Кто пойдёт, пусть возьмёт» - «Кем бара, шул ала»:
развитие умения находить наиболее характерные признаки предметов,
развитие грамматически правильной речи, наблюдательности, смекалки.
«Похож - не похож» - «Охшаган- охшамаган»:
упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине;
развитие правильной речи, мышления.
«Знаешь ли ты?» - «Син беләсеӊме»:
закрепление знаний слов на татарском и русском языках;
развитие наблюдательности, правильной речи.
Образовательные области «Коммуникация», «Социализация»
«Вершки и корешки» - «Бакчада ни үсә»:
закрепление знаний об овощах, фруктах;
развитие внимания, находчивости, согласованности действий.
«Зоологическое лото» - «Зоолото»:
закрепление знаний о диких животных;
развитие сообразительности, внимания.
«Что где растёт?» - «Нәрсә, кайда үсә»:
упражнение в классификации растений по месту их произрастания;
развитие активности и самостоятельности мышления, речи.
«Отгадай-ка» - «Җавабын тап»:
упражнение в описании предметов по представлению;
воспитание выдержки, находчивости, развитие связной речи.
«Кто где живёт?» - «Нәрсә, кайда яши»
упражнение в классификации животных по месту их проживания;
развитие активности и самостоятельности мышления, речи.
«Магазин игрушек» - «Уенчыклар кибете»:
совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по его описанию.
«Назови три предмета» - «Өчәрне әйт»:
- упражнение в группировке предметов.
«Летает - не летает» - «Оча- очмый»:
- закрепление знаний о предметах;
- развитие внимания, выдержки.
Образовательная область: «Безопасность»
«А если бы...» - «Шулай булса иде»:
- развитие умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами, находчивости, быстроты мышления.
«Как быть здоровым?» - «Ничек сәламәт булырга»:
- воспитание безопасного поведения;
- развитие активности и самостоятельности мышления, речи.
Образовательная область «Коммуникация»
«Что за слово?» - «Бу нинди сүз»:
-развитие памяти, слухового внимания, быстроты реакции на слово.
«Фанты» - «Фант уены»:
-упражнение в правильном подборе слов;
- в умении логично задавать вопросы;
-воспитание выдержки.
«Наоборот» - «Киресенчә»:
-развитие быстроты мышления, находчивости;
-активизация словаря.
«Дополни предложение» - «Җөмләгә өстә»:
-развитие речевой активности, сообразительности.
«Скажи слово с нужным звуком» - «Кирәкле аваз белән сүзне әйт»:
-развитие у детей фонематического слуха, быстроты мышления.
«Кто знает, пусть дальше правильно ставит» - «Кем белә, шул дәвам итә»:
-закрепление знаний детей о классификации предметов;
-развитие произвольного внимания.
«Кто больше знает?» - «Кем күбрәк белә»:
-развитие памяти, находчивости, сообразительности;
-закрепление знаний о предметах.
«Найди рифму» - «Рифманы тап»:
-упражнение в подборе рифмующихся слов;
-побуждение к творческим проявлениям, желанию играть словами.
«Так бывает или нет» - «Шулай буламы әлле юкмы»:
-развитие логического мышления и чувства юмора.
«Что изменилось?» - «Нәрсә үзгәрде»:
-воспитание наблюдательности;
-развитие памяти, связной речи.
«Да - нет» - «Әйе – Юк»:
- развитие логического мышления, сообразительности, целеустремлённости, выдержки.
«Похож - не похож» - «Охшаган охшамаган»:
-развитие умения сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, отгадывать предметы.
28.«Отвечай быстро» - «Тиз әйт»:
- упражнение в классификации предметов;
- развитие гибкости и быстроты мышления.
«Только на этот звук» - «Шул авазга әйт»:
-закрепление знаний о звуках;
- развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово.
«А что потом?» - «Аннан соӊ нәрсә»:
-закрепление знаний о звуках;
- развитие связной речи.
«Узнай по описанию» - «Сүрәтләү буенча тап»:
-закрепление умения описывать предмет по представлению;
-развитие внимания, связной речи, сообразительности.
«Что картинка рассказывает о себе?» - «Рәсем нәрсә ди?»:
-развитие умения выделять наиболее характерные признаки предмета;
-развитие связной речи, внимания, воображения.
«Найди такую же» - «Шунды укны тап»:
-развитие умения сравнивать предметы, находить сходства и различия;
-развитие связной речи.
«Больше - меньше» - «Зур - кечкенә»:
-закрепление знаний о величине предметов;
- развитие умения сравнивать предметы;
-формирование сосредоточенности, целеустремлённости.
«Кто что любит?» - «Кем нәрсә ярата»:
-закрепление знаний о том, чем питаются животные, растения;
-развитие связной речи, внимания, воображения.
«Цепочка слов» - «Сүзләр чылбыры»:
-развитие умения находить нужные слова, составляя цепочку из слов на определённый звук;
-активизация словаря.
«Где что находится?» - «Нәрсә, кайда»:
-развитие пространственной ориентировки;
-развитие логического мышления, сообразительности, целеустремлённости, выдержки.
-39941520320
687070139065
717553816985Методические рекомендации
к обучающей и развивающей дидактической игре «Времена года» - «Ел фасыллары»
по обучению детей двум государственным языкам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 «Искорка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
2014 год
-1061085-386715