«Учебная игровая деятельность, как средство развития познавательной активности, на уроках географии и биологии».


«Учебная игровая деятельность, как средство развития познавательной активности, на уроках географии и биологии».
(Методическое пособие для учителей географии, биологии
6-9 классов)Составитель: Назарова Татьяна Николаевна учитель географии и биологии Вишнёвской средней школы Тайыншинского района
Северо-Казахстанской области



2015 год
Пособие включает в себя занимательный материал по географии и биологии, а также разработки нескольких уроков с использование различных учебных игр . Цель их – показать, что учебная игра может стать средством развития познавательных процессов, в том числе и памяти, а также показать, что при изменении цели любой обучаемый материал легко преобразуется в развивающий. Не секрет, что запоминание понятий представляет значительную трудность, а использование занимательного материала, разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе активизирует у учащихся деятельность, повышает интерес к познанию предмета, воспитывает внимательность, обогащает словарный запас, а также способствует быстрому и прочному усвоению новых терминов, вследствие чего формируется мировоззрение, понимание происходящих закономерностей и процессов в природе и каждом живом организме. Основное назначение методического пособия - помочь учителям географии и биологии в подготовке и проведении более эффективных , интересных и разнообразных уроков.
Материал пособия может быть так же использован учителями при проведении внеклассных мероприятий.
Содержание:
1. Введение …………………………………………………………………….4
2. Игровые технологии на уроках географии и биологии………………………………..………………………………………..7
3. Приложение 1. Урок географии в 6 классе ………………...……….13
4. Приложение 2. Урок биологии в 7 классе .. ………………………17
5. Приложение 3. Урок биологии в 8 классе …………………………23
6. Приложение 4. Урок географии в 7 классе ………………………29
7. Внеклассное мероприятие по географии «Географический бум»………32
8. Внеклассное мероприятие по географии «Географический калейдоскоп»…36
9. Литература …………………………………………………………………43
Введение
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)



Миллионы людей проходили школу жизни в игре, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии , биологии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков. Повторяющийся , из урока в урок , алгоритм проведения занятий приводит к снижению, а затем к потере познавательного интереса у детей в изучении различных предметов, а в частности географии и биологии. Одна из основных задач учителя - поиск новых методов, приёмов обучения. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатываются ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – школа общения для ребенка. Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогам, родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.
Игровые технологии на уроках географии и биологии.
Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Использование игровых технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.
При использовании игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием, так как может выступать в нескольких функциях:
Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Чаще всего учитель это «ведущий» игры, который управляет всем процессом и подводит итоги. Оценивают результаты игры, как правило, сами учащиеся. За правило надо принять то, что «ведущий» должен быть готов поощрить каждого ученика, чтобы поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих».
Игры можно проводить при изучении одной темы, связав их воедино. Такие игры, как правило, преследуют следующие цели:
Закрепить знания учащихся по определенной части темы.
Повысить познавательную активность учащихся.
Создать стимул в приобретении самостоятельно дополнительных знаний по теме.
Научить работать в коллективе по принципу «Один за всех и все за одного».

Игры должны иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок
Ведь учебная игра это не только, когда всем весело и интересно, но это еще и огромный труд учителя и ученика, направленный на освоение или изученного, развитие логического и абстрактного мышления, умение работать в коллективе. Учитель может использовать игровые технологии на различных этапах урока; для проведения зачетных и обобщающих уроков; для проведения внеклассных мероприятий по биологии и географии. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. При организации игр по биологии учитываю возрастные особенности учащихся среднего звена: любознательность, наблюдательность, желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.
Приведу несколько вариантов учебных игр, которые я применяю на уроках биологии и географии в 6 -9 классах
1.Игра «Одно слово».
Эти названия объединяет одно слово, назови его.
Пример 1:
АНДЫ, КОРДИЛЬЕРЫ, УРАЛЬСКИЕ, ГИМАЛАИ, АЛЬПЫ - …/горы/.
ПРИКАСПИЙСКАЯ. ЛА-ПЛАТСКАЯ, АМАЗОНСКАЯ -… /низменности/
ДРЕЙКА, МОЗАМБИКСКИЙ, БЕРИНГОВ, ЛА-МАНШ -…/проливы/
БАЛХАШ, БАЙКАЛ, ЛАДОЖСКОЕ, ЧАД, ТИТИКАКА -…/озера/
БИСКАЙСКИЙ, БОТНИЧЕСКИЙ, ФИНСКИЙ, ГУДЗОНОВ -…/заливы/
ЕРТИС, ШУ, ВОЛГА, ДУНАЙ, ЕСИЛЬ, АМАЗОНКА, НИЛ -…/реки/.
ГРЕНЛАНДИЯ, КРИТ, МАДАГАСКАР, ШРИ-ЛАНКА -…/острова/.
ПРИМЕР 2:
МЫШЕЧНАЯ, НЕРВНАЯ, КОСТНАЯ, ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ -…/ткани/
МОЛОТОЧЕК, НАКОВАЛЬНЯ, УЛИТКА, СТРЕМЕЧКО…- /ухо/
БИЦЕПС, ТРИЦЕПС, ДИАФРАГМА, ПОРТНЯЖНАЯ -…/мышцы/
ПЛАЗМА, ЭРИТОРОЦИТЫ, ЛЕЙКОЦИТЫ, ТРОМБОЦИТЫ -…/кровь/
НЕЙТРОФИЛЫ, БАЗОФИЛЫ, ЭОЗИНОФИЛЫ, МОНОЦИТЫ…/лейкоциты/.
АРТЕРИИ, ВЕНЫ, КАПИЛЛЯРЫ, АРТЕРИОЛЫ, ВЕНУЛЫ -…/сосуды/
В1,В12,А, С, Е,Д -…/витамины/.
2.Буквенный диктант.
Записать определенную по числу букву из отгаданного слова.
Пример 1: Запишите первую букву отгаданных слов и отгадайте фамилию путешественника.
САМЫЙ ГЛУБОКИЙ ЖЕЛОБ НА ЗЕМЛЕ В ТИХОМ ОКЕАНЕ./Марианский/
ГЛЫБЫ ЛЬДА В ОКЕАНЕ ./айсберги/
ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ./гидросфера/
МАТЕРИК , ОМЫВАЕМЫЙ ЧЕТЫРЬМЯ ОКЕАНАМИ./Евразия/
ВОДА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ./лёд/
ХОЛОДНОЕ ТЕЧЕНИЕ У ВОСТОЧНЫХ БЕРЕГОВ С.АМЕРИКИ./Лабрадорское/
САМОЕ МЕЛКОЕ МОРЕ НА ЗЕМЛЕ./Азовское/
САМАЯ ДЛИННАЯ РЕКА В МИРЕ./Нил/
Ответ: Магеллан.
3.Найти «лишнее» слово из списка.
Пример 1:Выбери «пятый – лишний».
ВЕРХНЕЕ, МИЧИГАН. ВИННИПЕГ, ЭРИ, ОНТАРИО./ВИННИПЕГ/
НИГЕР, ЗАМБЕЗИ, ИГУАСУ, КОНГО, СЕНЕГАЛ./ИГУАСУ/
ГАНГ, ЗАМБЕЗИ, ИНД, ЯНЦЗЫ, МЕКОНГ./ЯНЦЗЫ/
МИССИСИПИ, НИАГАРА, ОРИНОКО, КОЛОРАДО, ОГАЙО./ОРИНОКО/
4.Игра «БЮРО НАХОДОК».
Найти, потерянное из таблицы слово.
Пример 1:
Евразия Мыс Рока
Австралия Стип-ПойнтАфрика ?
Ответ: мыс Альмади, крайняя западная точка Африки.
Пример 2:
Россия Москва
Египет ?
Франция Париж
Ответ: Каир / столица /.
Пример 3:
? Береза
Параллельное Кукуруза
Дуговидное Подорожник
Ответ: сетчатое/перистое/ жилкование.
Пример 4:
наружный эктодерма
средний ?
? энтодерма
Ответ: мезодерма, внутренний.
5.Игра «Лукошко ребусов».
1.

/СКЕЛЕТ/
2.
4=Ы
/ВИТАМИНЫ/
3.
/КРОВЬ/
4.
/ГОРМОНЫ/
5.
/ГИМАЛАИ/
6.
/АВСТРАЛИЯ/
7.
/МАТЕРИК/
8.
/БАЛХАШ/
9.
/СЫРДАРЬЯ/
10. 4=А/АСТАНА/
11.
/МЕДЕО/
12.
/ТАЙЫНША/
 
       6.  Игра «Точность – вежливость королей».
Учитель называет цифры – ученики отвечают, что показывают эти цифры. 
Пример 1:
1.    31 сегмент /строение спинного мозга/.
2.    206 /количество костей в скелете/.
3.    60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
4.    120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
5.    4,5-5 млн. (количество эритроцитов в 1мм3  крови).
7.    2 литра /количество лимфы, вырабатываемое у взрослого человека за сутки/
Пример 2:
1.8848 м /г.Эверест/
2.11022м /Марианская впадина/
3.6/материков и частей света/
4.14/областей в РК/
5.13/количество климатических поясов/
6. 21%/количество кислорода в воздухе/
7.1054м/ самый высокий водопад мира Анхель/
8.430 м/уровень воды в Мертвом море/
9.-132 м /Самая глубокая сухая впадина в Казахстане и одна из наиболее глубоких в Азии /.
10.2724,9 тыс.км2 / площадь РК/.
7. Игра «Купи шарик».
Ребятам предлагается купить цветные шарики, цена - правильный ответ на вопрос или термин написанный на обратной стороне выбранного шарика. 
ВУЛКАН
ЛАВА
510 млн.км
горы

8. Игра «Следопыт» . Эта игра хорошо развивает концентрацию и устойчивость внимания. Задание найти все термины среди массы букв, за определенное время.
Пример: «Инструментарий географа».
арувнотосбарометртовннцболшфкартаючгооыниарцтхюыэхолотбогывдзюыфьфгмтртолнивелирздвыхотменцыъсогбыоздфнхрглобусавкптирныффтрацыртимыууфлюгертворцвютьыфблюхтермометраотыллфгмниииыоагы
аквалангткрпыыцукыыфддмлтвр.
9 Игра «Узнай по контуру». Ребята получают перфокарты.
Задание: отгадать контуры островов, полуостровов, материков, стран и подписать их названия в соответствии с нумерацией.

10 Игра «Горячий стул». Работает весь класс. Учащийся садиться перед классом и отвечает на их вопросы по пройденной теме, ему нужно ответить правильно на все вопросы и продержаться.
6 класс
Обобщающий
урок- игра по теме «Литосфера».
Цель и задачи урока: систематизация и контроль знаний учащихся по теме: развитие чувства товарищества, нестандартного мышления, воспитание любви к урокам географии.
Оборудование: коллекция минералов и горных пород, фишки, плакаты «Внутреннее строение Земли», «Покори вершину».
Методы: рассказ, игра-соревнование.
Учитель: Дорогие ребята! Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир тайн и загадок, одной из оболочек Земли - литосферы. Наша задача: закрепить полученные знания по теме, а чтобы наше путешествие было интереснее между командами, будет проходить соревнование, а чтобы победить, вам понадобятся ваши знания.
Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселья позволят вам
Сыграть вничью.
Присутствующих гостей мы приглашаем составить нам жюри.
В игре участвуют 2 команды: Вопросы и задания обсуждаются всей командой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за исключением игры «У тебя под ногами», где каждый вопрос имеет свой балл. Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Итак, начнём игру.
Чтоб определить, какая команда будет, первой я загадаю загадку.
Смотри: они все длинные- длинные
И словно режут шар земной
На дольки апельсинные \ меридианы \
1 Конкурс «Приветствие». Каждая команда представляет себя.
2. Конкурс «покори вершину».
Каждая команда получает набор вопросов и свой символ. Когда ответ на первый вопрос готов, отвечать по порядку, капитан поднимает руку, команды отвечают по очереди. Если ответ правильный. Символ команды прикрепляется рядом с первой позицией т.д. Задача команды – правильно дать ответы и быстрее соперников добраться до вершины по собственному маршруту, обозначенному на игровой схеме. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы 1 команде:
Что такое литосфера?
Назовите самую глубокую океаническую впадину?
Как называется воронкообразные отверстие на вершине вулкана? \ кратер \
Какие равнины называются низменностями? \ с высотой 200 метров \
Назовите потухшие вулканы?
Назовите виды выветривания?
Как называется источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар? \ гейзер \
Как называется высокочувствительный прибор, фиксирующий самые незначительные толчки, происходящие в земной коре? \ сейсмограф \
Как называются горы мира? \ Гималаи \
Назовите 2 вида движения земной коры? \ горизонтальное и вертикальное \
Вопросы 2 команде:
Что такое выветривание?
Где находится вулкан Ключевская Сопка?
какие по высоте бывают горы?
Что называется равниной? \ часть земной поверхности с относительной высотой не более 200 метров \
Какова высота горы Джомолунгма?
Что такое рельеф? \ Совокупность неровностей земной поверхности \
Какие бывают вулканы? \ действующие и потухшие \
На какие группы делятся породы, образуемые земную кору?
Назовите самые старые горы?
Какое выветривание называется органическим?
Закончился 2 конкурс. Жюри подводят итоги, а мы преступаем к 3 конкурсу.
3. Конкурс называется «У тебя под ногами».
Капитаны команд тянут карточки с вопросами, на который будет отвечать команда. Каждая команда после обсуждения, зачитывают вопрос и даёт на него ответ.
Что такое землетрясение?
Литосферная плита?
Базальт и гранит относятся к какой группе горных пород?
По какой шкале измеряют силу землетрясения?
Место на поверхности Земли, расположенное над очагом землетрясения?
Как называется излившаяся на поверхность магма?
Канал в земной коре, по которой поднимается расплавленная магма?
Что называют очагом землетрясения?
Большинство вулканов расположено на побережье какого океана?
Назовите самый твёрдый минерал на Земле?
Каков возраст котловин озера Байкал?
Назовите осадочную химическую неорганическую горную породу, используемую в быту?
4. Следующий конкурс называется «Юные геологи».
Вам предлагается померятся знаниями минералов и горных пород. Вам раздают образцы тех горных пород и минералов, которые перечислены на карточке геолога. Задание: Вы должны найти названную горную породу или минерал и против его поставить номер, под которым обозначен данный образец в наборе. Карточку с выполненным заданием сдаёте.
Жюри подводят предварительные итоги конкурсов.
5. Конкурс. Каждая команда получает по 2 карточки с заданиями. В первой нужно определить высоту холма и глубину впадины, во второй подписать составные части вулкана.
6. Конкурс называется «Путешествие к центру Земли».
Командам я предлагаю совершить воображаемое путешествие к центру Земли, ответив на мои вопросы.
Я зачитываю вопрос, команды обсуждают ответ на него и отвечают. Команда ответившая первая правильно объявляется углубившейся к центру Земли на 200 метров. Жюри фиксирует погружение.
Какая оболочка Земли расположена под океанами? \ океаническая земная кора \
Какова максимальная толщина земной коры и где? \ под горами: 75 км. \
Какова толщина мантии? \ до 2900 км. \
Какова температура в толщине мантии? \ в верх _150-100, внизу до +3800 градусов
Из чего состоит ядро? \ никель и железо \
Что означает слово мантия, и с какого языка? \ с греческого – покрывало \Какова температура внутри ядра Земли? \ 10 000 градусов \
Состояние горных пород в нижней части мантии? \ расплавленное, жидкое \
Какими слоями образована материковая земная кора? \ осадочный, гранитный и базальтовый \
Какова толщина земной коры расположенной под океанами? \ 5-7 км. \
Как изменяется температура по мере углубления в недра земли? \ повышается в среднем на 3 градуса каждые 100 метров \
Где именно находится сверхглубокая скважина и какова её глубина? \ 15 км. Кольский полуостров \
7 заключительный конкурс. Разгадайте кроссворд «Земная кора»
Самые высокие горы мира. (Гималаи.)
Самые низкие горы в нашей стране. (Уральские.)
Самые протяженные горы мира. (Анды.)
Горы, в которых находится вершина – Пик Коммунизма. (Памир.)
Самые низкие горы в Евразии, имеют такое же название, как и полуостров, где находятся. (Скандинавские.)
Наивысшая точка Кавказских гор. (Эльбрус.)


Подведение итогов. Слово жюри.
Вот и подошёл наш урок к концу.
Я знала, всё у нас получится
Литосферу мы с вами будем знать.
Всеми отличившимся участникам
В журнале поставлю хорошо и пять.
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскатьСтремитесь вы его познать.
Биология 7 класс
«Аукцион знаний».
Обобщающий урок по теме «Плоские, Круглые и Кольчатые черви».
Цель урока: проверить и закрепить знания в игровой форме по пройденной теме. Задачи: закрепить особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни червей, связанные с обитанием в различных средах, развивать умения применять знания в решении логических заданий.
Средства обучения: фишки с баллами, карточки с заданиями ,презентация по теме.
Ход урока:
1) Организационный момент : 2) Актуализация знаний по теме: «Тип Плоские, Круглые, Кольчатые . На аукцион выставляются лоты-вопросы, достоинством от 1 до 5 баллов. Обучающиеся, правильно ответив на вопрос, получают карточку с баллами, которые будут определять оценку знаний ученика в конце урока.
1)Лот №1 достоинством 4 балла.
Почему систематические категории имеют названия: Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви, назовите представителей.
Ответ: Тип Плоские черви - тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении. Тип Круглые черви - тело круглое в поперечном разрезе .Тип Кольчатые черви-тело поделено на сегменты, или кольца.
2)Лот №2 достоинством 4 балла
Малоподвижные кишечнополостные животные имеют лучевую симметрию тела. Какую симметрию имеет тело червей? Чем это объяснить?
Ответ: двустороннюю, зеркальную. Более сложной организацией, появлением систем органов.
3)Лот №3 достоинством 3 балла
Если органы чувств у плоских червей, и какие и у какого, представителя?
Ответ: у планарии, органы чувств состоят из нескольких пар головных нервных узлов , нескольких пар продольных нервных стволов, соединенных поперечными перемычками.
4) Лот №4. Достоинством 5 баллов.
Среди плоских червей есть паразиты. Что такое паразитизм? Цикл развития
Ответ: цикл развития печеночного сосальщика. Паразитизм-это взаимоотношения между животными, когда один организм живет за счет другого, принося ему вред.
5)Лот №5. Достоинством 5 баллов.
Цепень - что это за организмы? К какому классу они относятся? Какие имеют приспособления к паразитическому образу жизни?
Цикл развития свиного цепня.
6) Лот №6 достоинством 4 балла.
Почему тип животных получил название Круглые черви? Назовите представителей круглых червей?
Ответ: Это группа червей, имеющих вытянутое нечленистое, круглое в поперечном разрезе тело. Аскарида, острица, нематоды и др.
7) Лот №7. Достоинством 5 баллов.
Расскажите о цикле развитие аскариды.
8) Лот №8. Достоинством 3 балла.
Среди свободно живущих плоских червей встречаются виды, не имеющие органов пищеварения, Чем объясняется отсутствие органов пищеварения у таких червей?
Ответ: они паразиты.
9)Лот №9. Достоинством 3 балла.
В 19 веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали, есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого в организме их? Объясните ?Ответ: заражение происходило через сырое мясо, так как животные являются промежуточными хозяевами этих паразитов.
10)Лот №10. Достоинством 3 балла.
Составь пары
Острица а) кишечнополостныеГидра б) плоские черви
Инфузория-туфелька в) саркодовые и жгутиконосцы
Белая планария г) круглые черви
Амеба обыкновенная д) инфузории
1
2 3 4 5
г
а дб в
11) Лот №11 достоинством 5 баллов.
Выпишите цифры, обозначающие меры борьбы с паразитическими червями и профилактики заражения ими
1.Острица
2.Печеночный сосальщик
3.Бычий цепень
4.Человеческая аскарида
Меры:
Не есть сырое, плохо проваренное или плохо прожаренное мясо
Не пить сырую, некипяченую воду, взятую из водоема
Не есть немытые овощи и фрукты
Не есть немытый щавель, дикий лук, не жевать травинки на лугу
Менять пастбища сельскохозяйственных животных
Систематически мыть руки перед едой
Защищать продукты питания от мух, тараканов
Не грызть ногти
12) Лот №12. Достоинством 4 балла
Назовите 2 класса типа кольчатые черви
13) Лот №13. Достоинством 3 балла
Что собой представляют органы чувств у кольчатых червей?
Ответ: Глаза, Органы осязания и химического чувства расположены на антеннах, пальпах, усиках и параподиях. У многощетинковых, органы равновесия-статоцисты14) Лот №14. Достоинством 1балл
Есть ли у круглых червей кровеносная система? Если есть, то какое она имеет строение?
Ответ: нет
15) Лот №15 достоинством 3 балла
Какое строение у круглых червей имеет дыхательная система?
Ответ: У свободноживущих круглых червей газообмен происходит через покровы тела, а у паразитических нематод - за счет расщепления накопленного в теле органического вещества- гликогена.
16) Лот №16. Достоинством 5 баллов
На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
Ответ: Сложноустроенные органы чувств
17) лот №17. Достоинством 4 балла
О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что руины Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?
18) Лот №18 достоинством 4 балла
В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком поместили несколько дождевых червей. В течении трех месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажняли песок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный в несколько миллиметров слой. Какого его происхождение? Из чего он состоит?
19) Лот №19 достоинством 2 балла.
В 1939- 1941 гг. из Азовского в Каспийское море было перевезено 60000 червей нереид. Через три года после этого рыбакам Каспия в уловах рыбы стали попадаться крупные осетры, севрюги, чем прежде. С какой целью акклиматизировали нереид?
20) Лот №20 достоинством 5 баллов
Составьте пары:
Капилляр кожно-мускульный мешок
Желудок половая система
Кольцевые мышцы пищеварительная система
Яичник нервная система
Брюшная нервная цепочка кровеносная система
21) Лот №21 достоинством 5 баллов
Что лишнее?
Белая планария (1,5)
Дождевой червь(4,7)
Человеческая аскарида(2,6)
Плоское тело
Тело круглое в поперечном сечении
Имеется кишечная полость
Тело поделено на членики
Имеется паренхима
Паразитирует в организме человека
Участвует в образовании гумуса
Лучевая симметрия тела
22) Лот №22 достоинством 5 баллов
Вместо точек подберите соответствующие слова
1.Тело планарий снаружи покрыто
2Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи
З.Тело ленточных червей состоит из большого числа
4.Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми, продольными,ислоями мышц.
5.Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая еечерез
б. Кишечник круглых червей начинается ротовым отверстием изаканчивается
7.Дыхание у паразитических червей
8.Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервныхответвлений и.
9.Сперматозоиды червей развиваются
10. Яйцеклетки червей развиваются в
Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей,называют
Организмы, в которых живут взрослые черви, называют
При передвижении дождевого червя в почве опорное значениеимеют
Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происходитблагодаря сокращению и расслаблению
15.Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервногокольца и
23) Лот №23. Достоинством 3 балла
После укуса медицинской пиявки ранка долго кровоточит, с чем это связано?
К какому типу животных относятся пиявки?
24) лот № 24достоинством 2 балла
Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью, получившей название «закона большого числа». Так, бычий цепень за свою 18-20 летнюю жизнь в организме человека откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение имеет для паразита «закон большого числа»?
25) Лот №25 достоинством 3 балла
Почему аскарида, почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?
3.Реши кроссворд. Подсчет баллов у ребят.

1. Животные, в организме которых имеются и женские, и мужские органы размножения.
2. Паразиты животных и людей освоившие почти все системы внутренних органов.
3. Представительница класса Ресничные черви, обитающая в пресных водоёмах.
4. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни.
5. Специальное образование на теле дождевого червя, которое затем сползает с переднего конца тела животного и остаётся в почве.
6. Многощетинковый червь.
7. Организм, в котором живёт и размножается взрослый червь.
8. Многочисленные образования, расположенные на параподиях у представителей класса Полихеты.
9. Кровеносная система кольчатых червей, когда кровь движется только по сосудам.
10. Многощетинковый червь, достигающий в длину 1 метр.
11. Организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червей.
12. Специальные органы прикрепления.
13. Самые мелкие многоклеточные животные.
14. Парные выросты тела, расположенные на боках каждого сегмента.
15. Прогрессивная группа среди червей, имеющая головной отдел, туловище и хвостовой отдел.
16. Представитель типа круглых червей.
4. подведение итогов. Выставление оценок.
5.Домашнее задание: повторение пройденного материала
8 класс
Тема урока: « Внутренняя среда организмаровь.органы кракторы средызать помощь окружающим,»
Обобщающий урок-игра, с использованием ИКТ.
Цель: обобщение знаний, умений учащихся по изученной теме.
Задачи:
1.Образовательные:
- обобщить, закрепить и систематизировать знания о составе и функциях основных компонентов крови, видах и роли иммунитета, группах крови, видах кровотечения.
2. Развивающие:
- проверить уровень умения оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения, измерять артериальное давление, пульс,
- проверить уровень усвоения понятий и терминов по теме.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, сострадания, готовности оказать помощь окружающим,
-воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: обобщающий урок
Методы: словесный, практический, наглядный, репродуктивный
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, микроскоп, тонометр, фонендоскоп, микропрепараты, бинт, жгут, йод, стерильная салфетка, компьютерная презентация «Внутренняя среда организма» .Структура урока:
Организация начала урока .Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами, ребята, проведем нетрадиционный обобщающий урок – урок-игра по теме «Внутренняя среда организма» (слайд1).
Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок также получился интересным, познавательным.
Наша задача сегодня – повторить, обобщить и закрепить во время игры полученные знания, умения .А сейчас представьте свои команды /3 команды : «Адреналин», «Пульс», «Гемоглобин»/.
Оценивать вас сегодня будет жюри. За каждый правильный ответ -1 балл .
3.Основная часть. Разминка
В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)
Кто целый век в клетке? (Сердце )Стремительно бегу.А в чем моя задача?Я кислород несу.(Кровь)
Подхватили кислородИ скорей, скорей вперед.А то клеткам в организмеЕго, ох, не достает.(Эритроциты, гемоглобин)
По упругим нашим стенкамМожешь пульс ты посчитать.Кровь несем мы с кислородом,Как нас нужно называть?(Артерии)
Первая станция «Точность - вежливость королей»
Условия: Баллы будут набирать та команда , которая быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.
Задание:
90 % ( количество воды в крови ).
300 г ( масса сердца ).
60-80 раз в мин. ( количество сердечных сокращений ).
120 дней ( продолжительность жизни эритроцитов ).
0,8 с (длительность сердечного цикла ).
0,9 % ( количество NaCI в крови ).
5 млн/мм3 ( количество эритроцитов).
0,5 - 1 мм/с ( скорость тока крови в капиллярах).
120/80 мм рт.ст. ( нормальное артериальное давление крови ).
6-9 тыс./мм3 ( количество лейкоцитов ).
30-50 см/с ( скорость тока крови в аорте ).
Вторая станция «Задание от барона Мюнхгаузена»
Каждой команде на интерактивной доске появляются утверждения. Вы должны помочь Барону Мюнхгаузену найти неверное утверждение и обосновать свой выбор.
Задание 1 команде.
Эритроциты содержат гемоглобин.
Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.
Кровь, насыщенная кислородом, называется артериальной.
Эритроциты имеют форму диска и округлое ядро.
Задание 2 команде .У людей различаются 4 группы крови.
Люди с IV группой крови называются универсальными донорами.
Кровь I группы можно переливать всем людям.
Резус-фактор – это особый белок, содержащийся в эритроцитах большинства людей.
Задание 3 команде
В 1 мм3 крови содержится 5,5 миллионов эритроцитов.
Адреналин замедляет и ослабляет сердечную деятельность.
Тромбоциты участвуют в свертываемости крови.
Лейкоциты, вырабатывающие антитела, называются лимфоцитами
Третья станция «Сердечная». Рассмотрите рисунок с цифровыми обозначениями. Определите и напишите правильные названия.
-171450114300
Лёгочная артерия.
Аорта.
Левое предсердие.
Левый желудочек.
Правый желудочек.
Правое предсердие.

Четвертая станция «Практическая».
Команды получают конверты с заданиями. Выполняют его, поочередно демонстрируют этапы выполнения задания.
Задание для команды 1
Тема:Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.
Ход работы:
Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.
Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.
Задание для команды 2.
Тема: Первая помощь при кровотечениях.
Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
Ход работы:
Остановка артериального кровотечения (из лучевой артерии)
Назвать характерные признаки артериального течения.
Обозначить место условного ранения предплечья с повреждением лучевой артерии (передняя поверхность предплечья со стороны большого пальца).
Объяснить особенности различных видов кровотечения.
Задание для команды 3.
Тема: Подсчет пульса и измерение артериального давления.
Цель: Научиться посчитывать пульс, и измерять артериальное давление.
Ход работы:
Ответить: Что такое пульс, где его можно обнаружить?
Отыскать пульс на лучевой артерии. Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.
Измерить артериальное давление. Сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке .Пятая станция : “Гонка за лидером” – а сейчас посмотрим, как вы знаете основные понятия и термины по теме .Каждой команде необходимо назвать как можно больше терминов за одну минуту .
I.
Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (плазма).
Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).
Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться, независимо от сознания (автоматия).
Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава (малокровие).
Кровь, богатая кислородом (артериальная).
Заболевание, симптомами которого является хроническое повышение артериального давления (гипертония).
Вспышка массового заболевания (эпидемия).
Человек, получивший кровь для переливания или ткани и органы для пересадки (реципиент).
Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца? (Вегетативная нервная система).
Бесцветные форменные элементы крови, участвующие в свертывании (тромбоциты).
Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется (систолическим ).
Лейкоциты, участвующие в выработке иммунитета путем образования антител (лимфоциты).
Иммунитет, врожденный или приобретенный в результате перенесенных заболеваний (естественный).
II.
Жидкая ткань, состоящая из плазмы и клеток, выполняющая транспортную, защитную, гуморальную функции (кровь).
Плазма крови, лишенная фибриногена (сыворотка).
Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).
Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия).
Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу? (Поперечнополосатая сердечная).
Ритмические сокращения стенок артерий с каждой систолой левого желудочка (пульс).
Дыхательный пигмент красного цвета, находящийся в эритроцитах (гемоглобин).
Назовите два главных сосуда, транспортирующие кровь из сердца (легочная артерия, аорта).
Растворимый белок плазмы крови, способный превращаться в нерастворимый (фибриноген).
Иммунитет, приобретенный в результате прививок или лечебных сывороток (искусственный).
Водный раствор солей, соответствующий по своей концентрации содержанию солей в плазме крови (физиологический раствор).
Сложные органические вещества, способные вызвать иммунную реакцию (антигены)..III.
Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).
Кровь, богатая углекислым газом (венозная).
Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).
Заболевание, симптомами которого является хроническое понижение артериального давления (гипотония).
Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения скорости кровотока (артерии, вены, капилляры).
Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам (иммунитет).
Бесцветные клетки крови, имеющие ядро, выполняющие защитные функции (лейкоциты).
Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия (малый круг).
Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезней или продукты их жизнедеятельности (вакцина).
Место расположения створчатых клапанов (между предсердиями и желудочками).
Бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путем ее фильтрации в межклеточное пространство (лимфа).
Заболевание, которое развивается в результате нарушения коронарного кровообращения (инфаркт миокарда).
Отдел сердца, имеющий наибольшую толщину мышечной стенки (левый желудочек).
Шестая станция «Переливание крови»  ./Задания на интерактивной доске/
1.
1.Сколько существует групп крови? Людей с какой группой крови больше на Земле?
(4 группы крови: 1(О) – 49%; 2 (А) – 30%; 3(В) – 15%; 4(АВ) – 6%))
2.Что такое агглютинация? Когда происходит агглютинация
Нарисовать схему переливания крови.
2.
1.Уневерсальный донор, реципиент.
2. Что такое резус-фактор? Сколько групп крови учитывают в медицинской практике?
( В крови может содержаться агглютиноген – резус-фактор (Rh), который впервые был обнаружен в крови обезьяны-мартышки макаки резус. И этот белок был назван Rh. Поэтому в медицинской практике учитывают 8 групп крови).3.
1.. Что произойдет, если человеку с Rh- кровью перелить Rh+ кровь?
(Под влиянием резус-агглютиногена донора в крови реципиента образуются резус-агглютинины и гемолизирующие вещества, что может вызвать агглютинацию и гемолиз эритроцитов).
Кто открыл 4 группы крови, за что и получил Нобелевскую премию?
Седьмая станция “Иммунная” /интерактивное задание/Выполняют капитаны команд.
Задание: определить и записать во второй колонке по защитным свойствам виды иммунитета.
Защитные свойства Вид иммунитета
1.Наличие антител в плазме крови, полученных по наследству.
2.Получение антител с лечебной сывороткой.
3. Образование антител в крови в результате вакцинации.
4.Выработка антител после введения ослабленных возбудителей болезни. А/активный
Б/пассивный
В/врожденный
4.Подведение итога, объявление победителя , комментарии оценок.
5.Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Кровь» .7 класс
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
«СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА»
Урок обобщающего повторения по теме «Материк Северная Америка».
Цели и задачи урока:
-обобщить знания учащихся о Северной Америке,
- определить уровень знаний и умение по теме ,- обобщить систематизированный материал, развивать познавательный интерес.
Оборудование урока: Физическая карта полушарий, карта путешествия, картины
«Статуя Свободы», «Большой Каньон», «Ниагарский водопад».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. Многие из вас любят путешествовать.
Вы только что изучили Северную Америку, у вас есть много любознательных ребят и поэтому я вас приглашаю в путешествие.
Ацтеки – представители одной из последних вешних цивилизаций. В 15 века они создали могущественную империю на месте современного Мехико.
Майя – индейцы племени майя, населявшие центральную Америку, в период М/У 3 и 10 век создали высокоразвитую цивилизацию. Первые майя жили в 1 первом тысячелетии.
Команды выбрали, какое они будут племя. И так в путь!
2. Обобщение систематизации знаний.
Плывем к неведомому берегу,
Хоти увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Изучаем географию,
Чтобы стал понятен мир вокруг.
1. Станция «Кто последний?»
Учитель: давайте докажем что данный материк - Северная Америка. Команды поочередно называют особенности географического положения Северной Америки. Чей довод будет приведен последним, та команда в подставку получает перо ( так будет на протяжении всего пути, за каждый ответ племя будет получать перья).
1. С.А. – расположена в северном полушарии.
2. По величине – 3 место
3. Площадь – 24,2 млн. км. кв.
4. простирается от арктических пустынь до субэкваториального пояса.
5. Наиболее широкая часть лежит в умеренном и субтропическом поясе.
6. Через Панамский перешеек соединяется с Южной Америкой.
7. вместе с Южной Америкой составляют часть света – Америку.
8. Расположена в западном полушарии.
9. Берингов пролив отделяет Северную Америку от Евразии.
2. Станция «Интересные слова»
Посмотрим, как вы знаете. Что обозначает тот или иной из предложенных объектов.
В переводе с португальского означает «земледелец» /Лабрадор/
«Мы вас не понимаем» так отвечали жители индейцы на вопрос европейцев «Как называется эта земля?» \ Юкотан \
Открыт норманнами и викингами в 10 веке, по-датски «Зелёная страна»\ Гренландия /
С испанского переводится как «цветущий» \ Флорида \
С испанского переводится как «горящий горн» \ Калифорния /
На русском это звучит как «вновь открытая земля», а с английского? \ Ньюфаундленд \
3. Станция « Покори вершину »
Учитель: ответе на вопросы.
1 Высшая точка Северной Америки? \ Мак-Кинли 6194 \
Какие самые большие по протяжению горя на материке \ Кордильеры около 9000 метров \
Какие горы расположены на востоке материка? \ Аппалачи \ Митчелл \
Какие территории Северной Америки наиболее подвержены землетрясениям? Почему?
Что такое сьерра? \ Горные хребты с зубчатыми хребтами \
4 . Станция «Найди ошибку»
Учитель: Бутылочной почтой мы получили характеристику материка , но в нём много ошибок. Прочитайте внимательно и назовите ошибки.
«Климат нашего материка чрезвычайно разнообразен. Территория материка располагается во всех климатических поясах земного шара. Наибольшую площадь занимает тропический пояс. Огромные массы влажного западного воздуха задерживают горные цепи Аппалачей на юго – западе материка. Самое жаркое место Долина счастья +57.
5. Станция «Великая река»
Учитель: на этой станции вам опять надо отвечать на вопросы.
1. Название рек Северной Америки оригинальны. Какую реку называют как «Отец вод», «Лошадь которая не устаёт», «Великая река». \ Миссисипи
2. Какая река соединяет озеро Онтарио с заливом Святого Лаврентия \ Ниагара \
3. Чем знаменита река Ниагара? \ Ниагарский водопад 57 метр \
4. Какие озера входят в состав Великих озёр \ Верхнее, Эри, Онтарио, Гурон, Мичиган
5. Назовите главный приток Миссисипи? \ Миссури /
Станция «Блиц турнир Что такое? Кто такой?»
Учитель: На карточках написаны слова, объясните их значение:
1 команде: Колорадо, Флорида, Гризли, Карибу, Большой каньон, Секвойя, Аппалачи.
2 команде: Прерии, Оттава, Кайот, Эскимосы, Гренландия, Йеллоустонский, Маис.
7.Станция «Чёрный ящик»
Учитель: в этом ящике находятся ответы на мои вопросы. Племя правильно ответившее на вопрос получает приз.
Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали: «На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра, плоды из чистого золота, а листья из серебра»
\ Кукуруза. Маис \
Индейцы из него «чуньо». «Сушеное мясо чуньо, что жизнь без любви». Итальянцы звали его «тартуфолли», немцы «крайфт тофель», а русские «чёртово яблоко». \ Картофель \
Какой язык вам по душе итальянский или древних ацтеков? Тогда по-итальянски «золотое яблоко», а по-ацтекски «туматель». \ Помидор или томат \
Множество удивительных явлений увидели испанцы, Спутники Христофора Колумба, вступив на открытый им американский континент. Особенно их поразила привычка сворачивать листья одного из неведомых растений в трубочку и поджигать её. Что это за растение? \ Табак \
Привезённое из Северной Америки это растение долго оставалось декоративным. Всё изменилось в 1859 году когда крепостной крестьянин Данила Бокарев из села Алексеевка Воронежской губернии впервые сделал продукт из семян растения. \ Подсолнух \
Мы продолжаем путешествие!
8. Станция « Знакомые силуэты»
На перфокартах указаны цифрами географические объекты, нужно правильно и быстро определить , что это за объект.
9. Станция «Туристическое приглашение».
В заключение нашего путешествия команды поочерёдно приглашают в турпоездку. Представитель каждого племени выступает в роли туристического агента, который должен заинтересовать присутствующих и вызвать желание посетить эту страну.
/Д/З ребята заранее делают буклеты, плакаты, фотографии интересных мест/.
Внеклассное мероприятие «Географический бум»
Цели:
Образовательные: повышение интереса учащихся к географии.Воспитательные: формирование в ходе игры коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сопоставлять, фантазии, творческих способностей, самостоятельности.Ход игры
Звучит музыка.
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались здесь с одной целью - узнать, какая же из команд - самая эрудированная! А поможет нам сегодня определить «Самую эрудированную команду» компетентное жюри . /В игре участвуют 2 команды по шесть человек./
Ох, и нелегкая задача предстоит сегодня членам жюри и командам! Давайте пожелаем игрокам удачи!
Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода при помощи загадки.
Далее участники игры выбирают понравившиеся темы и отвечают на вопросы ведущего.
Предлагаются следующие вопросы по темам:
1.Тема «РЕКИ»
1. Самая длинная река мира? (Нил.)
2. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго.)
3. Жетесу – это переводится как ? ( семь рек)
4. Какого типа электростанции строятся на реках? (ГЭС)
5. Самая полноводная река мира? (Амазонка)
6. Резкие кратковременные подъемы воды в реке называют? (паводки)
7. Единственная река, вытекающая из озера Байкал (Ангара)
8. Самая длинная река Казахстана (Иртыш, 4248 км)
9. Какие «разноцветные» реки Казахстана вам известны (Аксу – белая вода, Карасу – черная вода, Коксу – синяя вода, Сарысу – желтая вода)10. Пересыхающие реки в Австралии называются (крики)
2.Тема «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА»
1. Природные зоны, располагающиеся, как правило, в тропиках (пустыни)
2. Самая северная природная зона России (арктические пустыни)
3. Как называются степи в Южной Америке? (пампа)
4. В районе экватора, в Африке расположена природная зона (влажные экват. леса)
5. Место обитания таких животных как северный олень, лемминг, песец (тундра) 6. Влажные экваториальные леса называют в Южной Америке (сельва)
7. Какая природная зона занимает в Казахстане наибольшую площадь? (пустынная)
8. Где в Африке можно встретить слона и жирафа? (в саванне)
9. Самые плодородные почвы в Казахстане встречаются в зоне (степи)
10. Как называют степи в Северной Америке? (прерии)
3.Тема « ГОРЫ»
1. Высочайшая вершина мира (Эверест, Джомолунгма)
2. Горы, разделяющие Евразию на две части света (Урал)
3. Название этих гор переводится как Медные (Анды)
4. Самая высокая гора Казахстана (Хан-Тенгри, 6995 м)
5. Высочайшая вершина Африки (Килиманджаро)
6. Горы, протянувшиеся вдоль всего западного побережья Северной Америки (Кордильеры)
7. В переводе с китайского эти горы означают «небесные» ? (Тянь-Шань)
8. Где находиться вулкан Эребус? (в Антарктиде)
9. «Золотые горы» в Казахстане ? (Алтай)
10.Самые высокие горы Европы? (Альпы)
4.Тема « ЖИВОТНЫЙ МИР»
7. Самое крупное млекопитающее (кит)
2. Где водятся пингвины? (в Антарктиде)
3. Это животное называют другом человека (собака)
4. Самый сильный и крупный из всех известных удавов (анаконда)
5. Самый быстроногий бегун в мире (страус)
6. Маленькая, редчайшая нелетающая птица, обитающая в Новой Зеландии (киви)
7. Самое маленькое животное./Крошечные землеройки, имеют вес около 5г./
8. Животное, возводящее на реках плотины (бобр)
9. Птицы, ставшие символом верности (лебеди)
10. Самое быстробегающее животное? (гепард)
5.Тема « РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»
1. Какое дерево самое легкое? (бальса)
2. Название этого дерева на языке индейцев означает «сломай топор» (кебрачо)
3. Древнейшая зерновая культура, используемая человеком в пищу. На территории Казахстана выращивается в основном в Кызылординской области. (Рис) 
4. Что за дерево, о котором арабы говорят « царица оазиса» (финиковая пальма)
5. Символ города Алматы. (Яблоки)
6. Цветок, названный по имени самовлюбленного юноши (нарцисс)
7. Королева цветов (роза)
8. Название цветка, которое переводится как «звезда» (астра)
9. Водное растение, способное на своих листьях выдерживать вес двухгодовалого ребенка (виктория- регия)
10. Любимое лакомство верблюдов (верблюжья колючка)
6.Тема « МОРЯ И ОКЕАНЫ»
1. Самый большой океан на Земле (Тихий)
2. Самый мелкий океан на Земле (Северный Ледовитый)
3. Самое большое озеро в мире (Каспийское море)
4. Самое соленое море (Красное)
5. Море, знаменитое пиратами? (Карибское)
6. В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (в Средиземном)7. Глубочайшая впадина в Мировом океане (Марианская)
8. Крупные волны, вызываемые подводными землетрясениями (цунами)
9. Самое мощное теплое течение на Земле (Гольфстрим)
10. Сколько океанов омывает материк Евразию? (4)
7.Тема « ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»
1. Кто открыл Америку? (Колумб)
2. Кто первым из русских путешественников обследовал жизнь и быт папуасов Новой Гвинеи? (Н.Н. Миклухо - Маклай)
3. Кого из путешественников называют «российским Колумбом»?
(Г. Шелехов)
4. В честь какого путешественника названа часть света – Америка? (Америго Веспуччи)
5. Кто впервые побывал на Южном полюсе? (Руаль Амундсен)
6. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
7. Первооткрыватели Антарктиды (Беллинсгаузен и Лазарев)
8. Кто из мореплавателей открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама)
9. Первый казахский ученный и просветитель, путешественник, этногроф, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. (Шокан Уалиханов) 
10. Какой русский путешественник совершил «хождение за три моря»? (Афанасий Никитин)
8.Тема « СТОЛИЦЫ, ГОСУДАРСТВА»
1. Самое большое по площади государство мира? (Россия)
2. Какому государству принадлежит самый большой остров Земли? (Дании)
3. Назовите самое высокогорное государство мира (Непал)
4. Микрогосударство, расположенное в центре города Рима (Ватикан)
5. На каком континенте нет ни одного государства? (Антарктида)
6. Столица Франции (Париж)
7. Столицей, какого государства является Варшава? (Польша)
8. Страна, занимающая первое место по численности населения (Китай)
9. Какая страна мира занимает целый континент? (Австралия)
10. Столица Испании (Мадрид)
9.Тема « ПЛАН И КАРТА»
/. Как называется величина, показывающая, во сколько раз все расстояния на карте меньше, чем на местности? (масштаб)
2. Где на земном шаре из четырех основных направлений сторон горизонта имеется только одно? (на полюсах)
3. Куда «Лицом» обращена головка подсолнуха в полдень? (на юг)
4. Имеются ли на земле самая западная и восточная точки? (нет)
5. Кто является создателем первого глобуса? (Бехайм)
6. Угол между направлением на север и направлением на предмет называется (азимут)
7. Как называются значки, с помощью которых изображаются предметы на плане (условные знаки)
8. В каком созвездии находиться Полярная звезда? (Малой Медведицы)
9. Уменьшенная модель Земли (глобус)
10. Как еще называется нулевой меридиан? (Гринвичский)
10.Тема «СЕКРЕТ»
1. Самый большой материк (Евразия)
2. Самый южный материк (Антарктида)
3. Самый сухой материк (Австралия)
4. Самый жаркий материк (Африка)
5. Самый высокий материк (Антарктида)
6. Самый влажный материк (Южная Америка)
7. Самое глубокое озеро на Земле (Байкал)
8. Самая большая пустыня мира (Сахара)
9. Самая длинная параллель (экватор)
10. Самый большой остров (Гренландия)
Жюри подводит итоги.

Внеклассное мероприятие «Географический калейдоскоп ».

Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению  географии.
Участники : 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход мероприятия
I. Орг. момент.
II. Проведение мероприятия.
Всегда ли о географии можно говорить только  на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем...
Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
-  Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса (каждый правильный ответ – 1 балл).
1-ый конкурс «Самые смекалистые »(география + смекалка)
1) Загадочная разминка:
1-ая команда
Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);
2-ая команда
Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);
Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);
Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);
Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);
3-тья команда
В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);
Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги ( болото);
Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);
Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).
2) Географические шарады:
- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.
Например:
Первое можно из снега слепить,Грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе - мяча передача, Важная это в футболе задача. Целое Люди в походы берут, Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).
1-ая команда:
Начало слова есть местоимение, Что выскочки кричат без промедления, А что в конце - ребёнок надевает, Одежда та без рукавов бывает. Всё вместе - это остров очень жаркий, Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).
2-ая команда:
Последней буквой алфавита Открыто слово и закрыто. А между ними без седла Стоит лошадка, что мала. Вы это слово знать должны: Оно — название страны. (Я + пони = Япония).
3-тья команда:
Часть первая — мост, Но без буквы конечной. Вторая — звучит на болоте беспечно. А целое — местность. Любимая пламенно, Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).
3) Геологика:
- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
Метеоритный, транспортный, финансовый,  воздушный,  людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),
Наземный, подводный,  спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),
Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода), Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),  
Звёздный, весёлый, холодный, теплый,  сильный,  слабый, порывистый,  южный,  северо-западный... (ветер),
Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная,   длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна), Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?
- Москвичи,  как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, как называются жители следующих городов:
(в Набережных Челнах, Татария), Челнинцы(в Омске), Омичи (в Индии), Индийцы
(в Курске), Куряне
(в Томске), Томичи
(в Донецке, Украина), Донетчане
5) Ответ ищите в вопросе:
- Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов. Будьте внимательны! (например - В какую речку уронила Таня мячик? (в Нил, что в Африке - уронила)).
Из какого города вызвали гримёра? (из Рима - гример).
Где вьюга не завывает? (На юге - вьюга).
Кто попортил ночью виноградник? (Град - виноградник).
6) Каждому своё:
- К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на карте.
Каньон,  Барьерный риф,  Енисей  - ... (Большие: Большой Каньон в  США,  Большой Барьерный риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири). Орлеан, Зеландия, Гвинея - ... (Новые: Новый Орлеан - город и порт на юге США, Новая Зеландия - государство в Тихом океане, Новая Гвинея - остров на западе Тихого океана). Ледовитый океан, Осетия, Кавказ - … (Северные: Северный Ледовитый океан, Северная Осетия-республика Р.Ф., Северный Кавказ). 2-ой конкурс «В океане шуток» (география + юмор)
1) Шуточная географическая викторина:
Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
На каком фронте не воюют (на атмосферном), Какое государство можно носить на голове (Панама),
Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились  (Лес рук),
Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).
2) Весёлые стихи на внимание.
В России - язык русский, Во Франции - французский, В Германии - немецкий, А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий) Солнце за день устаёт, На ночь спать оно идёт На полянку, за лесок, Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)
Каждый с детства твёрдо знает: Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)
Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)
Край снегов, морозов, вьюг Называют словом  юг. (не юг, а север)
Знает каждый капитан: Волга - это океан. (Не океан, а река)
Солнце и небо багряного цвета. Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)
Слышу подсказку Вити-дружка, Что Эверест - большая река, (не река, а гора)
Со времён далёких и поныне Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)
3-ий конкурс «Восхождение к вершинам знаний»
1) блиц-опрос
Здание высотой 150 метров признано самым высоким шатром в мире. (Хан-Шатыр в Астане)
В Казахстане находится самый высокогорный каток в мире ( «Медео» , недалеко от Алма-Аты, высота 1691 м)
Именно это море является остатком праокеана Тетис (Каспийское),
Самая мутная река Казахстана (Сырдарья),
Главной достопримечательностью этой местности называют скалу Жумбактас – скала-загадка которая своими очертаниями с одной стороны напоминает египетского сфинкса, с другой – старуху, а с третьей – девушку-красавицу.(Боровое)
С каким государством у Казахстана самая длинная граница (Россия)
Своей формой представляет Дерево жизни (с казахского языка переводится как «тополь» и «опора»), корнями уходящее в землю, а кроной подпирающее небо. Своим строением соответствует этим преданиям и  символизирует государство, сохранившие свои корни.( Байтерек)
Эта птица на протяжении веков была у тюркских народов символом свободы, мужества и отсутствия корыстных помыслов и сейчас она отражает стремление государства к достижению новых высот, движение ввысь. (беркут)
Апорт это …. (сорт яблок с древней историей. Однако они широко распространены в Казахстане, на юге. Данный вид в первую очередь отличается незаурядным размером плодов. В среднем масса яблока составляет 250 г, но может достигать 1 кг.
4-ый конкурс «С литературой в путь »(география + литература)
1) География в русских пословицах:
- Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах.
Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
Погиб, как швед под... (город). (Полтава)
Не разом... (город) строилась. (Москва)
Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)
Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)
Не всё..., что блестит (золото)
5-ой конкурс «По заповедным местам»(география + зоология)
1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.
 КИТ-- государство в Азии. (Китай)
-ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)
-РАК государство в Азии. (Ирак)
-РАК---- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)
КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)
СОМ--- государство в Африке. (Сомали)
ТУР--- государство в Евразии. (Турция)
ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)
ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)
6-ой конкурс «Съедобная география»(география + кулинария)
Какой город падают к чаю? («Прага» - торт, Прага - столица Чехии),
Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации? (Морскую),
 По названию, какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку?
(Гамбург - гамбургер),
Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»? (Батон),
Что называют итальянскими трубками? (макароны),
Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд),
Хлеб кавказской национальности? (лаваш),
Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия),
Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт).
7-ой конкурс «Адресная география»(география + музыка)
Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.
Светит незнакомая звезда,Снова мы оторваны от дома,Снова между нами... (населённый пункт),Взлётные огни аэродромов.Здесь у нас... (атмосферное явление) и... (осадки),Здесь у нас холодные рассветы,Здесь на неизведанном пути Ждут замысловатые сюжеты.
Ледяной горою... (скопление льда)Из...(атмосферное явление) вырастает,И несёт его... (поток воды)По бескрайним, по...(водоём).
Весь покрытый зеленью,Абсолютно весь,... (участок суши) Невезения,В... (водоём) есть...(участок суши) Невезения В...(водоём) есть,Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.III. Подведение итогов, награждение.
Список  используемой литературы.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа 2003г.
Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.
Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
«География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности». Волгоград:Учитель, 2009 г.
Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии». М:Сфера, 2003.
Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов –на-Дону: «Учитель», 2005 г.
Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. № !Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (серия).М.Народное образование , 1998 г.
«Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009.
Ресурсы Интернет.