Комплекс упражнений для развития тонкой и общей моторики, как средство укрепления физического здоровья дошколников с ЗПР


I.Игры и упражнения для развития и укрепления пальцев рук.II.Динамические паузы, физкультминутки. Игры и упражнения для развития и укрепления общей моторики.
Учитель – дефектолог МБДОУ № 248
Фальшунова Н.Б.
Г.Уфа – 2016г.
Пальчиковые игры.
Пальчик – мальчик»
Цель: развитие точности, ритмичности движений пальцев рук под речевое сопровождение.
Пальчик – мальчик, (ритмично сжимать и разжиматьГде ты был?кулачки).С этим братцем(соединяются большие и указательныеВ лес ходил.пальцы обеих рук одновременно).
С этим братцем(соединяются большие и средниеЩи варил.пальцы обеих рук одновременно).
С этим братцем(соединяются большие и безымянныеКашу ел.пальцы обеих рук одновременно).
С этим братцем(соединяются мизинцы и большиеПесни пел.пальцы обеих рук одновременно).
«Осенние листья».
Цель: развитие подвижности пальцев рук, выработка точности и полноты объема, переключаемости движений, координации речи и движения.
Раз, два, три, четыре, пять,(загибать пальцы, начиная с мизинца).
Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,(на каждое название дерева загибатьЛистья рябиныпальцы, начиная с мизинца)Листики тополя,
Листья осины,
«У Лариски две редиски».
Цель: развитие координации речи и движения пальцев рук, точности, объема и переключаемости движений.
У Лариски две редиски.хлопать в ладоши, показать 2 пальца левой руки.
У Алешки две картошки.ударять ладонями по столу,показать 2 указательных пальца
У Сережки сорванцахлопать в ладоши
Два зеленых огурца.Показать 2 пальца правой руки.
А у Вовкиударять ладонями по столу
Две морковки.Приподнять указательные пальцы.
Да еще у ПетькиХлопать в ладоши
Две хвостатых редьки.Показать указательные пальцы.
«Яблочко» (с массажным мячиком)
Цель: самомассаж пальцев рук, выполнение движений, согласно текста; развитие точности, координации речи и движения.
В руки яблочко возьму(взять мяч в руки, положить между ладонями)
Пальцами его сожму,(сжимать мяч между прямыми ладонями).
Меж ладошек покатаю,(катать с нажимом между прямыми ладонями).
Вверх подброшу и поймаю.(слегка подбросить и поймать мяч).
«За ягодами»
Цель: укрепление мышц пальцев рук, развитие точности, полноты объема движений, развитие координации движений пальцев с речевым сопровождением.
Раз, два, три, четыре, пять(одноименные пальцы рук «здороваются»).
В лес идем мы погулять.(указательные и средние пальцы « идут»
по столу)
За черникой, за малиной,(на каждое название ягоды загибать пальцы,За брусникой, за калиной.начиная с мизинца).
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (две соединенные ковшом ладони).
«Наша кошечка играет» ( с массажным мячом)
Цель: самомассаж пальцев рук, развитие координации речи и движения пальцев рук, точности и переключаемости движений.
Наша кошечка играет (катать мяч между ладонями)
Маленький клубок катает,
Зубками его кусает, (сжимать мяч подушечками пальцев).
А клубочек убегает.(перекладывать мяч из одной руки в другую).
«Уточка»
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений и речевого сопровождения, точности, полноты и переключаемости движений.
« Шла уточка бережком,( «идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь).
Вела детей за собой,
И малого, и большого,(загнуть безымянный и большой палец).
И среднего, и меньшого,(загнуть средний палец и мизинец).
И самого любимого.(загнуть указательный палец).
«Сидит белка на тележке»
Цель: развитие координации речи и движения пальцев, точности, полноты движений, переключаемости движений.
Сидит белка на тележке, (хлопки в ладоши и удары кулачками друг о другаПродает она орешки. попеременно).
Лисичке – сестричке, (загибать по одному пальчику,Воробью, синичке,начиная с большого).Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,(ритмичные хлопки ладонямиКому в зобок,и удары кулачками друг о друга попеременно).Кому в лапочку.(руки вытянуть вперед).
«Ласточка»
Цель: развитие мышц пальцев, координации движений с речевым сопровождением, точности и полноты объема движений, переключения движений.
Ласточка, ласточка,(на каждую строку большой палец «здоровается»Милая касаточка,дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,
Ты где была,сначала на правой, потом на левой руке).Ты с чем пришла?
-За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
«Осень».
Цель: развитие точности, полноты объема движений пальцев рук, координации движений пальцев с речевым сопровождением, переключаемости движений.
Ветер по лесу летал,(плавные, волнообразные движенияВетер листики считал:обеими ладонями синхронно).Вот дубовый,(загибать по одному пальчикуВот кленовый,на обеих руках).Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.(спокойно положить ладони на стол).
«Пирог».
Цель: развитие подвижности пальцев рук, синхронности, координации движений с речевым сопровождением, точности и полноты объема движений.
Падал снег на порог.(2 раза медленно опустить руки на стол).
Кот слепил себе пирог.(прижимая ладонь к ладони,
А пока лепил и пек,показывают, как лепят пирог).Ручейком пирог утек.( «бежать» пальцами обеих рук по столу).
Пироги себе пеки(опять показывают, как пекут пироги).
Не из снега, из муки.
«Есть у каждого свой дом»
Цель: развитие координации движений пальцев с речевым сопровождением, синхронности, точности, полноты объема движений.
У лисы в лесу глухом (сжимать и разжимать кулачки на ударный слог).
Есть нора – надежный дом.(двумя руками рисовать круг в воздухе).
Не страшны зимой метели(волнообразные движения руками)
Белочке в дупле на ели (легкие удары пальцами рук по столу).
Под кустами еж колючий(хлопки в ладоши).
Нагребает листьев кучу.( «грести», скользя пальцами по столу, к себе).
Спит в берлоге косолапый(сложить ладони и попеременно приложитьДо весны сосет он лапу.к каждой щеке).
Есть у каждого свой дом,(удары ладонями и кулачками друг о другаВсем тепло, уютно в нем.попеременно).«Кормушка»
Цель: развитие ритмичности, точности движений пальцев рук, координации движений и речевого сопровождения, точного переключения движений.
Сколько птиц в кормушке нашей(ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,(на каждое название птицы загибатьШесть щеглов и голубейпо одному пальчику).Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек.(снова ритмично сжимать и разжимать кулачки).
«В шкаф одежду убираем»
Цель: развитие точности, полноты объема движений рук, синхронности движений обеих рук, координации речи и движения.
Пальчиками мы играем(пальчики «здороваются» с большим пальцем).
И одежду называем:(хлопки в ладоши).
Кофту, брюки, платье, шарф(загибать по одному пальцу на каждой руке).
Сложим аккуратно в шкаф.(прямыми ладонями касаться стола)
«Сколько обуви у нас?»
Цель: развитие точности, полноты объема движений пальцев рук, синхронности движений, координации движений с речевым сопровождением.
Посчитаем в первый раз, (попеременные хлопки и удары кулачкамиСколько обуви у нас. по столу)
Туфли, тапочки, сапожки(на каждое название обуви загибаютДля Наташки и Сережки,по одному пальчику, начиная с большого).Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Мы во двор пошли гулять»
Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности, полноты объема, координации движений пальцев с речевым сопровождением.
Раз, два, три, четыре, пять,(загибать пальцы по одному).
Мы во двор пошли гулять.( «идут по столу указательным и средним пальцами).
Бабу снежную лепили,( «лепят» комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили,(собранными в щепоть пальцами «крошат» хлеб).
С горки мы потом катались,(левая ладонь скользит по правой).
А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли.(отряхивать ладошки).
Съели суп и спать легли.(движения воображаемой ложкой; руки под щеку).
«Помощники»
Цель: развивать подвижность пальцев рук, точность, полноту объема движений, чередование и переключение движений, координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением.
Раз, два, три.четыре, (чередовать хлопки и удары кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:(одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, лож (на каждое название посуды загибать пальцыИ большую поварешку.по одному, начиная с мизинца).
Мы посуду перемыли,(одна ладонь скользит по другой по кругу).
Только чашку мы разбили,(загибать пальцы по одному,Ковшик тоже развалился,начиная с мизинца).Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали,
Так мы маме помогали. (чередовать хлопки и удары кулачков друг о друга).
«Веселая зарядка для пальчиков»
Цель: укрепление мышц пальцев рук, развитие точности, полноты движений пальцев, развитие точности, полноты, координации движений и речевого сопровождения.
В небо синее пилот(ребенок сжимает резиновый мячикПоднимает самолет.на ударные слоги).
Он летит за облаками,
Над горами, над лесами.
«Буду я в снежки играть»
Цель: развитие подвижности пальцев рук, умения чередовать, синхронно выполнять движения обеими руками, координировать движения пальцев с речевым сопровождением.
Буду я в снежки играть.(имитировать лепку снежков)
В санках зайчика катать.(провести указательным пальцем по ладони).
Бабу снежную лепить.(сжимать и разжимать кулачки).
И в ведерке снег носить.( «шагать» пальцами по столу).
«Веселые льдинки»
Цель: укреплять мышцы пальцев рук, развивать точность, полноту движений, синхронность движений обеих рук, координацию движений пальцев с речевым сопровождением.
Под самым карнизом,(сжимать и разжимать пальцы рук).
Над самым оконцем
Забралось в сосульки(стучать пальцами по столу).
Весеннее солнце.(поднять руки, сделать пальцами «солнышко»)
Сверкая, бегут(сжимать и разжиматьПо сосулькам слезинки…пальцы рук)И тают сосульки - (стучать по столу пальцами).
Веселые льдинки.
«Рыбки»
Цель: укрепление мышц пальцев рук, развитие точности, полноты объема движений, синхронности движений пальцев рук, координации движений с речевым сопровождением.
Рыбка плавает в водице,(сложенные вместе ладониРыбке весело играть.изображают плывущую рыбку).
Рыбка, рыбка, озорница,(погрозить пальцем).
Мы хотим тебя поймать.(медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула,(снова изображают плывущую рыбку).
Крошку хлебную взяла.(хватательные движения пальцами).
Рыбка хвостиком махнула( снова «плывут»).
Рыбка быстро уплыла.
«Наш цветок»
Цель: укрепление мышц пальцев рук, развитие координации движения и речи, точности, полноты движений, ритмичностидвижений.
Вот красивый наш цветок (соединить запястья, развести пальцы в стороны)
Под землею корешок,(опустить руки вниз, пошевелить пальцами).
Над землею стебелек(поднять одну руку вверх).
И зелененький листок.(показать ладонь с выпрямленными пальцами).
«Пчела»
Цель: укреплять мышцы пальцев рук, развивать точность, полноту, координацию движений с речевым сопровождением, синхронность движений обеих рук.
Прилетела к нам вчера(махать прямыми кистями рук).
Полосатая пчела.(на каждое название насекомого
А за нею шмель – шмелекзагибать пальцы, начиная с мизинца)И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.Как фонарики глаза. (пальцы, соединенные в кольцо, поднести к глазам)
«Цветы»
Цель: укреплять мышцы пальцев рук, развивать точность, полноту движений,умение координировать движения с речевым сопровождением, чередовать движения рук.
На клумбу я цветы сажаю,(удары попеременно ладонь – кулак)
Тюльпаны, розы поливаю.(«поливают» из лейки цветы).
Нарцисс, гвоздику солнце греет,(развести руки в стороны – вверх).
Астры я сейчас посею.(имитация посадки семян).
Стебли, листики растут.(прямые руки – вверх).
Все цветы на клумбе тут.(удары попеременно ладонь – кулак).
II. Динамические паузы. Упражнения и игры для укрепления общей моторики.
1. «Листья»
Цель:регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, воспитание чувства темпа и ритма.
Листья осенние тихо кружатся(покружиться, руки в стороны)
Нам они под ноги тихо ложатся(присесть).
И под ногами шуршат, шелестят(движение руками вправо – влево).
Будто опять закружиться хотят(подняться, покружиться).
2.«Мы приходим в огород».
Цель: координация речи и движения, регуляция мышечного тонуса, воспитание чувства ритма и темпа движений.
Мы приходим в огород(шагать по кругу).
Сколько овощей растет!(остановиться, развести руки в стороны).
Раз, два, три, четыре, пять -(шагают на месте).
Что мы будем собирать?
Помидоры, лук, капусту,(хлопать в ладоши).
И на грядках будет пусто!(развести руки в стороны).
3.«По ягоды»
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, воспитание чувства темпа и ритма движений.
Мы шли – шли – шли,(шагать, руки на поясе).
Землянику нашли.(наклоны к носкам правой и левой ноги).
Раз, два, три, четыре, пять,(шагают, руки на поясе).
Мы опять идем искать.(наклоны к носкам правой и левой ноги).
4.«Теленок»
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, умения чередовать движения.
Бу – бу, я – рогатый.(два прыжка, рожки из пальчиков).
Бу – бу, я – хвостатый.(два прыжка, «хвостик» из руки).
Бу – бу, я – ушастый,(два прыжка, «ушки» из ладошек).
Бу – бу, очень страшный.(два прыжка).
Бу – бу, испугаю.
Бу – бу, забодаю.(«бодаются»)
5.«Домашние птицы».
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, воспитание чувства ритма.
Наши уточки с утра:(дети идут по кругу вперевалочку,«Кря – кря – кря!»подражая походке уток).
Наши гуси у пруда:(идут по кругу, вытянув шеи вперед«Га – га – га!»и отставив «руки – крылья» назад).Наши курочки в окно:(останавливаются, встают лицом в круг,«Ко – ко –ко!»бьют руками по бокам).
А как Петя – петушок(встают спиной в круг, вытягивают шеюРаным – рано поутрувверх, поднимаются на цыпочки).
Нам споет: «Ку – ка – ре –ку».
6.«Живет медведь в большой берлоге».
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, умения чередовать движения, воспитание чувства ритма, темпа.
Живет медведь в большой берлоге,(показать руками большой круг).
Домой шагает по дороге.(шагают вперевалочку).
Лиса живет в своей норе.(показать руками круг).
А белка в маленьком дупле(сделать круг над головой).
Зайчишка тоже ищет дом.(поскоки на месте).
Зайчата жили б в доме том.(приседают).
7.«Гуси»
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, воспитание чувства ритма.
Гуси серые летели(дети машут руками, как крыльями).
На лужайку тихо сели.(присаживаются на корточки).
Походили, поклевали,(встают, ходят, ритмично наклоняя голову).
Потом быстро побежали.(бег по кругу).
Камыши качаются,(останавливаются, качают рукамиДождик начинается.из стороны в сторону).
8.«Ель».
Цель: регуляция мышечного тонуса, координация речи и движения, воспитание чувства ритма, темпа движения.
Чудное ель дерево!(руки вниз, слегка развести в сторону).
Зиму и лето зелено.(повороты влево – вправо).
Высоко торчит, (прямые руки соединить над головой).
Далеко глядит.(поднести ладонь ко лбу).
Весною цветет, (покачать руками над головой).
Летом плод дает,(вытянуть прямые руки вперед).
Осенью не увядает,(покачать руками над головой).
Зимой не умирает.(руки вниз, слегка развести в стороны)
9.«Дождик».
Цель: регуляция мышечного тонуса, координация речи и движения, воспитание чувства ритма.
Капля – раз, капля – два.(два прыжка на носках, руки на поясе).
Очень медленно сперва.(ходьба на месте).
А потом, потом, потом(бег на месте, руки на поясе).
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,(руки развести в стороны).
От дождя себя укрыли.(руки полукругом над головой).
10.«Зима».
Цель: развитие координации движений с речевым сопровождением, регуляция мышечного тонуса, воспитание чувства ритма.
Снова за окном зима -(развести руки в стороны).
Снег!(медленно поднять и опустить руки)
Метели!(качать руками из стороны в сторону).
Холода!(обнимают себя за плечи).
Лед на реках и прудах,(погладить ладонь о ладонь).
Ребятишки на коньках.(имитация катания на коньках).
11.«Снегири»
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации движений с речевым сопровождением, умение переключать движения в соответствии с текстом; воспитание чувства ритма.
Вот на ветках, посмотри,(по 4 хлопка руками по бокамВ красных майках снегири.По 4 наклона головы на строку).Распушили перышки,(на первое слово каждой строки частоеГреются на солнышке.Потряхивание руками, на второе – хлопок).Головой вертят,(по 2 поворота головы на каждую строку).
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!(разбегаются по группе, взмахивая рукамиЗа метелью! За метелью!как крыльями).12. «Помощники»
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, умения переключать движения, воспитание чувства ритма.
Дружно помогаем маме,(встают, наклонившись)
Мы белье полощем сами.(двигать руками влево – вправо).
Раз, два, три, четыре.
Потянулись,(потянуться вверх).
Наклонились.(снова «полощут»).
Хорошо мы потрудились.(потирать ладонь о ладонь).
«Ботинки»
Цель: укрепление мышц рук, ног, туловища, регуляция мышечного тонуса, развитие координации движений под речевое сопровождение; умение переключать движения согласно текста.
Всюду, всюду мы вдвоем(шагают друг за другом).
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,(стоят лицом в круг, разводят рукамиПо зеленым берегам,перед собой)Вниз по лестнице сбегали,(легкий бег на месте).
Вдоль по улице шагали,(шагают на месте).
После встанем под кровать,(приседают).
Будем там тихонько спать.(наклоняют голову, руки под щекой).
14.«Снежок»
Цель: укрепление мышц рук, ног, туловища, развитие координации речи и движения, умения выполнять движения согласно текста.
Раз, два, три, четыре,(шагают на месте).
Мы с тобой снежок лепили.(«лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг ладонями, гладят одной ладонью другую).
И совсем не сладкий.(грозят пальцем).
Раз – подбросим.(подбрасывают «снежок»).
Два – поймаем.(приседают, «ловят снежок»).
Три – уроним.(встают, роняют «снежок»).
И… сломаем.(топают).
15.«Новый дом»
Цель: укрепление мышц туловища, рук, ног, развитие координации речи и движения, воспитание чувства ритма, темпа движений.
Том построил новый дом,(дети стоят в кругу, шагают на месте).
Будут жить игрушки в нем.
Эта комната для мишки,(поворот направо, сделать круг перед собой).
В этой будет жить зайчишка.(влево – круг перед собой).
Только вот беда какая - (руки – к щекам, наклоны вправо – влево).
Комната была пустая.
Посмотрите – ка теперь:(хлопки в ладоши).
Стулья, стол, кровать есть в ней.(приседание).
16. «Посуда»
Цель: укрепление мышц туловища, рук, ног, развитие координации речи и движения, умения чередовать движения одноименных частей тела.
Вот большой стеклянный чайник,(надуть живот, одна рука на поясе,Очень важный, как начальник.другая изогнута).
Вот фарфоровые чашки,(присесть, одна рука на поясе).
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,(кружатся, рисуя руками круг).
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,(потянуться, руки сомкнуть над головой).
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.(лечь на ковер, вытянуться).
17.«Снежинки»
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие координации речи и движения, воспитание чувства ритма.
Кружатся снежинки
В воздухе морозном.(кружатся на носочках).
Падают на землю(медленно приседают, руками Кружевные звезды.показывают, как падают снежинки).
Вот одна упала.(встают, ловят снежинку на ладошку).
Ой, не тай, снежинка (прикрывают снежинку и сдувают с ладони).
Подожди немножко
18.«Зима прошла»
Цель: укрепление мышц корпуса, рук, ног, развитие координации речи и движения, воспитание чувства ритма.
Воробей с березы(ритмично прыгают по кругу,На дорогу – прыг!хлопают руками по бокам).Больше нет мороза,
Чик – чирик!
Вот журчит в канавке(бегут по кругу, взявшисьБыстрый ручеек,за руки).И не зябнут лапки - (ритмично прыгают по кругу сначалаСкок! Скок! Скок!по часовой стрелке, потом – против).Высохнут овражки!(развести руки в стороны).
Вылезут букашки .(присесть).
Чик – чирик!
19.«Аквариум»
Цель: укрепление мышц корпуса, ног, рук, развитие координации речи и движения, умения переключать движения в соответствии с текстом.
Улитки ползут,(передвигаются по кругу в полуприседе,Свои домики везут.сложив руки за спиной).
Рогами шевелят,(делают «рожки» из пальцев, ритмичноНа рыбок глядят.Наклоняют голову влево – вправо).Рыбки плывут,(передвигаются по кругу мелкими шагами, движенияПлавниками гребут.ладонями).
Влево, вправо, поворот,(плавные повороты туловища
А теперь наоборот.влево – вправо и наоборот).
20.«Комнатный цветок»
Цель: регуляция мышечного тонуса рук, ног, корпуса, развитие координации речи и движения, умения точно чередовать движения согласно тексту.
На окне в горшочке(дети сидят на корточках лицом в круг,Поднялись цветочки.медленно встают).
К солнцу потянулись,(тянутся на носочках, руки широкоСолнцу улыбнулись.в стороны).
К солнышку листочки(ладони разворачивают вверх).
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, (руки соединяют над головой,В солнышке утонут!медленно разводят в стороны)21.«Росток»
Цель: регуляция мышечного тонуса рук, ног, корпуса; развитие координации речи и движения.
Дети сидят на корточках, изображая семечко, обхватив руками колени, голова прижата к коленям. Педагог читает текст:
«Из маленького семечка вырастет росток,
Тянет свои листики к солнцу высоко».
При слове «вырастет» дети начинают подниматься, постепенно выпрямляясь, вытягивая руки вверх как можно выше.
22.«Снеговик»
Цель: регуляция мышечного тонуса рук, ног, корпуса, развитие умения адекватно напрягать и расслаблять мышцы, координировать движения с речевым сопровождением.
Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги на ширине плеч), руки поставлены на пояс, тело напряжено. Когда снеговики начинают « таять», из тела уходит напряжение: сначала голова наклоняется набок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, потом присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову – снеговик растаял. Упражнение выполняется под текст:
«Вот стоит снеговик (тело напряжено).
Он к морозам привык.
Солнце припекает,
Снеговик наш тает (напряжение постепенно уходит).
Тает, тает – да, да, да…
Будет талая вода».