Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего возраста математике


Консультация для воспитателей детского сада
Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего возраста математике
Одним из путей реализации задач математического развития детей дошкольного возраста являются познавательные и развивающие игры. Развивающая направленность этих игр заключается в том, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку- дошкольнику: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и т.п.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Посредством развивающих игр дети вводятся в мир логики математики, осваивают отношения эквивалентности, порядка, алгоритмов.
Развивающая направленность этих игр выражается и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой, познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.Выполнение развивающих упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как ?»
Содержание развивающих математических игр, методы и приемы, дидактические средства в должной интерпретации педагога позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность. В некоторые развивающие игры математического содержания включаются элементы мнемотехники, позволяющие развивать память ребенка-дошкольника.
Особенность развивающих игр с математическим содержанием состоит в том, что в них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.
Методической базой развивающих игр является концепция математического развития ребенка дошкольного возраста на основе формирования и развития его собственной моделирующей деятельности с математическими понятиями и отношениями. Такая деятельность ребенка принимается за ведущую. Моделирующая деятельность ребенка на разных возрастных этапах реализуется в различных видах: на раннем этапе- в виде предметного конструирования, далее- в виде графического, а затем- символического моделирования.
Соблюдение принципов отбора содержания развивающих игр, способствующих математическому развитию детей дошкольного возраста, позволяет построить методику развивающих игр на основе действия с моделями изучаемых объектов. При этом, дети учатся строить саму модель, используя всевозможную вещественную наглядность ( палочки, бечевку, геометрические фигуры, собственные пальцы, различные конструкторы, лист бумаги и т.д.), постепенно, в более старшем возрасте, переходят к использованию графических средств ( схема, рисунок, чертеж).
Применение различных материалов (заменителей) формирует у ребенка правильное понимание условного модельного характера математических понятий и отношений. В результате в процессе развивающих игр с моделью воспроизводится не сам внешний образ (палочки, фигурки), а условный смысл моделируемого понятия или отношения. Поскольку математика- наука системная, при отборе содержания развивающих игр для любого возраста необходимо соблюдать системность. Каждое новое понятие должно быть органически связано как с рассмотренным ранее, так и с последующими, т.е. содержание математических развивающих игр должно представлять собой систему взаимосвязанных между собой понятий. Преемственность математического развития ребенка-дошкольника требует в первую очередь формирования и развития математического мышления и подготовки к пониманию модельного характера математической науки, а не заучивания наизусть все большего количества математических фактов и ответов к примерам.