Выступление на педагогическом совете Особенности учебной мотивации младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3





Выступление
на педагогическом совете


«Особенности учебной мотивации младших школьников»




Подготовила:
Трушникова Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов




2016 год

Сколько лет существует школа – столько лет мы говорим о том, что дети ленятся, не хотят учиться, и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся.

Слайд 2.
Мотив – это побудительная причина, повод к действию, то, ради чего учащиеся совершают ту или иную деятельность.

Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Эта мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда дети стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. С одной стороны, это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности.
В зависимости от того, каков мотив деятельности, у ребенка появляется цель. Цель – представляемый и осознанный результат деятельности. Например: Цель – найти решение. Мотив может быть различным:
- научиться решать задачу;
- не огорчать учителя;
- порадовать родителей хорошей отметкой.
Цели ясны педагогу, и ученику они ставятся на уроке в четкой форме. Мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику.

Слайд 3. Все мотивы можно разделить на 2 группы:

Социальные (стремление окончить школу, поступить в ВУЗ, хорошо работать в будущем);

Личные (мотивы благополучия, престижа: получить хорошую оценку, избежать неприятностей; выделиться среди других, занять определенное положение в классе).

Для того чтобы наши ученики с желанием учились, с удовольствием шли в школу, необходимо применять следующие методы мотивационного стимулирования учащихся:

Слайд 4.
1. Метод эмоциональной мотивации: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе.

Ситуация успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих силах, формируют у учащихся мотив достижения. Созданию ситуации успеха на уроке способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра. Занимательность игры ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес и стремление к победе, а отсюда - желание быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего возраста, мы строим свои уроки в виде игр-путешествий, сказок, КВНов, полетов в космос, соревнований... Например, дети ставят перед собой цель: найти и спасти буквы, похищенные злым волшебником. В течение всего урока они, преодолевая препятствия, четко выполняя различные задания и приобретая новые знания, стремятся к достижению своей цели и спасают буквы. В ситуации успеха находится каждый ученик. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Оценивание достижений учащихся
Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса, то есть для формирования у учащихся мотива достижений. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.
Главный механизм поощрения – оценочный. Он позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей, стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений, повышает самооценку. Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.
Все поощрения, используемые мною на уроке и внеурочной деятельности, по средствам выражения можно разделить на следующие группы:

- мимические и пантомимические (улыбка или ласковый взгляд учителя, пожатие руки, поглаживание по голове);

- словесные («Умница! Молодец! Хорошо поработал!»)

Вместе с детьми мы выявляем «мастеров» по всем видам предметной деятельности: красивому, грамотном письму; выразительному, быстрому, безошибочному, осознанному чтению; правильному пересказу; безошибочному счету, решению задач и т. д.

- материализованные (флажок на парте, благодарность в дневнике, жетон умельца или эмблема мастера);

- деятельностные (познавательная игра, более сложное задание).

Одним из приемов поддержания мотивации учащихся является введение дифференцированных (двойных) оценок, которые выставляются через дробь за письменные работы. Первая оценка учитывает уровень знаний, а вторая – усилия, старания, потраченные на выполнение задания, и творчество ребенка.
Важным моментом оценивания является сравнение результатов деятельности ученика с его предыдущими успехами.
Дневник успеха – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Дневник успеха помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Он направлен на сотрудничество учителя, учащихся и родителей с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. И как результат – способствует повышению качества образования в целом.
Для школьников очень важно фиксировать свои достижения и представлять их вниманию других. На это и направлена работа с Дневником успеха, куда учащиеся записывают свои достижения и продвижения в учебном материале, собирают работы, которыми они могут гордиться; полезные и интересные материалы, которые не сразу могут найти свое применение.
Дети в конце четверти считают количество положительных оценок, собирают свои наиболее интересные работы.

Слайд 4.
2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску каких-то решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, исследовательская работа учащихся, «мозговая атака» (штурм).
Создавая на уроке проблемные ситуации, мы подталкиваем учащихся к самостоятельному поиску решения проблемы, поощряем их делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проверять решения. У детей развивается самостоятельность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, что так необходимо для развития мотивации к достижению успеха.

Исследовательская деятельность – это познавательная творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов, мотива достижения успеха, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.
Учащиеся начальных классов лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, позволяет им чувствовать себя успешными. Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся мотивации достижения успеха.

Следует отметить также важную роль предметных олимпиад в начальных классах. Олимпиады проводятся у нас во 2-4 классах. Одной из задач олимпиад является формирование сознательной мотивации детей к самопознанию, самообразованию, закрепление и развитие интереса к своим личным способностям.

Слайд 5.
3. Волевые методы мотивации:
- Что ты сам думаешь об этом?
- Тебе нравится твоя работа? Почему?
- Как бы ты оценил свою работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
- Что тебе в этой работе удалось больше всего?
- Что в этой работе тебе больше всего нравится?

Слайд 6.
4. Социальные методы:
- развитие желания быть полезным;
- создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества.
Эффективной формой организации учебного процесса является создание
группового взаимодействия, то есть работа в группах, в парах. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают новыми знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «мои знания и умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В - четвертых, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.


Итак,
Слайд 7.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Учитель использует для этого следующие приемы: создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.


Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы.











15