Взгляды ученых на формирование общих учебных умений и навыков на основе становления и развития учебной деятельности младших школьников


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский музыкально-педагогический колледж»
(ГБПОУ ВО «ВМПК»)
Сезина Н.В.
Взгляды ученых на формирование общих учебных умений и навыков на основе становления и развития учебной деятельности младших школьников
В системе общего среднего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются общие учебные умения и навыки, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.
Многолетние психолого-педагогические исследования, проводимые научными коллективами под руководством А.В. Запорожца, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, Н.А. Менчинской, Н.Ф.Талызиной. Д.Б. Эльконина и других, показали, что уровень развития младших школьников напрямую зависит от направленности обучения и его содержания. В.В. Давыдов видел решение проблемы гуманизации начального образования в создании условий для становления младшего школьника как субъекта собственной деятельности и в использовании такого содержания и методов обучения, которые способны обеспечить существенное психическое развитие младшего школьника и сформировать у него учебные умения, необходимые для продолжения своего образования.
Гуманистическая направленность предполагает качественное изменение процесса обучения в начальной школе на основе реализации личностно-ценностного подхода к определению содержания образования (И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин, Б.М. Бим-Бад и др.) и включения в учебный процесс всех составляющих его элементов. «Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте, - писал Д.Б. Эльконин. - Этот ключ - содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальных классах школы стало развивающим, то должны позаботиться, прежде всего, о научности содержания, т.е. о том, чтобы дети усваивали систему научных понятий и способы их получения».
Знания, являясь первым элементом и источником формирования содержания образования, должны выполнять три основные функции: создавать общее представление об окружающей действительности, формировать ориентировочную основу действий и определять поиск общих способов осуществления деятельности; служить основой формирования эмоционального отношения к познаваемой действительности, т.е. являться средством воспитания мировоззрения. Второй элемент содержания образования - приобретаемый учащимися опыт осуществления уже известных способов деятельности как интеллектуального и практического характера. Третий – опыт творческой, поисковой деятельности; и четвертый - опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг к другу (И.Я. Лернер).
Личностно-ценностный подход к определению содержания образования предполагает взаимосвязь и относительную самостоятельность этих четырех элементов, каждый из которых отвечает за формирование новообразований своей области - знаний, умений, творческого опыта или эмоционально-ценностного отношения. При этом педагог должен заботиться о целенаправленном формировании новообразований каждой группы, так как приобретая один тип умений, нельзя рассчитывать на самопроизвольное проявление другого. И.Я. Лернер подчеркивал, что необходимым условием полноценного развития личности является наличие определенной для возраста совокупности данных новообразований.
Согласно основным идеям научной школы Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, определенные психические способности возникают и развиваются у человека только в процессе осуществления им конкретных типов и видов деятельности. При этом в каждой возрастной группе выделяется основная, ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев определял ведущей такую деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данный период его развития.
В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей является деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования.
Среди умений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения, выделяются общие учебные умения и навыки. Специфика этих умений заключается в том, что они являются определенным инструментом учения, средством овладения знаниями и могут формироваться и развиваться в процессе обучения любому предмету, находя применение в дальнейшем во всех предметных областях. Общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Достигнув определенной стадии своего развития, общеучебные умения и навыки во взаимосвязи с другими компонентами становятся основой такого важного новообразования, как умение учиться.
Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков тесно связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Тенденция к самостоятельной активности ребенка, присущая ему в процессе игровой деятельности, в школе сразу приостанавливается, и перед педагогом встает важнейшая задача: переключить стремление к самостоятельности школьника в качественно иную форму его деятельности — учебную. Учитывая, что в дошкольном возрасте зарождались лишь предпосылки для осуществления учебной деятельности, а период ее становления приходится на младший школьный возраст, в центре внимания должно быть целенаправленное формирование учебной деятельности, всех составляющих ее компонентов и структурных элементов.
Учебная деятельность - особая деятельность учащихся, которая сознательно направлена на усвоение знаний. Следует учесть, что усвоение новых знаний может проходить без осуществления учащимися целенаправленной учебной деятельности - в процессе игры, в трудовой деятельности, во время занятий спортом. Цель получения знаний при этом не ставится: ребенок играет ради игры, занимается спортом для развития своих физических качеств, а приобретенные знания являются побочным продуктом этих видов деятельности. В учебной деятельности получение новых знаний становится главной целью, однако усвоение учащимися знаний, предъявляемых учителем в готовом виде, нельзя считать учебной деятельностью самих учащихся, так как ключевое в понятии слово «деятельность» предполагает творческое преобразование учебного материала, такое его изучение, при котором выясняются происхождение, становление и развитие предмета или изучаемого явления.
Учебная деятельность способствует интенсивному развитию основ теоретического сознания и мышления, основными компонентами которых являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Поэтому в результате выполнения учебной деятельности учащиеся не только приобретают новые знания, но и продвигаются в своем развитии, изменяются сами. На эту особенность учебной деятельности указывал Д.Б. Эльконин.
Важным этапом процесса организации учебной деятельности является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. Учебной называется такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач данного типа. При ее решении дети овладевают общим способом решения задач определенного класса, а затем применяют открытый ими общий способ для решения частных задач. Учебная задача ставится для введения фундаментально значимого понятия, которое открывает весь учебный предмет или крупный раздел учебного курса. Учитель, организуя учебную деятельность учащихся, последовательно ведет их от одной учебной задачи к другой, и поэтому за решением определенной учебной задачи следует этап постановки следующей.
Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные учебные действия. В.В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи:
- принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
- преобразование учебной задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта (поиск, обнаружение и выделение);
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- преобразование модели для изучения свойств объекта в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Учебные операции входят в состав учебных действий соответствуют конкретным условиям решения той или иной учебной задачи: как известно, действие соотносится с целью задачи, а его операции – с ее условиями.
Изучение этапов развития учебной деятельности младших школьников позволяет наметить основные ориентиры и цели педагогической деятельности по формированию данных умений и разработать программу действий относительно каждого года обучения в начальной школе.