Методические рекомендации. Фрагменты групповой работы в статиских парах.

Методические рекомендации.
Описание активных форм обучения в начальных классах.
Фрагменты групповой работы в статиских парах.
Следует различать коллективную форму работы, групповую форму учебных занятий и парную форму учебной работы (статские пары).
Начинать следует с 1-го класса, и вводить элементы групповой работы в парах. Дети работают парами, проверяя друг у друга домашние задания по математике, русскому языку, чтению (стихотворения). Они могут составлять и сами пары при подготовке домашнего задания по чтению (чтение по ролям). И на других этапах урока работа в парах способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Отличие от взаимопроверки в том, что задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Пример 1. «Нумерация чисел в пределах 10»
1 вариант. Выложить число 7.
2 вариант. Выложить его соседей слева и справа.
Пример 2. «Состав числа 4,6,8,10»
1 вариант. Разделить палочку поровну.
2 вариант. Разделите так, чтобы у одного было больше, у другого меньше.
Записать.
Пример 3. «Перемена мест слагаемых» (наблюдение)
1 вариант. Выложить 5 красных палочек.
2 вариант. Выложите 2 желтые палочки.
Сколько палочек у вас вместе?
Запись выражения (5+2=7)
Поменяйтесь палочками. А сколько теперь вместе?
Пример 4. «Связь между суммой и слагаемыми»
1 вариант. Записать выражение на сложение с «дружными» числами:
9 6 3 8 (6+3=9)
2 вариант. Записать 2 выражения на вычитание.
(9-6=3
·, 9-3=6)
Пример 5.
1 вариант. Записать число на 1 меньше, чем 60.
2 вариант. Записать, сколько в полученном числе десятков и сколько единиц.
Пример 6. «Нумерация чисел в пределах 100»
1 вариант. Записать число 100.
2 вариант. Записать число, предыдущее этому числу.
Формирование понятий длиннее-короче, шире-уже, дороже-дешевле, старше-младше и т.д.
При работе учащихся в паре происходит сотрудничество, но при этом еще нет коллектива. Парную форму учебных занятий можно назвать работой в статиской паре или в замкнутой паре.
Как соединить детей в пары?
С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким».
Недопустима пара из двух «слабых» учеников. Нельзя занимать совместной работой более 10-15 минут урока. Это может привести к повышению утомляемости. Нельзя требовать абсолютной тишины: дети должны обмениваться мнениями.