Программа повышения уровня учебной мотивации младших школьников посредством интерактивных методов обучения


ПРОГРАММА
повышения уровня учебной мотивации посредством интерактивных методов обучения
Пояснительная записка
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
  Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе.
     Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты действий ученика, которые ведут к реализации мотивов.
Формированию мотивации способствуют:- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;- занимательность, необычное преподнесение учебного материала;- использование познавательных игр, дискуссий;- анализ ситуаций из жизни;- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.
Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
1) интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
2) уверенность в себе;
3) направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности; 4) интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
5) потребность и возможность в самовыражении;
6) принятие и одобрение значимыми людьми;
7) актуализация творческой позиции;
8) осознание значимости происходящего для себя и других;
9) потребность в социальном признании;
10) наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
11) ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье). Негативное отношение к школе может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.    Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.
Современная система образования ставит целью развитие субъекта учебной деятельности и предъявляет особые требования не только к учителю и ученику, но и к родителю как к ещё одному участнику образовательного процесса. Родитель, хотя непосредственно не участвует в процессе обучения, но включен в него через ребёнка. Значимые для ребёнка взрослые часто оценивают его личность в связи со школьной успеваемостью и оказывают влияние на развитие учебной мотивации.
Необходимо, чтобы родители и учителя владели элементарным психологическими знаниями, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. Процесс повышения учебной мотивации у школьников будет эффективнее, если педагоги в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы.
Цель: повышение уровня учебной мотивации через организацию активного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, учителем, родителями.
4. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
5. Организовать психолого-педагогического просвещение педагогов и родителей по вопросам формирования личности ребёнка и факторам, способствующим формированию учебной мотивации.
Организация работы строится на принципах:
- гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
- конфиденциальности - информация, которая получена психологом в ходе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению и участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным;
- компетентности - психолог определяет и учитывает границы собственной компетентности;
- ответственности - психолог заботится о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред;
- позитивности - создаётся поддерживающая, доброжелательная атмосфера помощи и сотрудничества;
- индивидуального подхода - максимально учитывается психологическое своеобразие и индивидуальный опыт каждого ребенка.
Методы работы
В работе используются интерактивные методы обучения: работа в группах и парах сменного состава, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, мировое кафе, круглый стол и др.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации деятельности, которая имеет конкретные и прогнозируемые цели: создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый (ученик, педагог, родитель) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность означает, что каждый участник вносит свой индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности. Происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обозначенной проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
В ходе диалогового общения формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа полученной информации и обстоятельств.
Ожидаемые результаты
Изменения в учащихся:
1. Повышение уровня положительной учебной мотивации.
2. Сформированность "внутренней позиции ученика".
3. Возникновение эмоционально - положительного отношения к школе.
4. Появление нового уровня самосознания.
5. Положительная динамика в формировании познавательных и социальных мотивов учения.
Изменения в педагогах:
1. Изучены и применяются в урочной и внеурочной деятельности современные образовательные технологии.
2. Освоены новые курсы внеурочной деятельности.
3. Используют в преподавании демократический стиль.
4. Изучены интерактивные формы взаимодействия с родителями.
5. Повышение квалификации в области педагогической психологии.
6. Владеет методами и приёмами формирования личностных характеристик обучающихся, использует индивидуальный подход к ребенку на основе признания его уникальности и ценности.
Изменения в родителях:
1. Владеют знаниями о возрастных особенностях младших школьников и условиях формирования личности ребёнка.
2. Созданы доверительные отношения с детьми, проявляют искреннюю заинтересованность в устранении трудностей ребёнка.
3.Совместно с педагогом анализируют проблемы и заинтересованы в поиске форм помощи ребёнку.
Программа предназначена для работы с учащимися 3 и 4 класса, педагогами и родителями. Программа рассчитана на 2 года: 68 занятий с детьми, 8 встреч с педагогами и родителями.
Организация работы с учащимися
Курс внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
(Программа формирования психологического здоровья младших школьников, автор О. В. Хухлаева), 1 час в неделю, 34 часа в год, продолжительность занятия 40 минут.
Форма работы: групповая по 12-15 человек.
Занятия проводились в форме психологического тренинга. В процессе групповой работы использовались различные приёмы: ролевые, психогимнастические и дискуссионные игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Тематическое планирование занятий
№ Тема занятий Цели
3 класс
Тема 1. Мои чувства
1. Знакомство. Введение в мир психологии 1.Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
2. Ознакомление с эмоциями радости, грусти, страха, гнева.
3.Обучение пониманию относительности в оценке чувств.
2. Радость. Как её доставить другому человеку? 3. Радость можно передать прикосновением. 4. Радость можно подарить взглядом 5. Грусть 6. Страх, его относительность 7. Как справиться со страхом 8. Гнев. С какими чувствами он дружит? 9. Разные чувства Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга
10. Качества людей 1.Ознакомить детей с понятием «качества людей».
2.Помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.
11. Люди отличаются друг от друга своими качествами 12. Люди отличаются друг от друга своими качествами (продолжение) 13. В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества Тема 3. Трудности школьника
14. Трудности в школе, дома, на улице Научить детей справляться с проблемами.
15. Школьные трудности 16. Школьные трудности (продолжение) 17. Домашние трудности Тема 4. Я и моя школа
18. Я и моя школа 1.Помочь детям осознать особенности позиции ученика.
2. Предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя.
3. Помочь детям принять учителя таким, какой он есть.
19. Я и мой учитель 20. Как справляться с «Немогучками»? Тема 5. Я и мои родители
21. Я и мои родители 1.Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить со своими возможностями и желаниями.
2. Обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.
22. Я умею просить прощение 23. Почему родители наказывают детей? Тема 6. Я и мои друзья
24. Настоящий друг 1.Помочь детям осознать качества настоящего друга.
2. Подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.
25. Умею ли я дружить? 26. Трудности в отношениях с друзьями 27. Ссора и драка Тема 7. Я - фантазёр
28. Кого можно назвать фантазёром? 1.Помочь детям осознать ценность умения фантазировать.
2.Развивать креативные способности детей.
29. Я умею фантазировать 30. Мои сны 31. Я умею сочинять! 32. Мои мечты 33. Фантазии и ложь 34. Итоговое занятие 4 класс
Тема 1. Кто я? Мои силы, мои возможности
1. Моё лето 1.Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности.
2. Помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.
2. Кто я? 3. Какой я – большой или маленький? 4. Мои способности 5. Мой выбор, мой путь 6. Мой внутренний мир 7. Уникальность моего внутреннего мира 8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир? 9. Что значит верить? Тема 2. Какой Я – какой Ты
10. Какой Я? 1.Помочь детям осознать наличие у себя положительных качеств.
2.Учить находить положительные качества во всех людях.
11. Какой ты? 12. Какой ты? (продолжение) Тема 3. Что такое сотрудничество
13. Что такое сотрудничество? Дать детям представление о понятии «сотрудничество».
14. Я умею понимать другого 15. Я умею договариваться с людьми 16. Мы умеем действовать сообща 17. Что такое коллективная работа? Тема 4. Я расту, я изменяюсь
18. Мой детство 1.Помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения.
2.Помочь научиться планировать пути самоизменения.
19. Моё детство (продолжение) 20. Я изменяюсь Тема 5. Моё будущее. Кем бы я хотел стать в будущем?
21. Моё будущее Помочь детям ставить цели, определить для себя жизненные ценности.
22. Моё будущее (продолжение) 23. Хочу вырасти здоровым человеком! Тема 6. Хочу вырасти интеллигентным человеком:
что для этого нужно?
24. Кто такой интеллигентный человек? Помочь детям осознать понятие «интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.
25. Хочу вырасти интеллигентным человеком 26. Что такое идеальное «Я»? Тема 7. Хочу вырасти свободным человеком?
Что для этого нужно?
27. Кто такой свободный человек? 1.Помочь детям осознать личную свободу и свободу другого.
2. Прививать им понимание того, что свобода часто связана с наличием обязанностей.
3. Учить осознанию необходимости признавать и уважать права других людей.
28. Права школьника 29. Обязанности школьника 30. Что такое «право на уважение»? 31. Права и обязанности 32. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам 33. Как разрешать конфликты мирным путём? 34. Итоговое занятие Организация работы с педагогами
Важнейшее условие формирования мотивации — взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку.
Особое значение в этом отношении заслуживает личность учителя, его облик, манера общения, отношение к детям, любовь к детям, создание доброжелательной атмосферы на уроке. Создание благоприятной атмосферы помогает осилить отрицательное отношение к учению, которое бывает в тех случаях, когда родители или воспитатели дошкольных учреждений запугивают детей школой. На этом этапе очень важно поддерживать положительные эмоции ребенка. Поддержка взрослого, одобрение способствуют успеху деятельности ребенка. А успех создает положительные переживания. Надо помнить, что слишком лёгкая работа приводит к успеху, но не даёт особого удовлетворения ребенку. Трудное, но преодолимое делает работу увлекательной, вызывает напряжение и в то же время удовлетворение.
Развитие познавательных интересов является одним из первых шагов на пути формирования успешной учебной деятельности. Это является одним из важнейших новообразующих качеств в конце младшего школьного возраста. Этот фактор отражает тот факт, что педагог, который дорожит способностью к саморазвитию, развивается сам и не требует полной исполнительности от ребёнка, способствует тому, что саморазвитие становится ценным и для ребёнка, а это позволяет сформировать у ребёнка познавательные интересы.
Тематическое планирование
№ Тема Форма проведения
1. Психологические особенности младшего школьника и их учёт в педагогическом процессе Семинар - практикум
2. Учебная мотивация и пути её формирования Семинар - практикум
3. Влияние содержания учебного материала на формирование учебной мотивации «Мозговой штурм»
4. Коллективные формы работы, как фактор, способствующий формированию учебной мотивации Мировое кафе
5. Стили педагогического взаимодействия и их влияние на формирование учебной мотивации Дискуссия
6. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности Круглый стол
7. Роль личностных качеств педагога в развитии познавательных интересов учащихся Case study (анализ конкретных ситуаций)
8. Активные методы обучения, как средство активизации и развития познавательной деятельности учащихся Деловая игра
Организация работы с родителями
Существенным фактором формирования учебной мотивации является детско-родительские отношения, в основе которых лежит отношение родителей к ребенку. Важность семейного воспитания и его большое значение объясняется особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка. Детско-родительские отношения, стиль семейного воспитания оказывают огромное влияние на развитие личности в целом, а также на учебную мотивацию школьника. Важнейшей основой для здорового развития мозга и, в частности, мотивационной сферы является благоприятная обстановка в семье. И, наоборот, нарушения в детско-родительских отношений приводят к негативным последствиям в развитии личности ребенка и соответствующе сказывается на его учебной деятельности. 
Но не всегда семейное воспитание бывает качественным, потому что не все родители могут содействовать развитию своих детей по тем или иным причинам. Снижение учебной мотивация заключаются чаще всего не в ребёнке, а в напряженной ситуации между членами семьи. 
Одной из задач работы с родителями, становится выработка таких требований к семье, которые помогали бы ребёнку учиться и развиваться, и согласовывались с требованиями школы.
Цель:
- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования личности ребёнка, его возрастных особенностей;
- создание доверительных, откровенных отношений с детьми, проявление искренней заинтересованности в устранении трудностей ребёнка;
- формирование у родителей установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
- предупреждение родителей о возможных трудностях, о совместном поиске форм помощи ребёнку, снятие установки на ожидание немедленных результатов.
Собрания проводились с родителями учащихся в течении 2-х лет, 1 раз в четверть, 4 собрания в год.
Тематическое планирование родительских собраний
№ Тема Форма проведения
1. Психологические особенности младших школьников. Возрастные кризисы. Проблемная лекция
2. Влияние семьи на формирование учебной мотивации Круглый стол
3. Эмоциональное благополучие в семье Мировое кафе
4. Влияние самооценки на развитии личности ребёнка Case study (анализ конкретных ситуаций)
5. Роль матери в воспитании личности ребёнка Круглый стол
6. Роль отца в судьбе ребёнка Мировое кафе
7. Детская ложь: причины и профилактика Case study (анализ конкретных ситуаций)
8. Поощрение и наказание в семье Дискуссия
В ходе реализации программы дети учились общаться, взаимодействовать друг с другом. Для повышения учебной мотивации использовались главным образом формы работы, направленные на осознание своего развития как движения от неумения и незнания к умению и знанию, на формирование адекватной установки на преодоление школьных трудностей, осознание позиции ученика, умения выделять личностные качества партнёров по общению и свои собственные. Ролевые игры помогали детям проигрывать различные ситуации взаимодействия с другими людьми. Это создавало условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков. Дискуссионные игры позволили выявить различные точки зрения на какую-либо проблему, учащиеся открыли для себя новые формы общения со сверстниками и получили возможность проявить свою индивидуальность и реализацию своих способностей в новом виде деятельности. Облегчению процесса самораскрытия детей и принятия решений способствовали эмоционально – символические методы (групповое обсуждение различных чувств и направленное рисование) и релаксация.
На занятиях царила доверительная атмосфера, что позволяло детям снять излишнее эмоциональное напряжение и озвучивать свои собственные проблемы и волнующие их вопросы.
На встречах с родителями и педагогами было организовано диалоговое общение, которое привело к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию общих задач. Участники встреч могли не только выразить своё мнение, взгляд, оценку, но и, услышав доказательные аргументы, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её. В ходе совместной работы формировалось уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы. Педагоги и родители повысили свою компетенцию по вопросам формирования учебной мотивации в учебном процессе, межличностных отношениях с ребёнком и семейных установок.