Повышение качества образования через внедрение интегрированно — моделирующего подхода при изучении русского языка и литературы

Повышение качества образования через
внедрение интегрированно - моделирующего подхода
при изучении русского языка и литературы.
Романенко Инна Викторовна

Одним из главных вопросов современной методики преподавания остается поиск образовательных резервов, которые могли бы обеспечить совершенствование подготовки интеллектуально развитой личности.
Один из таких путей был найден давно: еще в 17 веке Ян Амос Каменский говорил о необходимости интегрированного подхода в обучении. Данная идея является актуальной в любые времена, ведь именно благодаря интеграции появляется возможность формирования у обучающихся целостного представления о мире, повышение их интеллектуального уровня, развития интереса к учебе. Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, его информативную емкость, а значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика.
Для учителя-словесника интегрированно-моделирующее обучение становится прекрасной возможностью не только дать учащимся системные филологические знания, но и совершенствовать свое пед мастерство, экспериментируя с разными уровнями интеграции как предметных знаний, так и технологий, форм и методов обучений.
Поэтому целью работы учителей-филологов является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями
Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов.
Какие были условия для возникновения и становления опыта в области интеграции, это:
1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.
2. Необходимость поиска новых подходов к обучению.
3. Создание условий для развития личности учащихся и формирования у них ключевых компетенций.
Интегрированно – моделирующие уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения таких уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить об их развивающей эффективности.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Какие задачи могут решать интегрированные уроки:
информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),
социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;
учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)
культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).
Мне очень нравится взгляд на интеграцию В.А. Сухомлинского, который считает, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ученика возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Структура интегрировано-моделирующих уроков отличается чёткостью, компактностью, сжатостью, большой информативной ёмкостью материала.
Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:
Этап
Цель этапа

Поисковый
обеспечить мотивацию к изучению темы
обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный
научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной
развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный
развивать культуру обсуждения выступлений учащихся


Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка литературы сказывается и на качестве обучения
Какой вижу результат после внедрения интегрированно-моделирующего подхода:
- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.
- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;
- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.
Интегрированно-моделирующий урок - эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук. Яркими примерами такого сочетания служат уроки литературы и истории, литературы и МХК, литературы и музыки, русского и английского языков, русского и математики, литературы и психологии, этики и т.д.
В этом году при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова" Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» в 8 классе моей задачей было рассмотреть худ. произведение, дать характеристику героям; с точки зрения истории показать личность Ивана Грозного, рассмотреть понятие опричнина. Я решила внести элемент интеграции в урок. Ребята заранее готовили исторические справки эпохи Ивана Грозного, готовили портретные характеристики. Сначала я рассказала о реальных исторических событиях, воплощенных в художественном пространстве, ученики дополнили мою информацию. Моя задача состояла в том, чтобы раскрыть поэтические образы, идею поэмы. В конце урока были заданы вопросы, на которые ребята должны были ответить как с точки зрения истории, так и с точки зрения литературы. Таким образом была создана проблемная ситуация.
В 6 классе был проведен урок на тему «Заимствованные слова». Этот урок способствовал созданию у школьников целостного представления об окружающем мире, что является одной из целей обучения.  Урок познакомил учащихся с понятием заимствованные слова и англицизмы. Учащиеся исследовали образование слов: спорт, футбол, баскетбол, волейбол, ток-шоу и многих других. Ребята повторили изученный речевой материал и ввели в активный словарь новые слова на английском и русском языках.   Урок нацелен был на воспитание внимательного отношения к слову и интерес к изучению языков. На уроке были созданы условия для закрепления навыков работы со словарями: Толковый словарь, Словарь иностранных слов, Этимологический словарь, англо-русский словарь.  Разнообразные формы работы позволили сочетать индивидуальный подход к учащимся и коллективную деятельность. На таких уроках ребята учатся самостоятельно ставить проблему, искать пути её решения и видеть результаты коллективной деятельности.
В 6 классе при изучении темы «Имя числительное» были также внесены элементы интеграции, что позволило объединить два предмета (русский язык и математику) на одном уроке. Ребята записывали в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные. Я корректировала речевые погрешности.. В ходе игры «Эксперт» при оценке учитывались правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Таким образом, ребята пришли к выводу, что даже при работе на уроке математики, нужно следить за грамотностью в своей речи.
В 10 классе мы закончили изучение романа Толстого «Война и мир»
«Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир» (интеграция литературы и психологии). Учащиеся подготовили сообщение на тему «Что такое семья в науке и психологии». После я связала полученную детьми информацию с семейной идей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир. Таким образом, десятиклассники увидели, как реальные жизненные ситуации становятся неотъемлемой частью художественного произведения.
Интегрированно-моделирующим урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

Литература
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996.
Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. - 2005.
Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. - 2008.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - Москва. - 2005.
Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 5-11 классы. Волгоград., 2002.
Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Литература в школе. 2008. №5. С.150.
Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115