Игры для развития речевых навыков у дошколников


Игры для развития речевых навыков у дошкольников
«Разложи картинки»
Цель: уточнять представления детей о возрастных изменениях во внешности человека, развивать временную ориентацию, связанную с возрастом человека.
Задание 1. Разложи картинки с изображением людей от самого младшего к самому старшему.
Младенец — малыш (малышка)
Дошкольник (дошкольница)
Младший школьник (школьница)
Подросток (старшеклассник)
Юноша (девушка)
Мужчина (женщина)
Старик (старушка).
Задание 2. «Найди самого — самого»
— Кто самый старший из этих людей? (Старики)
— Кто младше всех? (Младенцы)
— Кто самый сильный? (Взрослый мужчина)
«Назови лишнее слово, выбери лишнюю картинку!»
Цель: уточнять знания детей в классификации объектов по существенному признаку, активизировать в речи обобщающие понятия и упражнять в построении простого высказывания при объяснении своего выбора.
Задание. Выбери лишнее слово (картинку), объясни свой выбор.
Наборы слов:
— уши, глаза, нос, щеки;
— рот, глаз, рука, нос;
— сердце, печень, желудок, палец;
— зубы, язык, желудок, глаз;
— нос, кровь, бронхи, легкие,
— голова, шапка, ладонь, шея;
— варежки, пальцы, нога, ладонь;
— нога, стопа, колено, сапоги;
— глаза, нос, очки, рот и т.д.
«Выбери подходящее слово!»
Цель: уточнять представления детей об изучаемых объектах, обогащать словарь названиями частей объектов, их качественными характеристиками; упражнять в установлении следственных связей и логических ассоциаций. Развивать связную речь при составлении простых предложений с заданным словом.
Задание. Я буду называть разные слова. Вы должны внимательно слушать и поднять сигнальную картинку (растение, животное, птица, человек), если мое слово будет как-то связано с этим объектом.
Педагог называет следующие слова: крыло, ветка, рука, морда, клюв, шерсть, кора, кожа, ногти, коготь, корень, лист, волосы, оперение и т.д.«Умозаключения»
Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.
Задание. Закончи предложение!
— Руки надо часто мыть, потому что…
— Дышать надо носом, чтобы …
— Люди чистят зубы, чтобы …
— Фрукты полезны человеку, потому что…
— Играть с огнем опасно, потому что…
— Человек не может жить под водой, потому что …
— Загорать долго вредно, потому что…
— Пища должна быть разнообразной, чтобы…
— Долго смотреть телевизор вредно, потому что…
— Ногти надо стричь, чтобы …
— Человека можно узнать по отпечатку пальцев, потому что …
— Физкультурой заниматься полезно, потому что…
Речевой тренинг «Опровержения»
Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.
Педагог предлагает заведомо ложное высказывание. Дети должны придумать как можно больше опровержений этой фразы.
— Пища должна быть всегда горячей.
— У всех людей кожа одинаковая.
— Человек может жить под водой.
— Если глаза заболели, то вырастут новые.
— В желудке пища измельчается, поэтому глотать можно целыми кусками.
«Измени слова»
Цель: упражнять детей в правильном согласовании слов в простом предложении с предлогами.
Задание. Измени слова так, чтобы получилось правильное предложение: «Мозг, череп, защищать». «Кровь, болезнь, нас, защищать». «Стетоскоп, сердце, слушать, помогать». «Сердце, кровь, органы, перекачивать к». «Кожа, тепло, холод, чувствовать, помогать, нам». «Зубы, пища, жевать, измельчать». «Кости скелета, суставы, соединять».
«Конструирование фраз»
Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления; активизировать в речи предлоги; упражнять в согласовании слов и построении простых предложений из заданных слов.
Задание. Соединить два слова в предложение.
Слова для работы: мясо — зубы; глаза — телевизор; мелодия — уши; воздух — легкие; рана — врач; язык — сладость