Педагогический проект на тему Любимый Чистополь — ты Родина моя! в реализации проектирования образовательного процесса посредством использования УМК по обучению детей двум государственным языкам


Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Йолдызкай» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЛЮБИМЫЙ ЧИСТОПОЛЬ-ТЫ РОДИНА МОЯ!»
(для детей старшего дошкольного возраста)

Разработчик: воспитатель Кирилова Е.А.
г. Чистополь, 2016 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема «Любимый Чистополь - ты Родина моя!»
Разработчик Кирилова Е.А., воспитатель
Место работы МБДОУ «Детский сад № 25 «Йолдызкай» Чистопольского муниципального района РТ
Тип проекта по методу - творческий, познавательно - игровой, исследовательский;
по содержанию - «педагог-родитель-ребенок»; детско-взрослый, ребенок - субъект проектирования; открытый – за пределами МБДОУ;
по характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
Проблемное поле Учителя начальных классов констатируют, что первоклассники (бывшие выпускники ДОУ) в большинстве своём имеют проблемы с речью. У них низкий уровень развития навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.). Есть проблемы развития спонтанной речи, сформированности грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию. Имеются трудности и в освоении грамматики родного (татарского) и русского языков.
Кроме того, дети имеют смутное представление о малой Родине. Их знания, в большинстве своем, ограничиваются ориентацией в микрорайоне, в названии улицы и реки. Такие минимальные знания затрудняют процесс формирования у детей нравственных ценностей: любви к Родине, гордости за неё и своих земляков. А комплекс проблем в речевом развитии затрудняет детям процесс формирования навыка формулирования собственного мнения, умения аргументированно его высказывать, вести диалог.
Актуальность В условиях новой языковой ситуации в республике, формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Во исполнении Закона РТ «О Государственных языках РТ и других языках в РТ» в детских садах с сентября 2012 года началось внедрение новых учебно-методических комплектов (УМК) «Кунелле теллэр» по обучению детей татарскому и русскому языкам. Цель - научить дошкольников свободно говорить на обоих государственных языках республики. Все методы УМК обучения направлены на изучение русского (татарского) языка, как  средства общения. Комплект «Изучаем русский язык» под ред.С.Гаффарова для детей 5-6 лет ставит следующие задачи: 
1. Обогащение словарного запаса (в пределах 62 слов). 
2. Правильное произношение звуков, свойственных только русскому
языку. 
3. Составление предложений. 
4. Развитие связной речи. 
5. Ознакомление детей с русской литературой и фольклором, культурой народа (традициями, национальной одеждой, праздниками, декоративно-прикладным искусством и т.д.). 
Учитывая НРК, руководствуясь Госстандартом по дошкольному образованию (ФГОС), важно не столько использовать УМК как способ обучения детей родному и русскому языку с целью усвоения будущими первоклассниками навыков разговорной речи, но и как возможность приобщения детей к нравственным ценностям через передачу знаний об истории родного края, малой Родине, её достопримечательностях и т.д. Важно создать мотивационную среду, в которой бы дети захотели разговаривать и общаться на русском языке. Поэтому изучение истории г.Чистополь, его архитектуры, достопримечательностей может стать тем ценным фактором, который будет способствовать эффективному усвоению старшими дошкольниками неродного языка.
Т.О., мы живем в многонациональной республике Татарстан, где основная часть населения разговаривает на русском и на татарском языках. Населению  важно знать оба государственных языка с дошкольного возраста, чтобылучше понимать друг друга, открыто общаться, конструктивно взаимодействовать, мирно сосуществовать, сообща любить общую Родину, приумножая её богатства, защищая её Суверенитет.
Цель Заложить в дошкольниках основы гармонически развитой личности, способной к духовно-нравственному самосовершенствованию и взаимодействию друг с другом ( в т.ч.с другими людьми) на двух государственных языках.
Задачи Образовательные:
Продолжать обогащать ПРС группы атрибутами, информационным материалом, связанным с историей г.Чистополь.
Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о достопримечательностях родных мест, традициях народа, городах РТ, государственной символике, т.д.
Побуждать детей к изучению русского языка и общению между собой с помощью знакомых слов пройденного материала.
Развивающие:
Развивать быстроту усвоения лексического материала, навыков разговорной речи, умения использовать их в диалоге, монологе с учетом накопленного языкового материала.
Развивать познавательный интерес к истории г.Чистополь в процессе сбора фотографий для альбома «Город Чистополь- ты Родина моя!».
Воспитывающие:
Воспитывать любознательность, активность, инициативу и интерес к сбору информации о г.Чистополь, изучению стихов и песен на русском языке, умение работать в коллективе.
Гипотеза проекта Возможно ли обучение детей татарской национальности русскому языку, используя ПРС (национальный уголок «Родина моя»)?
Интеграция образовательных областей и направлений «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-этетическое» («Музыка», «Изобразительная деятельность»)
Методическое обеспечение проектной деятельности 1.Абрамов Л. «Чистополь и чистопольцы». Изд. «По городам и весям», Казань, 2004 г.
2.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
5. Гаффарова С. Комплект «Изучаем русский язык» для детей 5-6 лет. 
6.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
8.Исмагилова Р. «Родной Чистополь». «Идель-Пресс», 2009 г.
Виды деятельности • совместная образовательная деятельность педагога и детей по созданию фотоальбома «Город Чистополь - ты Родина моя!»;
• рассматривание иллюстративного материала;
• подготовка к праздникам, презентации фотоальбома «Город Чистополь- ты Родина моя!»;
• познавательное чтение, разучивание стихов на русском языке;
• продуктивная деятельность (занятия, экскурсии, игры);
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта • национальный уголок «Родина моя»;
• альбомы о городах РТ;
• портреты глав государств РФ,РТ;
• картотека игр о г.Чистополе;
• познавательная литература для детей;
• глобус, карты Татарстана, г.Чистополь;
• дидактические игры;
• куклы в национальных костюмах и т.д.
Направления работы 1.Оснащение ПРС (национального уголка).
2.Работа с детьми- в различных видах деятельности (занятия, праздники, экскурсии, целевые прогулки и т.д.);
3. Работа с родителями- в совместной деятельности (Дни открытых дверей, конкурсы, праздники, открытые занятия и т.д.).
Участники проекта педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников
Сроки проведения долгосрочный
Этапы проекта 1. Подготовительный этап. Постановка проблемы и цели.
Цель: вызвать у детей интерес к родному городу, желание узнать как можно больше о нем через организацию ПРС, совместную деятельность на её основе, изучение слов русского языка.
Мероприятия:
1. Изучение литературы об истории и достопримечательностях г.Чистополь.
2.Анкетирование родителей «Что Вы знаете о городе Чистополь?».
3.Разработка консультаций для родителей «Г.Чистополь: вчера, сегодня, завтра», «Как всё начиналось», «Вклад меценатов в процветание г.Чистополь в разные годы» и т.п.
4.Разработка содержания национального уголка в соответствии с УМК и НРК.
5. Подбор и разучивание детьми стихов на русском и татарском языках М.Джалиля, Г.Тукая, А.Алиша, поэтов-земляков.
2.Основной.
Цель: систематизировать знания детей о г.Чистополь, через разные формы сотрудничества: занятия, беседы, игры, экскурсии, целевые прогулки и т.д.
Мероприятия:
1.Оснащение ПРС самостоятельно и с помощью родителей (открытками, фотографиями, альбомами, книгами, государственной символикой, портретами президентов РФ и РТ, другой информацией).
2. Беседа с детьми на тему: «С чего начинается Родина?».
3. Виртуальная экскурсия «Прекрасней Родины нам не найти» (по слайдам).
4. Заучивание стихотворений поэтов-земляков.
5. Рассматривание альбомов «Улицы г.Чистополя», «Города Татарстана», «Архитектура г.Чистополя», «Природа родных мест», «Государственная символика», «Музеи нашего города», т.д.
6. Рассматривание карт РТ и города Чистополь.
7. Продуктивная художественная деятельность «Любимые уголки любимого города».
8. Беседы «Почему эта улица так называется?», «Какие памятники города ты знаешь? », «Расскажи, на каком предприятии ты хотел бы работать? »;
9. Игры:
дидактические игры «Где эта улица, где этот дом? », «Кто больше назовет достопримечательностей?»,
учебно-развивающая игра «Царство дорог»,
игра «Герб города»,
игра «Найди Чистополь на карте РТ»,
настольная игра «Любимый город»,
игра-лото «История города Чистополя»,
игра «Заколдованный город»
10.Экскурсии:
По местам боевой Славы.
Ознакомительные экскурсии: «Парк культуры и отдыха», «Аллея Героев ВОВ», «Памятник историческим событиям 17-го года», «Центральная набережная Камы», «Дворец спорта», «Музеи», «Дом детского творчества», «Детская художественная школа», «Детская музыкальная школа», «Скарятинский сад», собор, мечеть, церковь
Посещение исторических зданий, оригинальных архитектурных сооружений - «Дом Мельникова», «Дом учителя», т.д.
Посещение красивых уголков города: фонтан, аллеи, «Парка культуры и отдыха» и т.д.
Посещение промышленных предприятий города с целью знакомства с профессиями людей (Часовой завод «Восток», судоремонтный завод, кондитерская фабрика и т.д.)
3.Заключительный.
Цель: учить обобщать накопленные знания и материал, создавая альбом, стенд, выставку рисунков, презентацию альбома о г.Чистополь.
1.Корректировка сценария мероприятия в виде презентации фотоальбома «Город Чистополь-ты Родина моя!».
2.Подготовка фотовыставки детско-родительских работ-снимков разных уголков г.Чистополя.
3. Проведение мероприятия в рамках празднования Дня города.
Методы проекта: Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, праздники, развлечения, конкурсы, мониторинг, анкетирование родителей.
Средства реализации проекта:
Специально организованное обучение (согласно перспективно-тематическому плану).
Совместная деятельность педагога с детьми по темам «Родина», «Творчество знаменитых земляков», «Ребенок и родная природа», «Л. Кулибина-поэтесса и композитор», «Синтез искусств», «Ребенок на улицах г. Чистополь», «Ребенок и живопись», интегрированных в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Мероприятия, направленные на изучение творчества поэтов – чистопольцев, местных композиторов и художников с целью разностороннего воспитания личности дошкольника.
Организация развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Работа с родителями через системное и планомерное взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог» для развития культуры дошкольников через разные формы работы.
Анкетирование родителей. Изучение уровня речевой подготовленности дошкольников в соответствии с требованиями УМК.
Предполагаемый результат повысится уровень познавательных способностей детей;
дети будут знать и называть достопримечательности родного города;
дети научатся видеть красоту произведений искусства местных архитекторов, художников, поэтов, композиторов;
повысится познавательная и эмоциональная активность детей;
у детей разнообразится и активизируется словарный запас русского языка;
дети научатся выражать в продуктивной деятельности полученные знания и впечатления.
Продукты проектной деятельности:
Выставка фотоальбомов «Достопримечательности г. Чистополя», «Улицы г. Чистополь», «Музей уездного города».
Плакат: «Чистополь, мы любим тебя!».
Презентация фотоальбома «Город Чистополь- ты Родина моя!».
Фотовыставка «Любимые уголки г. Чистополь».
Конкурс рисунков «Мы за Чистополь!».
Итоговое мероприятие Презентация фотоальбома «Город Чистополь - ты Родина моя!»,в рамках праздника, посвященного Суверенитету Татарстана (ко Дню города)
Приложение
Содержание национального уголка «Родина моя»
(с учетом НРК, старшая группа)
№ Перечень атрибутов и пособий Примечание
1. Государственная символика РФ и РТ (герб, флаг). Информационный и фотоматериал (фотоальбомы, отдельные иллюстрации, фотографии)
2. Куклы в татарской и русской национальной одежде На мальчика и девочку
3. Информационный и наглядный материал о родном г. Чистополь фотоальбом, книги, набор открыток, иллюстрации
4. Информационный и фотоматериал о столице РТ г. Казани. книги, набор открыток, иллюстрации
5. Информационный и наглядный материал о городах РТ Фотоальбом о 4 городах (Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск, Елабуга), животный, растительный мир
6. Информационный материал о традициях, искусстве Татарстана, России, Башкортостана, Чувашии Иллюстративный материал с образцами орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ
7. Портреты татарских писателей, книги ( в переводе) их произведений, в т.ч. татарские народные сказки. Портреты Г. Тукая, М.Джалиля, А.Алиша и т.д.
8. Образцы татарских национальных орнаментов 5 элементов: - тюльпан – лалә - лист – яфрак - колокольчик – кыңгырау - гвоздика – канәфер чәчәге - трехлистник - өч яфрак
9. Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами 4 игры: 1. «Составь узор» (на блюдце, чашке). 2. «Найди пару» (орнаменты домино). 3. «Найди и назови» (орнамент). 4. «Укрась тюбетейку и калфак».
10 Методическое пособие «Татарский орнамент ИЗО детей от 3-х до 7 лет» Автор Бурганова Р.Г.
11 DVD диски с мультфильмами: «Тукмар белән Чукмар»; - «Ике кыз»; - «Өч кыз»; - «Куян кызы»; - «Су анасы»; - «Кәҗә белән сарык әкияте»; - «Төлке белән каз»; - «Алтын бөртекләр»; - «Бүләк кемгә»; - «Агачлар да авырый»;
Приложение
Примерное содержание основной части проекта
«Любимый Чистополь-ты Родина моя!»
№ Формы работы с детьми Формы работы с родителями Цели Литература, дидактические пособия
1. Беседа: «С чего начинается Родина?". Изготовление карты-схемы «Дорога из дома до детского сада». Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу. М.Матусовский «С чего начинается Родина?» (аудиозапись)
2. Занятие: «Достопримечательности города» Конкурс рисунков: «Город, что сердцу дорог» Знакомить детей с достопримечательностями города, его традициями. Фотоальбом « Достопримечательности г. Чистополь»
3 Экскурсия по цен-тральным улицам города (ул. Ленина, К.Маркса) Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков города Чи-стополь Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу. Фотоальбом «Улицы г.Чистополь»
4 Экскурсия в краеведческий музей «Встреча с прошлым» «История старых вещей» (об истории возникновения города). Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков. Альбом «Музей Уездного города»
5 Занятие: «Город славен мастерами» Посещение мастерской художника Развивать интерес к изобразительному искусству. Учить де-тей видеть прекрас-ное. Картины художников-чистопольцев
6 Целевая прогулка в Скарятинский сад Привлечение родителей к организации прогулок Знакомить детей с улицами, на которых расположены: детский сад, школа, элеватор Фотоальбом «Скарятинский сад: прошлое, настоящее парка».
7 Занятие: «Природа нашего края» Конкурс рисунков: «Любимый уголок природы». Развитие нравственно-патриотических качеств, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны Коллекции полезных ископаемых, гербарии, иллюстрации с цветами, деревьями, животными
8 Литературная гостиная (беседа о творчестве татарских поэтов-земляков: Ф.Тарханова, Р.Гимадиев, А.Клычко-ва, М.Ахметшина, Т. Гималетдинов, Г. Шарифуллина) Конкурс авторских стихов о родной земле Формировать интерес к произведениям татарских поэтов-земляков Стихи «Родной Чистополь»
9 Занятие: «Жи-вотный мир родного края»
Семейное чтение рассказов о живот-ных края. Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах, пока-зать их разнообразие Иллюстрации, альбом «Животные нашего края», аудиозаписи, голосов птиц.
10 Музыкально-литературная гостиная. Беседа о творчестве поэтов-зем-ляков: В.Белов, Д.Максимова, Т.Во-тинова, Н.Нарсеев, О.Видяйкина, Л.Варганова, М.Архангельская Семейное чтение стихов поэтов-земляков о Чистополе, Каме, родных местах Продолжать формировать интерес к произведениям русских и татарских поэтов-земляков «Родной Чистополь» Р.Исмагилова
11 Целевая прогулка к реке Кама. Привлечение родителей к организации прогулок Воспитание бережного отношения к живой природе. Подборка песен, стихов, иллюстраций о Каме-реке
12 Беседа: «Герб города Чистополь» Викторина: «Люби и знай свой родной край». Воспитывать уважение к геральдике города «Родной Чистополь» Р.Исмагилова
13 «Музыкально-литературное наследие»
Рассказ о биографии и творчестве Л.Кулибиной Познакомить детей с жизнью и творчес-твом поэта и компо-зитора-земляка. Воспитание любви к поэзии. Выставка произведений Л.Кулибиной, портрет
поэтессы.
15 «Чистопольцы – герои ВО войны»
Круглый стол. Встреча с ветераном ВО войны Подвести детей к по-ниманию того, что мы победили потому, что любим свою страну Иллюстрации, альбомы, слайды, фото и т.д.
16 Экскурсия к вечному огню Конкурс семейных рисунков: «Мы за Чистополь» Систематизация знаний о родном городе. Выставка мате-риала о городе.
17 Изготовление праздничных открыток День открытых дверей. Открытое занятие по данной теме. Систематизация знаний о городе Чистополь Выставка открыток
18 Экскурсия на выставку картин при Доме работников просвещения «Художники-чистопольцы» (беседа об известных художниках) Знакомство с творчеством, обогащение словарного запаса. Фотоальбом «Художники-земляки»
19 Занятие: «Предание старины глубокой» (о Джуке-Тау) День открытых дверей. Открытое занятие по данной теме. Расширение знаний детей о жизни предков. Фотоальбом
«Джуке-Тау»
20 Занятие: «Твор-чество Д.Макси-мовой, А. Клы-чковой, Л.Лоску-товой, Н.Нарсеева. Они воспевают наш город» (встреча с авторами) Литературный вечер-викторина «Чистопольские поэты» Развивать интерес к творчеству поэтов-земляков. Учить де-тей видеть прекрас-ное, созданное талан-том и любовью к Родине простого человека Подборка стихов поэтов-земляков
21 Игра-путешествие «По родной земле» Изготовление макета: «Маршрут путешествия по родным местам» Довести до понимания детей, что любой край, город – неповторимы Аудиозапись песен о Чистополе
22 Занятие: «Мир музыки. Творчество Ф.Ахмадиева» Подборка произведений разных композиторов-земляков Воспитание уважения к творчеству композиторов, воспевающих Родину альбом «Наши композиторы», аудиозаписи
23 Комплексное занятие «Город маленький Чистополь» Конкурс семейных рисунков «Гордимся Родиной своей» Воспитание чувства гордости за родные места и земляков Фотоальбом «Достопримечательности города»
24 Целевая прогулка к памятнику воинам-интернационалистам Семейное рисование памятника воинам-интернационалистам Расширение знаний детей о героях-земляках, павших в интернациональных вонах (Афганистан, Чечня) Выставка картин местных художников с изображением памятника воинам-интернационалистам
25 Игра «Герб города»
Конкурс на создание занимательной игры о родных местах закрепить представление детей о гербе родного города, уметь выделять герб родного города из других знаков. «Родной Чистополь» Р.Исмагилова
Приложение
СЦЕНАРИЙ
презентации фотоальбома «Город Чистополь-ты Родина моя!»
Цель: Формирование у старших дошкольников ключевых компетентностей (информационной, коммуникационной, технологической):
- закрепить общие представления об основных определяющих облик города: архитектурных, спортивных и досуговых сооружениях, памятниках, достопримечательностях;
- закрепить знания о продукции, выпускающейся на производствах нашего города (мясокомбинат, молокозавод, хлебозавод, швейная фабрика, трикотажная фабрика и т.д.), продолжать воспитывать уважение и благодарность к людям, работающим на предприятиях;
- формировать желания и умения применять полученные знания о родном городе в игре, повседневной деятельности, закрепление умения передавать познавательную информацию взрослым и сверстникам, используя русскую речь;
- воспитывать деловое сотрудничество и коллективное творчество на русском языке;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их традициям.
Материалы и оборудование: группа украшена шарами; на стене располагается экспозиция рисунков детей на тему: «За что я люблю свою Родину»; солнышко «Я люблю Чистополь, потому что…»; на пьедестале стоит фото-книга-результат проекта: «Город Чистополь, мы любим тебя!»; ширма-стенд с фотографиями красивых уголков г.Чистополь; для гостей- шведский стол с угощениями: блины, чак-чак, губадья, чай и т.д.)
Звучит музыка. Дети приглашают гостей в группу.
Ведущий: Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на презентации нашей книги-фотоальбома, которая называется «Город Чистополь –ты Родина моя!»
Ребенок 1: Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Вам расскажем мы о чем-то
Очень занимательно.
Ребенок 2: Целый год мы все старались
И прилежно занимались,
Все про Чистополь узнали.
Опыт свой сюда собрали.
(Обращает внимание на пьедестал с книгой, песня о Чистополе (муз и сл. Л.Кулибиной).
Ребенок 3: Наша первая страничка
Про любимый уголок.
В сердце каждого ребенка
Поселиться один смог.
(Обращает внимание на стену с экспозицией детских рисунков о любимых уголках в городе)
Ребенок 4: Познакомить с нашим градом
Очень близко мы хотим,
Все скульптуры, дворцы, парки
Посмотреть мы вам дадим.
(Показ детьми фотографий-слайдов с видами города.)
Ведущий: Уважаемые гости! Наши ребята показали вам красивые места Чистополя. Я уверенна, что и вы, и ребята много знают о нашем родном городе. А кто знает больше?
Игра «Кто больше назовет?» (улиц, музеев, фабрик, заводов …)
Ребенок 5: Чистопольцы уж давно создают для нас добро:
Хлеб, муку и молоко, часы, судна и вино.
(Обращает внимание на слайд с продукцией разных производств)
Ребенок 6: Мой край родной
Здесь много наций,
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары и чуваши,
Примером миру станем мы!
Танец «Мы дружбой сильны»
Ребенок 7: Малая Родина, город на Каме,
Чистополь милый, родные места.
Где бы мы ни были, всюду над нами
Светит окно родового гнезда. (Н.Нарсеев)
Воспитатель: Чтоб не заскучать сейчас, викторина есть у нас!
(Ребенок с цветиком - семицветиком подходит к гостям, те отрывают по лепестку, на которых находятся вопросы)
Викторина для гостей «Знаете ли вы?»
1. Какие буквы в русском алфавите вы знаете?
2. Кем и в каком году был основан наш город?
3. Назовите первое (историческое) название города? (Архангельское)
4. Назовите, главный христианский праздник. (Пасха)
5. Перечислите Героев Советского Союза- земляков (7 человек)
6. Головной убор в татарском мужском национальном костюме. (Тюбетейка)
7. Как называется скульптурная композиция на аллее «Памяти воинам интернационалистам»? т.д. (вопросов должно быть по количеству гостей)
Ребенок 8: Долго книгу создавали, (держит книгу в руках)
Фотографии собирали.
Рады: вышло все у нас
Книга есть! И в добрый час!
(Ребенок торжественно вручает книгу воспитателю)
Воспитатель (берет книгу в руки и поднимает над головой):
Вот она - малая Родина.
С густым ароматом хлебов,
С морями зеленого золота,
С рядами душистых стогов. (Д.Максимова)
Воспитатель (благодарит детей за подарок). Уважаемые гости! Мы приготовили для вас угощенья. Это национальные блюда народов Поволжья. Сейчас мы хотим вам предложить продегустировать, а вы нам, пожалуйста, скажите: как он называется, и какой народ его придумал? Гости дегустируют блюда, благодарят детей.