Доклад на МО: Воспитательный потенциал и речевая деятельность школьников при проведении сюжетно – ролевых игр.


Доклад на МО:
Воспитательный потенциал и речевая деятельность школьников при проведении сюжетно – ролевых игр.
        Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми. Игра имеет определяющее значение для самых существенных психических образований. Их появление подготавливает переход ребенка на новую, более высокую ступень развития, когда ведущей становится учебная деятельность
В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной игровой деятельности, становлению сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры. Роль является основным стержнем сюжетно ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т.д.), роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Сюжет игры – это связанная последовательность игровых ситуаций. Сюжетно ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по замыслу. Например, игра в «Поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе «едут на дачу» на «машине», затем «папа» копает и поливает грядки», «мама» готовит «еду», а дети ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» за грибами или ягодами и так далее.[4,6]Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку успешно "переваривать" любые события, которые сильно потрясли или задели его, - радостные или страшные, печальные или обидные. В игре малыш может много раз переживать новогодний праздник или посещение цирка - до тех пор пока эмоционально не "насытится" этим опытом. Точно так же он может многократно проживать те чувства, которые вызывает у него любимый мультик или книжка.[
 В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий: развиваются восприятие, образы восприятия и образы-представления, все основные виды мышления, речь, воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношения детей и взрослых. В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.
Сюжетно ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности умения надо воспитывать: они не формируются сами. Сущность воспитательного воздействия сюжетно ролевой игры в приобретении и накоплении социального опыта.
        Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них - это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Можно заметить, что, если по отношению к ребенку мы говорим о воспитании игрой, то по отношению к педагогу это испытание игрой. Игровая позиция педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми. Интересен сам процесс овладения игровым педагогическим методом. Никакие рассказы об игровом методе не дадут этого представления о воспитательном значении игры, какое может сложиться почти мгновенно, если педагог сам включит себя в систему игровых действий, начнет играть. Игровая позиция педагога потому и превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «воспитатель-воспитанник». Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы. Очень многие игры, которые проходят неудачно и не заинтересовывают детей, страдают одним недостатком- отсутствием четко продуманной роли для каждого участника. Поэтому при организации игр педагог должен умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.
Свойство ролевой игры — улавливать и отражать жизнь, изменения в жизни и развитии общества. Выступая как свободная деятельность, ролевая игра проявляется деятельностью конструктивной, полезной, так как свою игровую жизнь ребенок строит на основе чисто человеческой способности воображения, мысленно претворяя действительный мир в мир сфантазированный, додуманный, в котором условности образной фантазии сливаются с реальностями жизненного опыта ребенка; магическая условность и реальность — важнейший сплав ролевой игры. Эту связь впервые подчеркнул Л. Выготский в форме парадокса: "Ребенок в игре плачет, как пациент, и радуется, как играющий". Здесь две веры — вера в вымышленное и вера в истинное.
Сюжеты младших школьников сложнее, в них уже присутствует динамика человеческих проявлений. Игра становится, скорее, компенсацией, все иные функции элиминируются. Дети играют в профессиональные, социальные отношения людей, в подвиги и приключения. Подростки тоже не исключают ролевую игру из контекста своей жизни. Сюжеты их игр — это подлинная окружающая действительность с элементами романтики, риска, опережения, даже нарушения правовых и моральных норм, агрессии без корыстных мотивов. Подростки конструируют ролевые игры часто на фокусе "возмущения среды" (робинзонада, поиски, погоня, опасность, новизна впечатлений и др.). В своих играх они спонтанно провоцируют окружающих на конфликт, чтобы проявить самообладание, смелость в глазах окружающих. Сюжеты их игр отражают экстремальность, проверку существующих порядков в игровом действии, границ возможного.
        В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.
        Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующих персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям  с особыми образовательными потребностями приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.
         Сюжетно – ролевая игра есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности учащихся на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности.
Наблюдения за поведением ребенка во время игры очень многое может поведать педагогу об индивидуальности школьника и предоставить возможность направить воспитательные и обучающиеся усилия в нужное русло.
Благодаря сюжетно – ролевой игре у учащихся развиваются коммуникативные умения и навыки, обогащается словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. Эти игры становятся формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает его развивающий эффект.
В сюжетно – ролевой игре ребенок свободен, легко и непринужденно учится выстраивать диалог, монолог, логически выстраивает свою речь.
ЛИТЕРАТУРА:
Адилова Л. «Ролевая игра в раннем возрасте» // Дошкольное воспитание.-2008.- № 11.- С. 54-57. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978
Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983
Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963
Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2000
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
Соколова Н.Д. «Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения» // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред Л.П. Носковой.- М., 1984.