Выступление на пед.совете Повышение качества образовательного процесса и его результативности через совершенствование методов обучения


Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой.
Значение ситуации успеха в процессе обучения.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Младший школьник не просто готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности.
Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.
Использование перспективных методов и форм проведения занятий, современных педагогических технологий обучения даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую ранее он не решал.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.
На уроках чтения и начального литературного образования используются технология формирования типа правильной читательской деятельности, технологии на основе личностной ориентации, коммуникативные технологии и технологию развития критического мышления. Эти технологии позволяют добиваться высоких результатов обучения чтению, постепенно учиться овладевать целостным восприятием художественного текста. Учащиеся активно участвуют в образовательном процессе, у них появляется устойчивый личностный интерес к изучаемой теме. Они принимают участие в аргументированной дискуссии, обмениваются мнениями, выполняют творческие задания.
На уроке чтения можно использовать технологию работы с текстом, обучать детей читать самостоятельно, выборочно. Во время урока проводить упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на освоение детьми процесса беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. Стараться, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном: определить тему художественного произведения, идею, отношение автора к героям. С самых первых уроков обучать учащихся следить за мыслью автора, добывать недостающую информацию различными способами, формировать осмысленное отношение к слову, способность к рефлексии. На уроках чтения учащиеся много и охотно говорят, имеют своё мнение и с интересом выслушивают мнение других, участвуют в диалоге с одноклассниками и учителем. Они владеют различными способами раскрытия значения незнакомого слова.
Важный шаг в усилении качества обучения — тренировка оптимального чтения. Для выработки навыков беглого чтения, можно пользоваться рекомендациями В.Н. Зайцева “Резервы обучения чтению”. “Быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность” .Важна не длительность, а частота тренировок. Для развития навыков беглого чтения на уроке проводятся упражнения: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения. Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.... В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю. При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать. Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.Жужжащее чтение позволяет учителю, проходя по классу во время пятиминутки «жужжания» видеть реальную обстановку: кто из учеников как читает на данном этапе. Проходя по классу учитель, прикасаясь к плечу, «выключает» тех из учеников, кто уже читает бегло. Остаются те, кто тихонько и неуверенно бубнят себе по нос. Но со временем таких учеников остается все меньше и меньше....
В 1-2 классах для ежеурочных пятиминуток чтения можно использовать книги, рекомендованные для внеклассного чтения, а в 3-4 классах читать статьи из газет, которые подбирает учитель.
Чтобы заинтересовать учащихся в развитии навыков чтения необходимо периодически отслеживать технику чтения учащихся, вести индивидуальный мониторинг каждого читающего и класса в целом, анализировать диагностику умений читать. На классных часах знакомить с диагностикой учащихся, на родительских собраниях — родителей.
На уроке все учителя.
Самое время вспомнить следующее: кто из детей не играет в «школу», в ожидании, когда его поведут в настоящую школу. Почему проявляющийся так явно интерес теряется с приходом в первый класс? Возможно, один из ответов состоит в том, что у ребенка отобрали право учить. Если понаблюдать за детьми в процессе игры, то можно заметить, что многие из них – талантливые учителя. Они ответственно относятся к своим обязанностям, сколько сил и терпения затрачивают на обучение своих подопечных. А главное, они свято верят в то, что учитель знает все. Поэтому, помогая товарищу, они считают обязательным обладать необходимыми для этого знаниями. Следовательно, процесс обучения приобретает для них качественно новый смысл, появляется заинтересованность в учебе. Ученик чувствует свою ответственность за знания других. Дети учатся сопереживать за успехи и неудачи своих одноклассников. Исчезают такие черты характера, как зависть, презрение к слабоуспевающим ученикам. Такое ценное желание помочь свойственно всем детям, забота учителя в том и состоит, чтобы научить детей оказывать помощь и даже в том случае, если нет прямой просьбы или пожелания.
В этой связи, в своей работе я использую взаимообучение. К стати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики только читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% - если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других. Согласитесь, информация не только интересная, но и полезная.
Основные преимущества взаимообучения:
возникновение у детей чувства раскованности в процессе учёбы;
повышение у детей ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
у школьников формируется адекватная самооценка;
отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний.
Невозможно переоценить и дисциплинирующее значение взаимообучения. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они ведут себя достойно и работают гораздо старательнее.
Но, в том случае, если ученику лучше заниматься в одиночестве, то и пусть себе учится один. А бывает так, что сидят две девочки на уроке и помогают друг другу – и пусть себе работают в паре. То есть способ работы ученик должен выбирать сам. Класс – живой организм. В нём возникают симпатии и антипатии, рабочие группы и пары создаются и распадаются, повинуясь внутреннему развитию классного организма, а не пожеланию учителя.
Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя “творцом обстоятельств”, чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.
На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:
Стремление самостоятельно решать интересные задачи;
Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;
Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д.
Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.). Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом “от сих и до сих, ни шагу в сторону”, не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. Если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.