Выступление на педагогическом совете по теме: Организация проектно — исследовательской деятельности в школе


Выступление Емельяновой Н.В.- на педсовете 16.10. 2014
Тема: Организация
проектно – исследовательской
деятельности в школе
Организация проектно – исследовательской деятельности в школе - это требование современной системы образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт 2012 года провозглашает новый вид обязательной образовательной деятельности – выполнение индивидуального проекта, который представляет собой новую форму организации деятельности обучающихся ( учебное исследование или учебный проект)
Проект ФГОС среднего( полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России содержит вполне однозначную установку на
«…формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или метапредметного учебного проекта»
Педагоги понимают, что чрезвычайно важно для человека, выходящего в жизнь, умение анализировать, проводить эффективный поиск, ставить задачи в соответствии с целью, находить и реализовывать нестандартные решения. Формированию таких умений, очевидно, способствует исследовательская деятельность. Вот почему в России растет популярность таких мероприятий как Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура». Российская научная конференция школьников «Открытие», Всероссийские юношеские чтения им.В.И.Вернадского, Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ Отечество», Всероссийский Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» и др.
В Концепции развития исследовательской деятельности учащихся указывается, что организация исследовательской деятельности рассматривается как мощная инновационная образовательная технология, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством воспитания и развития интеллектуального потенциала общества.
Безусловно, не все дети способны выполнять серьезные научные исследования. Однако формирование исследовательских компетентностей, включающих в себя учебные, коммуникативные, личностно-адаптивные компетентности, полезно для каждого школьника и может быть организовано на основе привития элементарных исследовательских навыков, реализации проектной деятельности в рамках учебных дисциплин и межпредметных сфер, на основе формирования умений аналитической работы и планирования самостоятельной деятельности.
Исследовательские задачи давно используются как метод на уроках в общеобразовательной школе, даже в младших классах, они формируют навыки аналитической, познавательной деятельности. Наиболее распространенная форма в средней и старшей школе - это реферат, в процессе такой работы у учащегося формируются умения работать с информацией, формулировать цели исследования, обобщать собранные знания, применять дедуктивный или индуктивный методы рассуждения. Широко используются в практике образовательных учреждений проектные работы, различные виды учебных исследований.
Научное исследование - высшая форма исследовательской деятельности, нацеленной на получение нового интеллектуального продукта. Это прерогатива образовательной деятельности высших учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения научными методами познания. Однако есть талантливые дети (в основном среди старшеклассников), которые выказывают способности и интерес к такого рода деятельности.
Научно-исследовательская деятельность представляет
собой работу в четырех направлениях:
проведение исследования;
написание и оформление научно-исследовательской работы;
публичное выступление на конференции;
написание тезисов.
Все эти виды деятельности формируют важные исследовательские компетенции:
получение и обработка информации для осмысления и рождения новых идей;
умение обращаться с различными источниками и использовать их данные;
систематизация и анализ документов;
умение аргументировать собственную точку зрения; навыки общения,
умение выслушивать и принимать во внимание взгляды
других людей;
выступление на публике, ведение дискуссии;
готовность к самообразованию и самоорганизации;
гибкость, упорство и умение быть стойким перед
трудностями.
Для того чтобы по-настоящему заниматься наукой, ко всему вышеперечисленному надо еще добавить:
постоянное пополнение багажа собственных знаний;
освоение методов научного исследования;
овладение основными категориями науки и выражение своих мыслей на языке ученого сообщества.
Какие наиболее часто возникают вопросы:
С чего начать?
Исследование может начаться:
С урока или прочитанной книги, с работы в школьном музее и т.д.
Исследование начинается там, где появляется удивление или обнаруживается «неожиданное», и там, где другим всё представлялось понятным
Кто может быть научным руководителем?
Учитель, руководитель факультатива, руководитель музея, педагог дополнительного образования.
Но надо помнить, что основную работу должен выполнять сам ученик, а научный руководитель лишь направляет его работу в нужное русло и помогает обозначить основные технологические моменты проведения исследования
Как выбрать тему?
При выборе темы необходимо обратить внимание на малоизученные проблемы сферы знаний, которые заинтересовали ребёнка!
Самая распространённая ошибка начинающего исследователя – желание «объять необъятное». Заявленная тема не должна охватывать огромный материал, который невозможно изложить в небольшой работе.
Лучше всего обратить внимание на более узкие и конкретные проблемы
Чем отличаются объект и предмет исследования?
Чем отличаются объект и предмет исследования?
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблему, это – общая исходная сфера знания. Это – область исследования (общее, целое), главное поле приложения сил исследователя, то, к чему применяется исследование.
Предмет исследования – это конкретный аспект в общей области (свойство или характеристика объекта, которое изучается в ходе исследования Например, в работе «Исследование флешмоба как социально культурного феномена» объуктом исследования является субкультура, а предметом – флешмоб. В работе «Положение женщины в Древней Руси» объект исследования – древнерусское общество, предметом исследования является социальный статус женщины в Древней Руси IX – XIII веков.
Новизна исследования
Причиной большинства отказов допустить работу на научную конференцию служит её реферативность.
Научная работа предполагает введение в научный оборот новых фактов, формулирование новых доказательств уже сложившихся теорий или представление своей аргументированной гипотезы
Цель, задачи и гипотеза исследования
Обязательным элементом введения к исследовательской работе должна быть четко определённые цели и задачи
Цель исследования – главное, чего хочет достичь исследователь, каков желаемый результат. Чтобы избежать ошибок в формулировке целей и задач необходимо следовать следующим рекомендациям:
1.Цель формулируется на основе проблемы
2.Цель исследования должна соответствовать формулировке
названия работы
3.Цель должна отражать предвидение результата
исследования
Цель научно – исследовательской работы не может состоять только в сборе или изучении материала
5.Рекомендуется формулировать цель с использованием
глаголов: определить, выявить, установить, разработать…
Задачи исследования – конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены, чтобы прийти к цели.
По сути – это этапы выполнения работы.
Гипотеза – предположение, которое подтверждается или опровергается в ходе исследования. Она является отправной точкой исследования. Гипотеза указывает путь поиска, но в отличие от простого предположения она должна быть обоснованной.
Как оформить работу?
Результаты выполненных исследований должны быть соответствующим образом оформлены.
Существуют специальные стандарты требований к структуре и оформлению работ (их необходимо чётко соблюдать)
Где и как представить свою работу?
Вариантов на самом деле очень много от выступления перед своими одноклассниками, до научных конференций различного уровня. Все зависит от серьезности и актуальности работы, но в любом случае это будет публичное выступление.
Для исследователя очень важно любое общение с аудиторией заинтересованных слушателей. Выступление даёт возможность отстоять свою точку зрения, доказать актуальность и новизну своего исследования, ответить на множество иногда каверзных вопросов и замечаний. Ведь в споре рождается истина!