Повышение мотивации у студентов к обучению физики через связь преподавания физики с профессиональным обучением


«Сумел науку изучить – сумей и в жизни применить»

В социально экономических условиях рынка труда необходим высокий уровень профессиональной квалификации специалистов, что выдвигает на первый план задачи повышения качества подготовки учащегося и обеспечение его конкурентоспособностью. Рынок рабочей силы требует определенных качеств: профессиональной самостоятельности, профессиональной мобильности, высокой ответственности за результаты труда, профессионализма и социальной мобильности. Этими профессиональными характеристиками должен обладать каждый наш выпускник, хотя совершенствование профессиональных компетенций – процесс постоянный, он длится в течение всей трудовой деятельности человека. Требуемые качества необходимо прививать и развивать у студентов с первых дней учебы, хотя выпускники школ, пришедшие учиться в техникум не всегда готовы морально и физически к получению и усвоению необходимой информации, умению работать в коллективе, использованию полученных теоретических знаний для решения производственных и бытовых задач. Физику они считают не только трудной, но и ненужной наукой. Меня всегда волновал вопрос: как вызвать интерес, стремление к познанию науки, как приобщить ребят к изучению преподаваемого предмета, как помочь им организовать их внутренние силы к освоению нового и наверстыванию упущенного старого.
Поэтому стараюсь свою работу строить, упираясь и на требования сегодняшней педагогической науки (использовать современные методики, ориентированные на действия, применять ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности), и учитывать то, что современное общество требует от молодого человека знаний основ наук как гуманитарного, так и естественно – математического цикла, умение наблюдать и объяснять природные явления, производить не сложный технический ремонт бытовых приборов, объяснять и соблюдать требования охраны труда, пользоваться современными техническими и вычислительными приборами.
Учитывая отношения многих наших студентов к учебному процессу, их багаж школьных знаний, интеллектуальный уровень, физическое здоровье, бытовые условия, приходится на уроках физики постоянно подчеркивать нужность изучаемого материала, связывать данную тему с осваиваемой профессией. Это делается с помощью решения задач с производственным содержанием, творческо-поисковых заданий, внеурочной работы, оформлений стендов и выставок, отражающих необходимость знания физической науки и умения применить их как в производственной деятельности, так и в быту, выполнением рефератов.
Задачи с производственным содержанием могут быть качественными и расчётными. При подборе и составлении таких задач необходимо учитывать следующее:
Рассматриваемый технический объект должен иметь широкое применение в народном хозяйстве на производстве;
В задаче должны быть использованы реальные данные о машинах, процессах и т.д.
В задаче должны быть поставлены такие вопросы, которые встречаются на практике;
Задачи по содержанию и по форме должны быть максимально приближены к условиям жизни;
Используемый в задаче производственный материал необходимо увязывать с изученным программным материалом по физик;.
Условие задачи должно быть изложено с технической точки грамотно и методически правильно. Перед тем как приступить к ее решению, необходимо четко прочитать условие, рассмотреть ее физическую сущность и определить, какие физические величины надо знать, чтобы решить задачу.
Условие задачи желательно сопровождать рисунком, схемой, т.к. это мотивирует студентов и концентрирует их внимание на содержании задачи. К оформлению условий задач я привлекаю студентов.
Для решения качественных задач, не требуется никаких вычислений. Студенты пользуются изученными физическими закономерностями, информацией , полученной из «интернета» и применяют их к анализу явлений, о которых идет речь в задаче,
Использование на занятиях по физике качественных задач способствует формированию у студентов интереса к избранной ими профессии. В процессе решения таких задач студенты осознают роль изучения физики в их будущей профессии, что повышает их активность при изучении этого предмета. Умение анализировать различные физические явления подталкивает студентов к более сознательному успешному изучению специальных дисциплин. Решение качественных задач с профессиональным содержанием способствует развитию и выработки профессиональных компетенций студентов. Решение качественных задач можно использовать в качестве мотивации, во время изучения нового материала и во время закрепления и повторения.
Вот несколько примеров качественных задач с профессиональным содержанием:
Задача №1:
Какие виды деформации испытывает тесто при формовании булочек?


Задача №2:
При замесе сдобного теста были соблюдены все требования калькуляции и закладки продуктов. Выпечка оказалась не сладкой. Причина? (Подтвердить утверждение опытным путём)






Задача №3:
Каким простым способом можно увеличить температуру кипения воды?




Задача №4:
Какие виды деформаций испытывает пища при пережевывании?





Задача №5:
Для какой цели сидения автомобиля снабжаются ремнями безопасности и подголовниками?

Учащиеся отвечают, что в данном случае это необходимо для обеспечения безопасности людей. Действительно, при столкновении автомобиля, движущегося с большой скоростью, с каким либо препятствием водитель и пассажиры вследствие движения их по инерции могут удариться, о лобовое стекло автомобиля, что приведет к травме; но если они пристегнуты к сиденью ремнями, то этого не произойдет.
Если же в задний бампер автомобиля ударяет другое транспортное средство, движущееся с большой скоростью, то головы водителя и пассажиров резко откидываются назад, что ведет к перелому шейных позвонков. В автомобиле, снабженном подголовниками, это не случится.

Задача №6
Почему при больших скоростях автомобиль иногда «заносит» на поворотах?

Из условия задачи студенты уясняют, что траектория движения автомобиля на повороте – дуге, которая является частью окружности. Студенты знают, что для движения тела по окружности необходимо действие на него силы, направленной по радиусу к центру окружности. Эта сила сообщает телу центростремительное ускорение. Величину силы можно найти, воспользовавшись вторым законом Ньютона:
13 QUOTE 1415
Вместе со студентами выясняем, какие силы могут обеспечить движение сила по окружности. Они отвечают, что такими силами могут быть: сила трения, сила тяжести, сила упругости, а также и равнодействующая. Студентам задается вопрос:
Какая сила в данной задаче выполняет роль центростремительной силы?
Они отвечают, что в данном случае такой силой является сила трения покоя, но если 13 QUOTE 14152,
то она будет недостаточной для обеспечения автомобилю необходимого центростремительного ускорения, а, следовательно, может произойти «занос» автомобиля.

Задача №7
Руководитель кружка «Блюз» поручил учащемуся Иванову К. заменить 2 гитарные струны с поврежденной оплеткой на новые. Во время репетиции было замечено, что высота звучания одной струны не соответствует строю. Что могло послужить причиной неправильного звучания струны?







Расчетные задачи требуют от обучающихся умения не только логически мыслить, но и делать точные расчеты, знания формул, единиц измерения.

Задача №1:
Комбайнеру необходимо заранее знать, можно ли будет убирать хлеб на следующий день рано утром (не будет ли росы). По радио он услышал, что вечером температура была 200С, относительная влажность воздуха 60%, а утром следующего дня температура воздуха будет 120С. Какое решение должен принять комбайнер?
(Ответ: Хлеб можно убирать, так как роса не выпадет)











Задача №2:
Взрослая корова выделяет при дыхании 0,235 кг воздуха в час при давлении 105 Па. Температура легких коровы 370С. Определить объем выдыхаемого ею воздуха за час.




При подготовке к проведению повторительно-обобщающих уроков и уроков по изучению нового материала я часто прошу ребят провести исследовательскую работу такого характера:

Задание №1.С какой целью при заготовке сухофруктов, фрукты разрезают на тонкие пластики?

Ответ обоснуйте и подтвердите опытным путем.
Обучающиеся проделывают следующую работу: берут по 100г яблок, разрезают на брусочки, пополам и на тонкие пластики. В течение 3 дней сушат и затем взвешивают. По результатам взвешивания делают вывод: чем больше площадь испарения, тем оно происходит быстрее.

Задание №2
Подумайте как, не имея термоса, во время сенокоса можно долго сохранить квас холодным? (Можете поинтересоваться у своих бабушек и дедушек, как это делалось в старину).


Задание №3

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт.
Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду. Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла. Из третьего рожка налить слой подкрашенного спирта. Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.
Приведите рецепт приготовления аналогичным способом известного винного коктейля «Кровавая Мэри»




Студентам часто предлагаю к урокам делать небольшие сообщения об использовании физических открытий для развития сельского хозяйства, пищевой промышленности в соответствии с изучаемой темой.

Сообщение №1:
Может быть верным помощником, если изучить его закономерности и правильно использовать. Копчение – это пропитывание продукта древесным дымом. Частицы дыма не только придают продукту вкус, но и предохраняют его от порчи. При электрокопчении продукта коптильный дым заряжают положительно, а отрицательным электродом служит, например, тушка рыбы. Заряженные частицы дыма оседают на поверхности тушки и частично поглощают её. Все электрокопчение занимает несколько минут, прежде копчение считалось длительным процессом.



Сообщение №2:
Для продления срока хранения свежих овощей их подвергают облучению. Облученные овощи (допустимой дозой) и фрукты сохраняются без порчи длительное время. Картофель, облученный лучами, не портится и не прорастают более года. Облучение картофеля небольшими дозами ускоряет созревание дней на 10, что позволяет убрать картофель до наступления дождей и заложить в овощехранилища сухими и чистыми. Редис, выращенный из облученных семян, крупнее и отличается хорошим вкусом.










Иногда с сообщением о применении физических знаний я приглашаю мастера производственного обучения



Сообщение 3


Применение конденсатора.


Работа с тестами.
Умение оперировать полученными данными, четко ставить ответ, описывать известные явления в окружающем мире и профессиональной деятельности развивается и при работе с тестами





Задание из серии «Занимательная физика» всегда привлекают студентов. Правильно составленный и оформленный кроссворд развивает как мыслительную и познавательную деятельность, так и вырабатывает после разгадки чувство уверенности и гордости в свои силы, чего так не хватает нашим студентам.


Не малую роль в развитии чувства необходимости изучения физики у студентов как необходимого звена в обладании профессией играет и внеурочная работа. Я часто провожу декады по физике под названием «Физика вокруг нас», каждая группа выбирает себе раздел физики и готовит выставку приборов, предметов, различных вещей, применение которых отражает то или иное физическое явление или закон.
Выставка включает в себя 2 раздела: «Физика в нашем доме» и «Физика вокруг нас». Затем на заключительном вечере представители групп защищают свои выставки. Здесь у студентов проявляются и развиваются умение работать с источниками, умение работать в коллективе, наблюдать, объяснять, применять полученные теоретические знания.


Оформление кабинета тоже должно способствовать профессиональной направленности при преподавании физики как одного из методов мотивации обучающихся к изучению физики и овладению профессией. В течение года я со студентами постоянно обновляю содержание стенда «Физика в моей профессии», куда помещаем интересные сведения, новинки, раскрывающие данную тему.


Таким образом, постоянная связь преподавания физики с профессиональным обучением вызывает не только интерес к изучению науки физики, но и способствует развитию профессиональных навыков и умений, решению профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, т.е. способствует повышению личностных и профессиональных компетенций студентов.























Список используемых источников:

Справочник школьника и студента. Издательский дом «Дрофа» . 1999г. Р. Гебель. 368 стр.
Учебник физики. 10 класс. С.В. Громов. Издательство «Просвещение» 2010г.383стр.
Учебник физики. 10 класс. В.А. Касьянов. Издательство «Дрофа» 2010г. 416 стр.
Учебник физики. 10 класс. Г.Я. Мякишев. Издательство «Просвещение» 2010г. 2083 стр.
Справочник по элементарной физике Н.И. Кошкин. Издательство «Наука» 1982г. 210стр.
6. Готовые программные продукты: «Открытая физика» (Open Physics
1.1), «Уроки физики 10 класс», «Уроки физики 11 класс» (Из серии
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»), «Репетитор – физика»
«Живая физика», «От плуга до лазера»




























Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса»









Повышение мотивации у студентов к обучению физики через связь с преподавания физики с профессиональным обучением










Работу выполнила:
преподаватель физики
Качур Татьяна
Михайловна










Асино 2013 год


0,235кг