Статья на темуКлассификация образовательных услуг


Классификация образовательных услуг
В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные», иногда словом «дополнительные». Данное дополнение употребляется именно для того, чтобы разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату.
Все услуги, оказываемые в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить об услугах в системе образования, выделив:
Услуги в системе (дошкольного, среднего и высшего) образования.
Услуги в системе технической подготовки кадров (профессиональная реабилитация кадров).
Обучение населения на курсах (иностранные языки; вождение автомобилей и другие).
прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).
Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, услуги в системе школьного образования предоставляются школьными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. Основные образовательные услуги - услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Содержание обязательного минимума основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции.
Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, а также развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, цель которых удовлетворение образовательных потребностей. Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные.
Все образовательные услуги могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. Под бесплатными образовательными услугами (на бюджетной основе) понимают услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, рамками которых служат государственные образовательные стандарты и образовательные программы, финансируемые бюджетными средствами. В связи с данным определением необходимо выделить три существенных признака.
Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). И, в-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется только в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. Не применяются к правоотношениям, которые возникают в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей»). Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.
Платными образовательными услугами принято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в том числе родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, то есть предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В-третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.
Также можно классифицировать образовательные услуги по следующим видам:
1) по сферам оказания образовательных услуг – дополнительное детское образование (спортивно-техническое, художественное, научно-техническое и другие сферы); дополнительное школьное образование (языковое, культурологическое, информационно-компьютерное, а также другое при углубленном изучении предметов, превышающих нормы Госстандарта, услуги по аттестации учащихся, находящихся на домашнем обучении у гувернеров и частных лиц, занимающихся индивидуальной педагогической практикой; дополнительное образование взрослых – курсы по освоению профессии (водителей, парикмахеров, массажистов), по подготовке к поступлению в учебное заведение, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров и другое;
2) по времени оказания образовательных услуг (от нескольких дней – курсы, до нескольких лет (факультеты дополнительного образования);
3) по специализации – детское творчество и развитие, углубленная предметная подготовка, профессиональная подготовка и переподготовка кадров и прочее;
4) по возрасту – для дошкольников, школьное, профессиональное образование взрослых;
5) по таланту – художественные, музыкальные услуги и так далее;
6) по отклонениям – компенсаторные, релаксационные услуги и другое;
7) информационные образовательные услуги, то есть использование телекоммуникационных систем (например, платные образовательные сайты, система тестирования и тому подобное).
Таким образом, классификация образовательных услуг позволит учесть специфику образовательной услуги, определить статус публичных или частных возмездных отношений, в оказании данного вида услуг.