Развитие способности младших школьников саморегуляции


Тема: Развитие способности младших школьников саморегуляции.
Ермуханова Б.Х. ШЛ№60
Ахметулина Г.Б. СШ№41
Другова М.Н. ШЛ№60
Махамбетова А.Б. СШ№41

Зачастую низкая успеваемость в младшем школьном возрасте сочетается с высоким уровнем интеллекта ребёнка. В чём же может быть причина низкой успеваемости школьников? Мы предположили, что этой причиной может быть несформированность у учащихся навыков саморегуляции.
Саморегуляция является новообразованием младшего школьного возраста. И в этом возрасте формирование саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребёнка. Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определенное развитие способности к саморегуляции. Исходя из этого, мы предположили, что успешность обучения зависит от уровня развития саморегуляции.
Один из способов развития навыков саморегулируемого обучения – самостоятельная работа над тестовыми заданиями по тексту. В этом случае налицо слабые стороны и успехи каждого. Неправильно выполненное задание позволяет учащимся скоро убедиться в необходимости внимательно слушать объяснение учителя и изучать предлагаемый материал, так как на практических занятиях исключается возможность списывания у товарища.
Тестовые задания разработаны от простого к сложному, от выбора ответа из трёх вариантов до написания эссе – рассуждения. На уроке используем задания с выбором ответа, на исключение лишнего и вопросы с открытым кратким ответом, что позволяет проверить уровень понимания прочитанного текста. Задания на аналогии способствуют развитию образного и творческого мышления. Задания требующие аргументированных ответов направлены на развитие связной речи и формирование собственной точки зрения.
На протяжении всего урока ребёнок сам добывает знания, что поддерживает его интерес на всех этапах. Текст данного урока связан с жизненной ситуацией, проанализировав которую, ребёнок получает определённые моральные ценности.
«Видение» проблемы – одно из важнейших проявлений самостоятельного мышления. Высокий уровень практической готовности к самообразованию предполагает не только умение находить пути и средства решения определённых, значимых для личности проблем, но и умение самостоятельно видеть и ставить эти проблемы.
Литературное чтение 2 класс
Тема: А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль».
Цель: познакомить с произведением А.Раскина «Как папа бросил мяч под
автомобиль»;
развивать навык беглого, осознанного чтения, умение работать с
текстом,
обогащать словарный запас речи новыми понятиями и оборотами;
воспитывать устойчивый интерес к чтению, позитивное отношение к
дружбе.
Оборудование: учебник, индивидуальные листы для работы над текстом.
Ход урока.
Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Всем желаю удачного рабочего дня.
Актуализация.
Скажите, пожалуйста, всегда ли ваши родители были взрослыми? Рассказывали ли они вам о своих историях из детства? Смешных или грустных, нелепых или поучительных? Кто может рассказать? Тема нашего урока «Как папа бросил мяч под автомобиль». А что произойдёт в результате этого поступка? А как к этому отнесутся родители?
Мотивационно - целевой этап.
Хотите узнать что произошло на самом деле? Давайте проверим, насколько наши предположения совпадут с содержанием текста. Чтение текста учителем, первичное восприятие учащимися.
Исследовательский этап.
Сейчас вы будете исследовать текст. Чтобы это сделать, вам предстоит выполнить ряд интересных и совершенно разных заданий. Помощником в этом исследовании будут учебник и ваша самостоятельность.
Каждому исследователю необходимо пройти регистрацию.
Ф.И.__________________________________________
Тема: Как папа бросил мяч под автомобиль.
Разгадай слово. Замени картинку на букву, с которой она начинается.

Нарисуй отгадку, закрась, найди в тексте учебника, с чем сравнивают два цвета, а двум другим придумай сравнение сам.
18802358382016573564770
197548513970019431092075
Расставь буквы по номеру в алфавитном порядке и ты узнаешь новое слово.
8 1 5 10 15 1
Вам предстоит исследовать следующую часть текста.
В каком городе жил маленький папа?
А) в Москве б) в Павлове – Посаде в) в Пскове
2. Найди лишнее высказывание. Зачеркни его.
Он хватал свой мяч.
Говорил: «Не трогайте мой мяч!»
Давал играть с мячом всем детям со двора.
Он играл с ним один.
Закончи предложение словами из текста.
А одному играть ____________________________________________.
Жадный папа нарочно играл _____________________________________.
Они ему __________________________.
Если бросить твой мяч под машину, он лопнет _______________________.
Красивый мяч превратился в _____________________________________.
Разгадываем следующее слово. Переставь буквы и ты узнаешь слово.
ТОЬГУЛПС
_________________________
Как поступили бабушка и дедушка, когда узнали о том, что он сам бросил мяч под машину?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Какими словами дядя оценил поступок племянника?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Какой вывод сделал мальчик и как изменил своё поведение?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
38233355778500Рефлексия.
Напиши, как бы ты поступил на месте мальчика.
410908514287500
Согласен ли ты с действиями соседских мальчишек?
-19050407670Чему научил тебя этот рассказ?
Итог урока.
Интересно ли было вам работать исследователем? Какой вывод мы сегодня можем сделать?
Домашнее задание.
Напишите небольшой рассказ из детства ваших родителей, оформите его как книжку – малютку.
Спасибо за плодотворное сотрудничество на уроке. Желаю вам творческих успехов.