Презентация Повышение физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста средствами каратэ-до







Методическая разработка
Повышение физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста средствами каратэ-до



Проектная деятельность учителя физической культуры
Мишанина А.М.






Тольятти, 2014-15 г.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Восточные единоборства  как универсальная система физической подготовки детей


Возрастные особенности развития физических качеств в каратэ-до
5

1.2. Характеристика средств спортивной тренировки в каратэ-до
9

1.3 Методика повышения физической подготовленности в процессе занятий каратэ-до
12


Глава 2. Проектирование технологии использования средств каратэ - до


для повышения уровня физической подготовленности детей


2.1 Методика определения уровня физической подготовленности детей
21

2.2 Тесты для определения уровня физической подготовленности занимающихся каратэ-до
23

2.3 Методика использования средств каратэ-до для повышения уровня физической подготовленности занимающихся каратэ-до
24

Заключение
27

Литература
28













Введение

Актуальность темы. Многолетний опыт развития спортивных видов борьбы в нашей стране и за рубежом позволяет говорить о том, что раздел борьбы в школьной программе должен пронизывать весь процесс физического воспитания, начиная с 1-го класса. Сдерживающим фактором здесь является слабая научная и методическая база. Нами не обнаружено аргументированных данных по широкому использованию спортивных видов борьбы на уроках физкультуры школьников. Опубликованные же в печати отдельные результаты практического опыта работы учителей общеобразовательных школ не дают полного ответа на вопрос о возможности использования спортивных видов борьбы в качестве основного средства физической подготовки школьников различного возраста и пола.
В таком случае, для решения этих задач, можно использовать внеклассную работу и занятия избранным видом спорта.
Известно, что основное направление внеклассной работы по физическому воспитанию школьников младшего и подросткового возраста должно быть обращено к укреплению их здоровья, повышению двигательной подготовленности, усилению интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, использование спортивных видов борьбы отвечает таким запросам.
Физическую подготовленность учащихся среднего школьного возраста, можно значительно улучшить, применяя адекватные данному возрасту средства и методы восточных единоборств таким образом, чтобы они в наибольшей степени отвечали способностям и потребностям детей.
Объект исследования: уровень физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста занимающихся каратэ-до.
Предмет исследования: методика использования средств каратэ-до для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Цель проекта: изучить использование средств каратэ-до для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Задачи проекта:
Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
Изучить методику определения уровня физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Подобрать тесты для определения уровня физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Подготовить комплекс средств каратэ-до для повышения физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.
Сделать выводы и заключение.
Методы:
Анализ литературных источников.
Изучение документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.









Глава 1. Восточные единоборства  как универсальная система физической подготовки детей

Возрастные особенности развития физических качеств в каратэ-до

Тренировочный процесс в каратэ-до, вооружение занимающихся приёмами восточных единоборств - длительная, многофакторная процедура, в основе которой лежит учёт целевой направленности отдельных занятий, их системы, естественно-социальных условий реализации и состоящая из следующих основных структур: совершенствования технического арсенала занимающихся, их физической и функциональной подготовленности, тактической и морально-волевой подготовки, вооружения необходимыми теоретическими сведениями.
Известно, что удельная значимость каждого из перечисленных компонентов в подготовке спортсменов, вообще, и в восточных единоборствах, в частности, их сила воздействий на конечный результат, а также взаимозависимость между собою, в свою очередь, определяется особенностями вида спорта (единоборств), возрастом занимающихся, общей целевой установкой учебно - тренировочного процесса, этапностью подготовки спортсменов, их индивидуальными особенностями.[24]
Физическую подготовленность, функциональную дееспособность, специальную спортивную тренированность учащихся среднего школьного возраста, занимающихся каратэ-до, можно значительно улучшить, применяя адекватные данному возрасту средства и методы восточных единоборств и строя тренировочный процесс таким образом, чтобы он в наибольшей степени отражал требования данного вида спорта.
Установлено, что по своим характеристикам каратэ-до стиля Шотокан следует отнести к сложнокоординационному виду спорта.[22]
Молодой человек, избравший каратэ предметом своей спортивной специализации, поставлен в условия заведомого ограничения средств тренирующего воздействия. Поэтому выявление и проверка эффективности различных средств тренировки, структуры специфической двигательной деятельности молодых каратистов и других аспектов педагогической работы с ними связаны с необходимостью тщательного анализа в целом всей системы многолетнего процесса учебно-тренировочной и воспитательной подготовки в данном виде спорта в наиболее ответственное время детском, подростковом и юношеском возрасте.
Ключевым вопросом является вопрос сохранения здоровья спортсмена-каратиста как главного условия дальнейшего спортивного роста в процессе многолетнего совершенствования в каратэ.
Двигательная деятельность каратистов представляет собой непрерывную цепь решения моторно-психологических задач. В этой связи в этом виде спорта предъявляются высокие требования к уровню интеллектуальных и сенсомоторных качеств и психологическому фактору: времени и точности двигательных реакций, оперативности мышления, высокой скорости переработки информации, быстроты переключения и устойчивости внимания при достаточном его объеме, точности пространственно-временных характеристик движений. Анализ специфики занятий каратэ и обобщение ряда работ специалистов в области ударных видов спорта позволяют нам выделить наиболее значимые качества и свойства молодых каратистов различного возраста.
Например, морфологические характеристики неоднозначны у юных каратистов различного возраста, то же самое можно сказать и о физических качествах и психофизиологических особенностях. Во всех случаях прослеживаются возрастные, очевидно генетически обусловленные, особенности развития организма человека в онтогенезе. По мнению ряда ученых, наиболее быстрый и устойчивый эффект обучения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в эти периоды. Поэтому и управление процессами многолетней спортивной подготовки будет более эффективным, если преимущественная направленность тренировочного процесса на отдельных этапах будет определяться с учетом данных о периодах наибольшего естественного прироста в развитии двигательных качеств и функциональных возможностей.
Исследования показали, что наиболее выраженный прирост морфофункциональных показателей у каратистов-мальчиков 13–15 лет приходится на длину и массу тела, 16–18 лет на жизненную емкость легких (ЖЕЛ), окружность бедра и голени, 13–15 лет на силу рук и предплечья, 16–18 лет на становую силу. [12,15]
Наибольшие показатели прироста физических качеств были зафиксированы у каратистов-мальчиков в следующие возрастные периоды: абсолютная скорость движения 16–18 лет, абсолютная сила мышц 13–15 и 16–18 лет, максимум взрывного усилия 16–18 лет, стартовая сила мышц 13–15 лет, ускоряющая сила мышц 16–18 лет, время достижения максимума усилий 16–18 лет, максимальная скорость движения 10–12 лет, мощность работы 16–18 лет, скорость движения 13–15 лет.
Возрастные периоды наиболее выраженных приростов морфофункциональных показателей и физических качеств у каратисток-девочек несколько отличаются от таковых у их сверстников-мальчиков. У них сенситивные периоды приходятся на следующие возрастные периоды: длина тела 10–12 лет, масса тела 13–15 лет, ЖЕЛ, окружность бедра и голени 16–18 лет, сила рук кисти и предплечья 13–15 лет, становая сила 16–18 лет.
Периоды наиболее выраженных приростов показателей развития физических качеств приходятся у девочек-каратисток на следующие возрастные периоды: абсолютная скорость движения 13–15 лет, абсолютная сила мышц 16–18 лет, максимум взрывного усилия 13–15 лет, стартовая сила мышц 13–15 лет, ускоряющая сила мышц 10–12 лет, время достижения максимума усилий 16–18 лет, максимальная скорость движения 10–12 лет, мощность работы 16–18 лет, скорость движения 13–15 лет. Сравнительный анализ психологических и психомоторных характеристик молодых каратистов различного возраста и пола также выявил особенности их проявления.
Такие важнейшие показатели единоборца, как смелость и решительность, как у мальчиков, так и у девочек проявляются в наибольшей степени в 10–12 лет, соответственно психосенсорная чувствительность в 13–15 и 10–12 лет, эмоциональная устойчивость в 13–15 и 16–18 лет, скорость сенсомоторных реакций в 16–18 и 10–12 лет, интенсивность и устойчивость внимания в 13–15 лет, скорость приема информации в 10–12 лет, оперативное мышление в 16–18 и 13–15 лет, дисциплинированность в 16–18 и 10–12 лет, сенсомоторная координация в 10–12 лет, реакция прогнозирования в 16–18 и 13–15 лет, скорость образования динамических стереотипов в 16–18 и 10–12 лет, спортивное трудолюбие в 16–18 и 10–12 лет.
Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств каратистов (по величине интенсивности) 10–18 лет. Остановимся только на максимально выраженных показателях. Так, например, сенситивные периоды развития стартовой силы у мальчиков 15 и 16 лет, а у девочек 17 и 18 лет; ускоряющая сила мышц у мальчиков 15 лет, у девочек 15 и 16 лет; максимум взрывного усилия у мальчиков 18 лет, у девочек 17 и 18 лет; абсолютная сила мышц у мальчиков 17 лет, у девочек 17 и 18 лет; мощность работы у мальчиков 17 и 18 лет, у девочек 15–16 лет и абсолютная скорость движения у мальчиков 14 лет, у девочек 17 и 18 лет.
Стартовая сила мышц у мальчиков в умеренно выраженном режиме проявляется с 10 до 14 лет, у девочек только в возрасте 10–11 лет. Отмечается достоверное проявление полового диморфизма в развитии физических качеств у детей, подростков и юношей, занимающихся каратэ.
Можно полагать, что определение состава средств специальной подготовки, применяемого в каратэ-до, его влияния на организм юного спортсмена, изучение структуры и динамики тренировочных нагрузок на различных этапах годичного цикла, позволит более эффективно решать вопросы физической и технической подготовки юных каратистов. [12,15,16]

1.2. Характеристика средств спортивной тренировки в каратэ-до

Средства спортивной тренировки многообразны и используются на практике комплексно, т.е. представляют собой систему, состоящую из отдельных структур, что и обеспечивает со временем положительную динамику специальной и общей работоспособности занимающихся. В теории спорта особо выделяют основные, специфические средства и методы спортивной тренировки - разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование подготовленности спортсменов, и дополнительные факторы, усиливающие тренировочные воздействия основных средств или ускоряющие восстановительные процессы организма от их применения. Состав средств спортивной тренировки обуславливается особенностями конкретного вида спорта, являющегося предметом специализации, целевыми установками на тренировочную деятельность, состоянием занимающихся (возрастно-половые особенности, физическая подготовленность, психологическая устойчивость, состояние здоровья и пр.) и другими причинами. [15]
Одним из наиболее широко распространенных способов классификации основных средств тренировки (физических упражнений), применяемых в процессе спортивной тренировки, является целевая (смысловая) характеристика, т.е. основанная на сходстве или различии их с конкретным видом спорта, избранного в качестве предмета узкой специализации. По этому признаку все тренировочные упражнения принято подразделять на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные (общеразвивающие).
Каратэ-до стиль Шотокан является видом единоборств, который относится к группе (как и все виды единоборств), которая, по мнению Л.П.Матвеева (91), «...представляет собой подвижную, широко варьируемую в зависимости от логики единоборства совокупность различных двигательных действий, объединенных условным сюжетом..., характеризуется комплексным проявлением основных физических способностей в условиях непрерывной и внезапной смены соревновательной ситуации».
Сложность Шотокан каратэ-до, как вида единоборств, заключающаяся в громадном разнообразии приемов и способов ведения поединков, целевой неординарности используемых упражнений, затрудняет систематизацию специфического содержания тренировочных и соревновательных упражнений каратистов.
В то же время, для реализации учебно-тренировочного процесса, а тем более его совершенствования перед специалистами, педагогами, тренерами остро стоит вопрос об упорядочении применяемых в практике спортивных занятий каратэ-до спортивных упражнений. [5,16]
Общеразвивающие упражнения в каратэ-до
К общеразвивающим (общеподготовительным) упражнениям относят такие, которые реализуют общую физическую подготовку спортсмена и создают функциональную основу для совершенствования в соревновательном упражнении.
Они используются для решения следующих задач подготовки занимающихся:
- создание двигательной базы избранного для специализации вида спорта, т.е. формирования основных ведущих физических качеств для спортивного совершенствования и более тонкого освоения навыков соревновательного упражнения;
- совершенствования физических качеств и двигательных навыков, недостаточно развиваемых избранным видом спорта, повышения общей работоспособности или поддержания ее;
- создание условий активного отдыха.
Хотя перечень общеразвивающих упражнений теоретически почти безграничен, тем не менее различают две подгруппы этих двигательных действий: собственнообщеразвивающие (упражнения для разминки и зарядки, развития физических качеств, без предметов, со снарядами, с партнером и пр.) и упражнения других видов спорта.
При организации тренировочных занятий по каратэ-до с юными спортсменами общеподготовительные упражнения находят самое широкое применение. Они используются для разминки и в процессе функциональной подготовки организма спортсменов (развития физических качеств и двигательных навыков).[12]
Как известно, учащиеся даже одного возраста, имеющие одну и ту же массу тела, часто отличаются друг от друга по уровню физической подготовленности и функциональным возможностям. Поэтому общеразвивающие упражнения, как правило, подбираются по возможности индивидуально, с учётом указанных особенностей, а также с учётом целей и задач, стоящих перед занимающимися, на данном занятии. В сложившейся практике, подтверждённой специальными исследованиями, принято начинать уроки по единоборствам с выполнения организационных мероприятий и соответствующих упражнений основной гимнастики, за которыми следует разминка, состоящая из трех взаимосвязанных элементов: подготовки вегетативных функций, подготовки опорно-двигательного аппарата и ЦНС к предстоящей работе, решению запланированных задач занятия. Затем рекомендуется переходить к закреплению и совершенствованию техники выполнения страховки, падений, и, наконец - к отработке основных элементов единоборства: переход к специально-подготовительным упражнениям.
Считается, что нагрузка, а также сложность выполняемых элементов единоборств, в уроке должны постепенно наростать, поэтому необходимость в интенсивной разминке, как правило, отпадает. Интенсивность разминки и количество выполняемых упражнений подбирается, по мнению для каждого занимающегося индивидуально; если такой возможности нет, то выполняется общая для всех разминка, которая дополняется персональными заданиями каждому бойцу. До настоящего времени в качестве общеразвивающих упражнений на занятиях каратэ-до принято использовать традиционные гимнастические упражнения (собственно общеразвивающие упражнения). Дополнительно к гимнастическим упражнениям принято применять в начале занятий также упражнения с предметами (гантели, амортизаторы, набивные мячи), способствующие повышению подвижности в суставах конечностей и всего тела.[16,22]


1.3 Методика повышения физической подготовленности в процессе занятий каратэ-до

Повышение физической подготовленности каратиста осуществляется в процессе физической подготовки на спортивной тренировке.
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание его физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте.
Физическая подготовка включает в себя: общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Общая физическая подготовка (ОФП), включает в себя упражнения, способствующие всестороннему физическому развитию спортсмена, повышению уровня функциональных возможностей организма, развитию выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационной способности и др.
Упражнения по совершенствованию общей физической подготовки выполняются на месте и в движении, без предметов и с предметами, на различных снарядах, в составе группы, индивидуально или с партнером. Они составляют неотъемлемую часть каждого занятия каратэ. Их содержание, направленность, объем и интенсивность зависят от возраста, уровня физического развития и мастерства занимающихся, стоящих перед ними задач, а также от целей каждого конкретного периода подготовки и отдельного занятия. Упражнения содействуют развитию таких общих качеств, как гибкость, ловкость, сила, быстрота, т. е подготавливают спортсмена к специальной тренировке.[15]
Общая физическая подготовка (ОФП)
Основной задачей общей физической подготовки в каратэ является развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости - это многоуровневая система, каждый уровень которой, имеет свою структуру и свои специфические особенности.
Развитие силовых способностей
Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо работу.
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. 
Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление. В силовой подготовке каратистов широко применяются и упражнения с отягощением весом собственного тела, в которых основным фактором противодействия являются сила тяжести  тела каратиста, инерционные и другие механические силы, возникающие при перемещении его массы. [3,4,7]
Все силовые упражнения подразделяются на:
1. Общеподготовительные силовые упражнения подбираются в основном из числа средств спортивно-вспомогательной гимнастики и тяжелой атлетики. Это упражнения, связанные как с общими силовыми нагрузками (приседание со значительным весом, работа в спарринге и т. д.) так и с относительно локальным воздействием на отдельные мышечные группы (упражнения с сопротивлением для сгибателей и разгибателей предплечья, плеча, шеи, туловища, ног, приводящих и отводящих мышц и т. д.).
   2. Специально-подготовительные силовые упражнения представляют собой элементы соревновательных действий или образованные на их основе движения, которым придается характер направленных силовых нагрузок (удары, приседания с отягощением).
    3. Тренировочные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств силовой подготовки преимущественно с относительно небольшими дополнительными отягощениями.
      К числу упражнений для развития специальной силы в ударных действиях относят выполнение ударов руками и ногами в воздух, на мешках, лапах, макиварах с утяжелителями или в водной среде. 
Рекомендуемые упражнения:
1.     Имитация ударов рукой и ногой с дополнительным   отягощением   (манжетами, накладками, гантелями) или с сопротивлением резинового амортизатора.
2.      Махи   ногами   с   дополнительным отягощением    (манжетами,    накладками на голени или стопы), с сопротивлением резинового амортизатора и без отягощения. 
3. Отжимания (сгибание и разгибание рук) в упоре лежа.
4.       Сгибание и разгибание туловища в тазобедренных суставах.
Развитие выносливости
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.[22]
Различают общую и специальную выносливость.
      Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнять и другую работу в таком же темпе.
      Специальная выносливость каратиста - это выносливость по отношению к двигательной деятельности, в условиях которой решается определенной двигательной деятельности, означающая его способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижений в каратэ.
Общая выносливость - развивается эффективно при выполнении длительных непрерывных упражнений, таких как кроссовый бег или спортивные игры.[22]
Для развития специальной выносливости каратиста, необходимо:
во-первых, обеспечить развитие специальной тренировочной выносливости, которая позволит эффективно использовать возрастающие по объему и интенсивные специфические тренировочные нагрузки;
во-вторых, добиться максимально возможных показателей соревновательной выносливости, что выразилось бы в стабильной работоспособности на соревнованиях                                      
Рекомендуемые упражнения:
1.      Прыжки через низкие препятствия толчком обеих ног, в быстром   темпе.
2.     Переход из положения лежа в сед  «высокий угол» и обратно, в темпе.
3.      Из упора лежа толчком ног - упор присев - прыжок вверх, в  темпе.
4.      Переход из смешанного виса согнувшись сзади на гимнастической стенке в вис прогнувшись и обратно.
5.    Переход  из виса в вис «высокий  угол» на гимнастической стенке.
6.    Толчком наскочить в упор на брусья – отжимание - соскок и т.д., в темпе.
7.       Выталкивание штанги  (20%  макс, веса)  в темпе с подскоками ноги врозь -  ноги вместе.
8.       Спурты 3 x 15 м.
9.       Приседания со штангой (75% макс, веса).
В тех случаях, когда интенсивность отдельных подготовительных упражнений относительно невелика, их эффективность при воспитании выносливости может быть повышена с помощью методов перманентно-круговой тренировки. Эти методы характеризуются непрерывным, «поточным» выполнением всех упражнений, включаемых в «круг» (обычно 8-12 видов упражнений) и отсутствием интервалов отдыха между «кругами» при повторном прохождении их в рамках занятия (до 2-3 раз и более). [21]
Развитие гибкости
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Гибкость является необходимым условием занятий каратэ. Она способствует правильному выполнению ударов и постановке блоков, позволяет избежать травм. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений.
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.
При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц.
Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений.
   В каратэ в качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Среди упражнений на растягивание различают:
-   активные,
-   пассивные,
-  статические.
Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловища) можно выполнять без предметов и с предметами.
Пассивные упражнения на гибкость включают:
-     движения, выполняемые с помощью партнера;
-      движения, выполняемые с отягощениями;
-      пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т. д.).
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени. После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями.
Упражнения на гибкость включаются в каждое тренировочное занятие. На занятиях по каратэ ученики в первую очередь стремятся «научиться сесть в шпагат».[10,12]
Развитие ловкости
Ловкость – это физическое качество, выражающееся в способности учеников быстро и наилучшим образом решать двигательные задачи.
Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательнокоординационными способностями понимаются  способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Способности, относящиеся к координации движений делятся на три группы:
1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
2.  Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.        
3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). [12]
Совершенствовать общую ловкость каратисту помогают занятия разнообразными видами спорта (гимнастика, акробатика, спортивные игры), изучение разнообразных технических и тактических действий спортивной борьбы.
Специальная ловкость помогает спортсмену выполнять технические действия в самых необычных условиях и добиваться победы над противником, затрачивая на это минимальное количество усилий.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.[10,23]
Развитие быстроты
Быстрота - комплекс функциональных свойств, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций.
Скоростные способности - это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой) называется простой реакцией.
Сложные же двигательные реакции - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). Они характеризуются постоянной и внезапной сменой ситуации действий. В каратэ, к примеру, способность действовать на сотые доли секунды быстрее противника имеет решающее значение для достижения победы в поединке.
В каратэ существует специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью.[13,14]
Анализ специфики занятий каратэ-до и обобщение ряда работ специалистов в области ударных видов спорта позволяют нам выделить наиболее значимые качества и свойства молодых каратистов различного возраста.
Можно полагать, что определение состава средств, применяемых в каратэ-до, их влияния на организм юного спортсмена, изучение структуры и динамики тренировочных нагрузок на различных этапах годичного цикла, позволит более эффективно решать вопросы физической и технической подготовки юных каратистов.
Характер и условия развиваемых в ходе рукопашного боя физических качеств очень разнообразны, что приводит к необходимости разносторонней физической подготовки, а значит повышению уровня физической подготовленности в целом.

















Глава 2. Проектирование технологии использования средств каратэ- до
для повышения уровня физической подготовленности

2.1 Методика определения уровня физической подготовленности спортсменов

На первом этапе проектировочной деятельности необходимо изучить способы определения уровня физической подготовленности спортсменов.
Физическая (двигательная) подготовленность важный компонент готовности спортсмена к достижению наивысшего спортивного результата. Контроль за состоянием этой подготовленности осуществляется при помощи тестирования.
Тесты могут дать информацию об уровне физической подготовленности (с учетом развития всех физических качеств) или уровне развития одного физического качества.
Тесты и батареи можно подобрать или модифицировать для лиц, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности. В этом плане результаты испытаний окажут помощь в подборе пригодных для таких спортсменов физических упражнений.
Измерение физической подготовленности имеет существенное значение для тренера и спортсмена. Для тренера всегда была очевидна потребность располагать конкретным и объективным измерением, как физического состояния воспитанников, так и эффекта своей собственной тренерской деятельности. Для спортсмена измерение дает объективную информацию о физическом состоянии, позволяет видеть, как изменяется (прогрессирует) его уровень. Тем самым, тестирование имеет мотивационное (стимулирующее) значение.
Важной стороной тестирования является проблема выбора теста для оценки конкретной физической способности и общей физической подготовленности.
Критически оценивая часто используемые, батареи тестов, следует сказать, что каждая из батарей едва ли в полной мере охватывает понятие «физическая подготовленность». В одних программах есть тесты «на силу» или «силовую выносливость», но нет, например, «на гибкость» или «на скорость». В других наоборот. Однако почти во всех программах ощущается недостаток тестов для оценки координационных способностей.
Физическая подготовленность результат физической подготовки, целенаправленно организованного учебно-тренировочного процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: сила, выносливость, координация, гибкость, быстрота. Степень развития этих качеств определяет ФП спортсмена. Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития физических качеств:
1) скоростных (бег на 30 или 100 м);
2) координационных (бег на 3x10 м, прыжки через скакалку);
3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 с);
4) силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине);
5) выносливости (бег на 1000, 2000, 3000 м);
6) гибкости (наклон туловища вперед). Данное качество характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперед из положения стоя (ноги прямые) путем замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры отрицательная (). Замер гибкости можно осуществлять из положения сидя. Различают гибкость активную, когда движения выполняются за счет мышечных сокращений, и пассивную, когда движения выполняются с помощью отягощений.
Для спортсменов различных возрастов, показатели физической подготовленности стандартизованы [13]. Создание единой универсальной формы для показателей физической подготовленности привело к увеличению количества тестовых физических упражнений с 6 (стандарт образования школьников) до 10.
Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебно-тренировочного года.


2.2 Тесты для определения уровня физической подготовленности занимающихся каратэ-до

На втором этапе проектировочной деятельности анализ литературных источников помог определить часто используемые в спортивной тренировке тесты для определения физической подготовленности спортсменов.
Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания).
Исходное положение: упор лежа, голова туловище ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии «голова туловище ноги». Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.
Тест 2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат.
Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.
Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине.
Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.
Тест 4. «Шпагат».
Тестируемый максимально раздвигает ноги в стороны или вперед-назад и как можно ниже садится на пол. Результат: количество сантиметров от пола до ног.
Тест 5. «Пистолет».
Тестируемый занимает положение стоя боком к опоре. Поднимает дальнюю от опоры ногу под углом 90 градусов. Рука на опоре. Удерживая ногу в этом положении, выполняет приседание на опорной ноге. Когда под влиянием утомления нога начнет опускаться ниже параллели, подсчет приседаний останавливается. Фиксируется количество приседаний на каждой ноге. [8]


2.3 Методика использования средств каратэ-до для повышения уровня физической подготовленности каратистов

На последнем этапе проектировочной деятельности был подготовлен комплекс специальных средств каратэ-до для повышения уровня физической подготовленности каратистов.
Выбор средств осуществлялся с помощью методики разработанной Захаровым Е., Карасевым А., Сафоновым А. и описанной в методическом пособии «Рукопашный бой»: Самоучитель/ - М.: Культура и традиции, 1992.-240 с.
Комплекс упражнений для развития силы:
- Имитационные упражнения с дополнительным отягощением;
1. Имитация ударов рукой и ногой с дополнительным отягощением (манжетами, накладками, гантелями и т.д., см. рис.) или с сопротивлением резинового амортизатора (рис).



Выполнять по 10-30 раз каждый удар попеременно левой и правой рукой с соблюдением техники исполнения (исходного положения кулака или руки, траектории движения, максимальной скорости, фиксации конечного положения). Скорость выполнения ударов увеличивать по мере освоения техники. После имитации одного или нескольких ударов необходимо выполнить те же движения по 5-10 раз, но без отягощения или сопротивления.

Комплекс упражнений на силу, гибкость и ловкость:
Наклон корпуса вперед обеспечивает растяжку мышц задней стороны бедра. 
Наклон корпуса в стороны обеспечивает растяжку мышц боковой части корпуса. 
Прогиб в спине обеспечивает растяжку мышц спины. 
Покачивание в выпаде обеспечивает разминку ног и растяжку паховых связок. 
Наклон вперед в позиции "бабочка" обеспечивает растяжку паховых и коленных связок.
Отжимания в упоре лежа.
Подтягивания на перекладине.
При выполнении медленного удара ногой зафиксируйте ногу в крайнем положении (положении удара) от 30 секунд до одной минуты.
Обопритесь о стенку (для упора) и выполняйте максимально  быстро удар еко-гэри, не опуская колена. Начните с 25 повторений  и продолжайте увеличивать, стремясь довести до 50 повторений. 
Аналогично выполняйте удар маваси-гэри, стремясь выполнить все  удара на уровне дзедан. 
Встаньте на четвереньки, выполняйте сначала медленно, а затем в скоростном режиме удар усиро-гэри (с возвратом или не опуская колена). [5]
Оба комплекса можно использовать в процессе общей и специальной физической подготовки во второй части учебно-тренировочного занятия.






Заключение

Анализ литературных источников, изучение документов и материалов позволили сделать следующие выводы:
Основное направление внеклассной работы по физическому воспитанию школьников младшего и подросткового возраста должно быть обращено к укреплению их здоровья, повышению двигательной подготовленности, усилению интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, использование спортивных видов борьбы отвечает таким запросам.
Физическую подготовленность, функциональную дееспособность, специальную спортивную тренированность детей, занимающихся каратэ-до, можно значительно улучшить, применяя адекватные данному возрасту средства и методы восточных единоборств и строя тренировочный процесс таким образом, чтобы он в наибольшей степени отражал требования данного вида спорта.
Анализ специфики занятий каратэ-до и обобщение ряда работ специалистов в области ударных видов спорта позволяют выделить наиболее значимые качества и свойства молодых каратистов различного возраста.
Можно полагать, что определение состава средств физической подготовки, применяемого в каратэ-до, его влияния на организм юного спортсмена, изучение структуры и динамики тренировочных нагрузок на различных этапах годичного цикла, позволит более эффективно решать вопросы физической и технической подготовки юных каратистов.



Литература
1. Абрамович, В.Б., Майский, А.Б. Урок физической культуры [Текст] : Учебн. пос. для студ-тов заочн. обуч. - Набережные Челны: Филиал ВГИФКа, 1989.
2. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьников //Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ [Текст]: Сб. работ участников Международ. семинара /Под общ. ред. В.И.Ляха и Л.Б. Кофмана. М., 1993, с. 42-50.
3. Бурханов, А.И. Влияние спорта на организм школьников //Теория и практика физической культуры. [Текст]: 1995, № 4, с. 12-14.
4. Дворкин, Л.С., Младинов, Н.И. Силовая подготовка юных атлетов. [Текст]: - Екатеринбург: изд-во Уральского гос. ун-та, 1992. - 80 с.
5. Захаров, Е. и др. Рукопашный бой [Текст]: Самоучитель/ Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. -М.: Культура и традиции, 1992.-240 С.
6. Курдюков, Б.Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры [Текст]: Автореф. канд. дис. Краснодар, 1994.
7. Клипст, И.И. Сила мышц человека и факторы, ее определяющие. [Текст]: М., 1951.
8. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст]: М., 1998.
9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. [Текст]: М., 1991.
10. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта. [Текст]: М., 1997.
11. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте. [Текст]: - М.: Спортакадем-пресс, 2000.
12. Масатоши, Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти томах. Пер. с англ. В. Коломарова [Текст]: - М.: Ладомир, АСТ, 1998 - 2001
13. Озолин, Н. Г.Современная система спортивной тренировки. [Текст]: М., 1970.
14. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. [Текст]: М., 1986.
15. Пилоян, Р.А., Суханов, А.Д. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев. [Текст]: - Малаховка, 1999.
16. Прокудин, К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки [Текст]: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2000.- 22 с.
17. Программа классификационных экзаменов по каратэ-до «Сётокан». [Текст]: Владивосток, 2002 г.
18. Сиода Г. Динамика Айкидо. Пер. с англ. А. Куликова, Е. Гупало. [Текст]: - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 г.
19. Современная система спортивной подготовки [Текст]: / Под ред. Ф. П. Суслова, В.Л. Сыча, Б. Н.Шустина. - М., 1995.
20. Теория и методика физического воспитания [Текст]: / Под ред. Б. А. Ашмарина. М, 1990.
21. Традиционное каратэ. Правила соревнований / Сост. С.А.Литвинов. [Текст]: - М.: Советский спорт, 2003.-120 с.
22. Трусов, О.В. Шотокан Каратэ-до. Кн.1. Основные аспекты. Кн.2. От новичка до мастера. [Текст]: К.: «София», 2000 г.
23. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. [Текст]: М., 1974.
24. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: М., 2000.
25. Чернов, В.Н. Элементы борьбы: IX кл. //Физическая культура в школе. [Текст]: 1985, № 11, с. 13-17.
26. Щербаков, Ю.В. Для прохождения раздела "Борьба" в 9-11 классе: В помощь учителю //Физическая культура в школе. [Текст]: 1982, №10, с. 17-18; №11, с. 13-17.
 








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Силовая подготовкаРисунок 3Силовая подготовка№ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3ђ Заголовок 915