Доклад Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности учащихся как один из показателей повышения качества образования


Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности учащихся как один из показателей повышения качества образования
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично излагать свои мысли.
Как сформулировать учебную мотивацию, которая запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на учебную деятельность на уроках русского языка и во время внеурочных занятий?
В своей педагогической деятельности я проанализировала методы собственной работы и опыт коллег и пришла к некоторым заключениям.
Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и во внеурочных занятиях по предмету, необходимо приобщать учеников к совместному целеполаганию, планированию и прогнозированию результатов, при этом учитывать их индивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию проблемного обучения, применяю разнообразные формы, методы и виды работ.
Например, самостоятельная работа учащихся на этапе составления схем на уроках русского языка повышает мотивацию обучения, развивает умение логически мыслить. Кроме того, такая работа позволяет каждому ребенку действовать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданием, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности.
Важно, когда учащиеся осознают, что знают, умеют, могут, поэтому на своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и для слабоуспевающих, и для учеников с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым учеником. Такой подход к организации учебной работы, на мой взгляд, позволяет формировать у учащихся учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.
На каждом занятии пытаюсь показать детям богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей. Высокий результат в этом плане дают интегрированные уроки. Такая работа не только развивает разговорную грамотность учащихся, но и мотивирует их мыслительные процессы, собственное творчество.
Использование мультимедийного оборудования на уроках гуманитарного цикла формирует мотивацию к обучению и ведет к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если на уроке используются мультимедийные технологии. Это способствует интеллектуальному и эстетическому развитию обучающихся, формируется их информационная культура, необходимая для будущей социологизации учащихся. Применение современных средств обучения на уроках литературы приводит к тому, что учитель совместно с учащимися создает медиатеку, включающую в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, составляет тесты, что в свою очередь повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению данного материала, позволяет рационально использовать время урока, интересно объяснять материал и проверять его усвоение. Условиями достижения оптимальных результатов считаю педагогическую поддержку учащихся и предоставление им возможности осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного процесса. Уделяю большое внимание внеурочной деятельности: участию ребят в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, играх, интеллектуальных турнирах…
Немаловажным моментом процесса обучения является оценка учителя. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него ценностное отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому стараюсь, чтобы оценка была не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей и уважительной.
Д.Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».
Поэтому считаю, что важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личного развития, нравственного взросления.