Оптимизация учебно-воспитательного процесса в ОУ посредством организации непрерывного образования педагогов и повышение его качества

Лобанова Р.В.
Темрюкский район,
ст. Старотитаровская
МОУСОШ №6


Оптимизация учебно-воспитательного процесса в ОУ
посредством организации непрерывного образования
педагогов и повышение его качества.

«Оптимизация – нахождение наибольшего или наименьшего значения какой – либо функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных, например, оптимального процесса управления». Так в словаре иностранных слов дано краткое определение этому слову.
Обучение и воспитание органически взаимосвязаны между собой. Одно является базой для другого. Как сказал Гораций, если сосуд недостаточно чист, скиснет всё, что бы ты в него не налил. Лучшим учителем является лучший воспитатель. Чем больше и разнообразнее ярких личностей включено в воспитание, тем лучше. Никто не вправе претендовать на личную монополию в отношениях с ребёнком. И нужно выбрать такой оптимальный вариант обучения и воспитания школьника, который не допустил бы потерять доверие ученика к учителю, ведь детское доверие – это «капля чистой росы на прекрасной розе с шипами», поэтому нужно стараться не стряхнуть эту каплю. В этом случае перед учителем в первую очередь стоят две задачи:
развитие гармонической личности.
повышение непрерывного образования учителя и повышение его качества.
Мастерство воспитания состоит в том, чтобы интеллектуальные интересы подростка находили своё удовлетворение в познании богатств науки. Ученик должен утвердить себя в сфере мысли, интеллектуальной жизни, а это, значит, увидеть в повседневном учебном труде не только обязанность, но и духовную потребность. И один из вариантов воспитательной функции мне кажется – это борьба с недостатками ребёнка, когда можно направить его силы на какой – либо любимый им творческий труд. Поддерживая в нём любознательность, разжигая огонь творчества и отвлекая ребёнка от отрицательной работы, к которой могут быть сведены все душевные качества, считаемые нами недостатками и осуждаемые нами, но, знакомя его с радостью творческой работы над интересным материалом, мы тем самым делаем его восприимчивым к радости творческой работы над самим собой. Ведь свободный творческий труд – это свободная нормальная жизнь, это радость жизни, это огонь, благодаря которому пламя нашей жизни даёт наибольшее количество света и тепла. Об этом великом средстве воспитания надо помнить всегда, часто прибегать к нему, чтобы бороться с недостатками, которые мы замечаем в себе, в других людях и в наших детях. В творческом труде затрагиваются интеллект и чувство, и воля, т.е. вся наша личность во всём гармоническом единстве. Таким образом, первый результат систематически и планомерно расширяющегося применения в области воспитания начала свободного творческого труда – это цельное и гармоническое развитие личности ребёнка и постепенное приобретение им такого образования, которое никогда не может быть им утрачено, а остаётся его вечной собственностью. Этот фонд становиться тем ядром в образовании ребёнка, которое может притянуть и охватить все те элементы образования, которые мы включаем в понятие истинного образования, родившегося изнутри, а не навязанное извне. И этот результат достаточен, чтобы оправдать необходимость свободного творческого труда в деле воспитания. Поэтому я считаю, что нужно дать возможность не только учителю творчески подходить к решению любой задачи, проблемы в своём предмете, но и дать возможность ученику творчески раскрыться. Конечно, не каждый предмет у ученика любимый, но необходимо найти ту грань соприкосновения: учитель – предмет – ученик, чтобы горели и искрились глаза учителя, оттого, что его понимает ученик, а ученик желал бы продолжить изучить тему и говорить, говорить, говорить, глядя в глаза учителю, потому что он всё понял.
Но чтобы добиться такого взаимопонимания, учителю нужно постоянно совершенствоваться, отдать себя всего любимому делу. Ведь как сказал Катон Старший:
Велик тот учитель,
кто исполняет на деле,
чему учит.
Умение владеть грамотой – это универсальное умение для постижения всех наук, оно – наука о хранении и пользовании культурой человечества, его прошлым и настоящим. Оно – глаза человека, направленные на постижение своей души. И чтобы непрерывно повышать своё мастерство, качество преподавания, учитель должен постоянно совершенствоваться, искать новые пути своего самообразования, не забывая при этом и старые. Современный человек, а особенно учитель, не может жить без книги, даже в век компьютера и Интернета, чтение в жизни учителя – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, непрерывного образования и повышения его качества. Чтение – опора духовной жизни человечества и необходимо приобщить себя к чтению, к книгам, и почувствовать радость познания через чтение, пристрастить себя к книгам и дружбе с ними. И донести эту радость общения с книгой до ребёнка. Дать понять ребёнку, что люди многому радуются, и многое их огорчает. Они радуются, видя успехи друга, радуются, достигнув успеха. Они огорчаются своим неудачам, болезни близкого человека. Книгу же может радовать только одно: когда её читают, и огорчать тоже только одно: когда её никто не читает, когда она стоит на полке и напрасно ждёт читателя, который раскроет её, прочитает, извлечёт из неё сокровище мудрости, знания, опыта поколений и присвоит их. Лежит такая книга на полке и медленно умирает. И хоть невелика зарплата учителя, но когда к нам в школу (два раза в месяц) приносят на продажу книги, редкий учитель не купит себе педагогическую новинку. Это говорит о непривычном образование педагогов и повышении его качества. Таким образом, можно сделать вывод: оптимальный вариант учебно-воспитательного процесса в ОУ – это самообразование учителя, как основа успешной работы. Одной из форм самообразования являются практикумы Учителя – предметники в начале учебного года получают план работы семинара – практикума с указанием тем и заданий. Раз в месяц проходят заседания, где разбираются педагогические ситуации, обсуждается методика работы. Проводятся открытые уроки, их структура разрабатывается коллективно, продумывается наглядность, дидактический и раздаточный материал. В результате общения на семинарах – практикумах решаются следующие задачи: выработать навыки работы, способность к творческому поиску, показать образцы подготовки уроков, расширить научно педагогический кругозор. Профессиональное общение учителя ситуативное, зависит от его общекультурного уровня. Современный учитель должен постоянно совершенствовать своё мастерство, поэтому он должен быть в курсе новшеств, творческих исканий, которые имеют место в педагогической науке, психологии, методике преподаваемой дисциплины. А содержание общения обусловлено высокопрофессиональными знаниями и пониманием предмета. ШМО учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы. В нашей школе создано 8 – МО: 1 – в начальной школе, 7 – объединения учителей предметников. В уставе школы намечены их задачи: помогать учителю, повышать теоретический уровень, овладевать новыми, более совершенными методами и приёмами обучения и воспитания детей, опытом работы лучших учителей, систематически знакомить учителей с достижениями науки, с новой литературой.
В нашей школе создаются проблемные группы, в которые объединяются учителя по интересам. Деятельность их способствует созданию в коллективе творческой атмосферы поиска, привлекает в проблемные группы новых учителей. Проблемные группы работают творчески, активно вторгаются в учебный процесс, происходит формирование педагогического мастерства. Педагоги через контрольные срезы, тесты доказывают значимость той технологии, которой они занимаются. Работа в этих группах добровольная, по интересам, она вносит огромный вклад в повышение квалификации учителей, в ходе самостоятельной работы педагогов происходит активное формирование их педагогического мастерства. Общение учителей в этих группах – теоретическая основа перестройки методической работы в школе, повышает качество аналитической деятельности учителя, преодолевает формализм в Планировании, содержание, формах работы по самообразованию, что повышает творческий потенциал педагогического коллектива школы.
Таким образом, выбирая лучшие варианты учебно-воспитательного процесса из множества возможных, в нашей школе происходит непрерывное образование педагогов и повышение его качества. Мы надеемся, что наши занятия и групповые консультации будут полезны и интересны всем, но мы считаем, что совершенствоваться будем всегда, потому, что всё самое интересное впереди, так как все учителя нашей школы уважают любого ученика и каждого считают индивидуальной личностью.











13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14115





15