Доклад на педагогический совет на тему Домашнее задание как повышение учебной мотивации школьников


Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации школьников
Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации. Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.
При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся.
Для учителя важно соблюдать несколько простых правил: сообщать о домашнем задании до звонка с урока, инструктировать обучающихся по выполнению домашней работы, чаще давать дифференцированные и индивидуальные задания, учитывая склонности и желания подопечных, проверять не только наличие работы, но и качество её выполнения, вместе с учащимися анализировать ошибки и удачные решения. Кроме того, необходимо помнить, что домашнее задание, является составной частью урока и гармоничным его продолжением. Проверка домашнего задания в форме самоконтроля, взаимоконтроля, письменной работы или игры, создание системы поощрения за самостоятельно выполненные задания помогают сделать урок значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. Имеет смысл организовать систему домашних заданий, предполагающую обучение приемам самостоятельной учебной деятельности. При дифференцированном подходе для групп учащихся использовать наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Не помешают более подробное объяснение последовательности выполнения заданий, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий, организация работы над ошибками. Если в классе работают несколько преподавателей, целесообразно согласовывать с ними объём домашних заданий.
Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности. В практике обучения накоплен богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.
Виды домашних заданий:
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:
подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей;
направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
Виды домашних заданий. Примеры:
I.  К урокам изучения нового материала
1)   Заучивание материала учебника и его пересказ;
2)   Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
3)   Сбор материалов из дополнительных источников;
II. К урокам обобщения
1)   Ответы на специально поставленные вопросы учителя;
2)   Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3)   Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
4)   Выделение в тексте основного и второстепенного материала;
5)   Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;
6)   Подборка дополнительного материала по теме;
III.К урокам обучения применять знания
1)   Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );
2)   Решение задач, аналогичных классным;
3)   Решение задач нестандартных;
4)   Решение задач с меж предметными связями;
5)   Самостоятельное составление задач;
6)   Самостоятельное изучение несложного материала;
7)   Работа над ошибками;
IV.   К урокам контроля и проверки знаний
1)   Письменные ответы на вопросы;
2)   Домашняя контрольная работа;
3)   Решение нестандартных задач;
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Для «слабого» ученика Для «сильного» ученика
Выполнить Д. З. по заданному образцу.
На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему.
Приготовьте ответы к заданным вопросам
Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …(3)) Задание массивом
На доске чертеж
- решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной)
Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе Решить задачу 2 известными вам способами.
Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.
Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …(5))
На доске чертеж
- составить и решить задачу, аналогичную классной;
- составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы
Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ
По содержанию По виду деятельности По уровню оформления
1.Вопросник 2. Кроссворд 3. Макет, модель 4. Ребус 5. Сообщение 6. Доклад 7. Сочинение 8. Реферат 9. Исследование 10. Эссе 11.Создание карты-схемы путешествия по стране (реально существующей или воображаемой)
12. Составление книжки с картинками на определенную тему
13. Подбор заданий и игр к уроку 1.Индивидуальная 2. Парная 3. Мелкогрупповая (3–7 чел) 4. Групповая (10–15 чел) 5. Коллективная 1. Рабочая (в тетради, «с листа»…). 2. Экспозиционная (на отдельном формате,содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):
– файл-лист; – буклет; – брошюра; – газета; – альбом; – «раскладушка»; – и т. д.
Одарённым детям нравятся нетрадиционные домашние задания:
самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;
самостоятельное составление задач.
разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;
подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;
редактирование учебного текста;
исправление допущенных ошибок;
подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.
выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.
работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);
проектная деятельность;
подготовка к ролевой игре, деловой игре;
опережающие домашние задания (самостоятельное изучение нового материала).
Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой. 2. Научить выделять главное из общей информации. 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию. 4. Сформировать ораторские навыки. 5. Воспитание эстетической культуры. 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.
О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует». Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически. А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными:
ежедневная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием;
контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников;
контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
внеурочная проверка учителем тетрадей;
непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске правильным вариантом;
контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;
к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек, класс в это время выполняет другую работу;
используется прием разбиения задачи на отдельные задания;
наличие домашней работы проверяет консультант;
программированный опрос.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления. 
Вопрос автору (в форме интервью)  
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут  наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.  
Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любятинтерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.     
Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений). 
Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить  ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.     
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.   
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.  
Важно, чтобы просматривая домашние работы обучающихся, учитель периодически выписывал в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволит ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. Гармоничное сочетание различных видов и форм подачи и проверки домашних заданий, форм организации самостоятельной работы обучающихся повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации.
Литература:
Андреев А.В. Творческий подход к проверке домашнего задания// Педагогика 1999, № 6.
Борзова Л.П.Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ:учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей.– М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-222 с.
Гин А.А. Как повторять изученный материал // Интернет-журнал "Эйдос". – 1999. – 23 декабря http://www.eidos.ru/journal/1999/1223-01.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail:list@eidos.ru. Как задавать домашние задания с максимальной пользой.
Древелов Х. и др.Домашние задания:Книга для учителя:Пер. с нем./ Х.Древелов, Д.Хесс, Х.Век.-М.: Просвещение, 1989.-80 с.
“Дидактический материал к учебнику “Математика” Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П. Тонких – М: Баласс, 2011.
“Дидактический материал к учебнику “Русский язык” Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной/ Под науч. ред. Е.В.Бунеевой.– М: Баласс, 2011.
Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1993, № 1.
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.
Кацубинская Л.А. Организация познавательной деятельности//Педагогика, 1990, № 8.
Ю.А.Конаржевский Анализ урока / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.с.52-54
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманитарный издательский центр “Владос” , 2000.– с.236-238
Коротаева Е.В. Уровни мыслительной активности // Народное образование. 1995. № 10.
Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1.
Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3.
Сенько Ю.В. Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989.
Шамова Т.И. Активизация обучения учащихся. М., 1982.
Харламов И.Ф. Педагогика М., 2000.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.
Подласый И.П. Педагогика .-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-576с.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы.– М.:ВЛАДОС, 2000.– 400с.
Титова В.В. Домашнее задание как средство активизации учебной деятельности младших школьников при изучении предмета “Окружающий мир”– Журнал “Начальная школа до и после”, 2005, № 4.