ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье предлагается анализ причин, влияющих на формирование положительной мотивации к регулярным занятиям физической культурой. Также выявляется ряд факторов, способствующих снижению мотивации к занятиям физической культурой и формированию отрицательной мотивации.
Ключевые слова: физическая культура, мотивация, старшеклассники.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой мотивации старшеклассников к регулярным занятиям физической культурой. К 11 классу многие учащиеся начинают недооценивать значимость предмета физическая культура, а также начинают уделять меньше внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Это связано со многими причинами, начиная от «стереотипного» отношения к предмету в семье, заканчивая повышенной учебной нагрузкой и подготовкой к сдаче экзаменов.
Цель проведенного исследования – определение ведущих форм и способов мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой в урочное и внеурочное время.
Согласно проводимым исследованиям общее состояние здоровья школьников в России ухудшается. По данным А.А. Баранова до 60 % подростков страдают той или иной патологией; у подростков в возрасте 10– 14 лет в среднем диагностируется 2–3 хронических заболевания, в возрасте 15–18 лет – от 4 до 5; увеличилось число учащихся со сниженной и избыточной массой тела.
В основе многочисленных проблем со здоровьем часто лежит недостаточно сформированная физическая культура личности, как следствие низкая физическая активность учащихся. У 80 % школьников выявлена недостаточная двигательная активность[1]. Особенно данная проблема становится актуальной в старшем школьном возрасте, когда физиологическая потребность в движении, действующая в младшем возрасте, уходит на второй план, а ведущее место в удовлетворении физической активности занимают внутренние сознательные мотивы, которые часто не сформированы. Существенным фактором снижения двигательной активности следует считать возросшую нагрузку в учебе при подготовке к экзаменам.
Мотивационная сфера ученика является одним из основных компонентов в процессе организации процесса физического воспитания старшеклассников.
Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности[3,5].
Она отражает интерес к занятиям, активное и осознанное отношение к занятиям физической культурой, поэтому так важно формировать у занимающихся мотивы, необходимые для рационализации спортивной деятельности и повышения эффективности психолого-педагогических воздействий. Лишь достаточно замотивированный школьник будет регулярно заниматься физической культурой, как на уроках, так и самостоятельно[7].
Выделяют разные группы мотивов к занятиям физической культурой:
– внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения и т.д.);
– внешние положительные мотивы, основанные на результатах деятельности (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т.д.
– мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, развитие физических качеств, коррекция фигуры и т.д.);
– внешние отрицательные мотивы (страх перед насмешками из-за неумения выполнять какое-либо движение, получить низкую отметку и т.д.).
Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания является укрепление здоровья. Важны также подкрепляющие его мотивы: обеспечить потребность в движении; приобрести дополнительные знания, умения и навыки; улучшить работоспособность и двигательные качества; расширить свои физические возможности с целью улучшения качества жизни.
В связи с этим важнейшей задачей, стоящей перед учителем физической культуры в школе, является формирование оптимального мотивационного комплекса к своему предмету и к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у своих воспитанников[1,4,7].
Мотивационный комплекс – система причин, лежащих в основе поведения личности, группы или коллектива в целом.
Оптимальный мотивационный комплекс можно представить в следующем виде: ВМ, ВПМ, ВОМ или ВМ ≥ ВПМ> ВОМ, где ВМ – внутренняя мотивация, ВПМ – внешняя положительная мотивация, ВОМ – внешняя отрицательная мотивация[4]. Внутренняя мотивация должна соответствовать внешней положительной мотивации или преобладать, т.е. быть гораздо сильнее внешней отрицательной. При таком соотношении видов мотивации возможно успешное решение задач физического воспитания.
Мотивация человека зависит и от оценки окружающих, и от самооценки. Этот фактор позволяет педагогу влиять на развитие личности, направлять деятельность индивида. Одним из условий формирования устойчивой мотивации является взаимопомощь на занятиях между субъектом и объектами воспитания, а также между объектами[3,5,6]. Между тем можно выделить целый ряд факторов, влияющих как положительным, так и отрицательным образом на желание старшеклассника заниматься.
В ходе исследования было проведено тестирование учащихся 9-11 классов МАОУ гимназия №1 им. А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска с целью выявления мотивационного комплекса к занятиям физической культурой, также было проведено анкетирование с целью определения отношения учеников к предмету и выявления возможных факторов, негативно влияющих на отношение к занятиям. Старшеклассникам были заданы такие вопросы как: интересны ли вам уроки физической культуры, оправдывают ли они ваши ожидания, какие разделы вам наиболее интересны, что бы вы хотели изменить в содержании уроков. Для выявления влияния семьи старшеклассника на мотивацию к занятиям и удовлетворенность предметом был задан вопрос «Принято ли в вашей семье активно проводить свободное время, кататься на лыжах, коньках и т.п.?»
В ходе проведения тестирования мотивационного комплекса было выявлено, что процент учащихся с оптимальным мотивационным комплексом в 9 классах составляет 32,4%, в 10 классах 46,6%, в 11 классах 30,43%. Также высоким является процент с отрицательным мотивационным комплексом: в 9 классах он составляет 27,8%, в 10 классах 19,7%, в 11 классах 24,6%.
В результате анализа анкетирования выявлено, что на вопрос «интересны ли Вам уроки физической культуры» 47% дали отрицательный ответ. На вопрос «Что Вас не устраивает на уроках по физической культуре?» 67% ответили, что они не видят смысла в теоретических уроках, т.к. они проходят неинтересно. Также 70% учащихся не устраивает занятия лыжной подготовкой на территории школы, т.к. они считают данные занятия «топтанием» по кругу. 64% учащихся высказалось, что им не нравиться сильный шум на занятиях, когда они занимаются с другими классами. Основная часть девушек высказалась против того, чтобы уроки физкультуры в расписании были первыми. На вопрос, «какие разделы школьной программы Вам наиболее интересны?» 35% девушек отдали предпочтение волейболу, 15% баскетболу, 16% гимнастике, 12% легкой атлетике, 22% хотели бы занимать фитнесом. У юношей любимым разделом программы оказался баскетбол – 41%, 30% хотели бы больше заниматься волейболом, 10% предпочли бы больше заниматься легкой атлетикой, 19% хотели бы заниматься атлетической гимнастикой. На вопрос «принято ли в вашей семье активно проводить свободное время?» 60 % ответили, что нет. Интересен тот факт, что большинству данных старшеклассников не интересны уроки физической культуры, мотивационный комплекс к занятиям является не благоприятным. Это позволяет говорить о прямой взаимосвязи отношения старшеклассника к физической культуре и его семьи.
Анализируя результаты анкетирования можно выделить ряд причин, отрицательно сказывающихся на формировании мотивации к занятиям физической культурой. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним следует отнести неудобное расписание, неудовлетворенность местом проведения занятий, построением образовательного процесса по физической культуре, а именно отсутствие возможности выбора, чем заниматься на уроке. К внутренним следует отнести несформированность мотивов к занятиям физической культурой, корни которой часто кроются в недостаточности знаний о пользе занятий. Весомый вклад также оказывает отношение семьи старшеклассника к занятиям физической культуре.
В ходе анализа результатов тестирования и анкетирования становиться очевидным, что необходимо преобразовывать школьную систему физического воспитания.
С целью повышения интереса к занятиям автором в практику школьных теоретических уроков были введены образовательные фильмы из цикла «Технологии спорта», «Алексей Немов – начать сначала», «Больше чем золото», «гимнастика 2012 Олимпийская подготовка», «Цивилизация. Жизнь Пьера де Кубертена». 90% учащихся отметили, что с ведением фильмов теоретические занятия стали интереснее. Большим затруднением в данном направлении, является отсутствие обеспечения школьной программы какими-либо учебными фильмами.
Учащиеся активно вовлекаются в участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре. Учащиеся гимназии показали высокие результаты на муниципальном и региональном этапе.
Положительным образом зарекомендовали себя товарищеские матчи по волейболу между старшеклассниками и их родителями. Данные матчи способствуют повышению мотивации к занятиям не только у учащихся, но и их родителей, позволяют привлечь внимание родителей к физическому воспитанию своих детей. Также автором планируется, проведение соревнований по программе комплекса ГТО между родителями и учениками. Проведение соревнований по комплексу ГТО дает возможность сравнивать не абсолютные показатели, а уровни физической подготовленности. Планируется, что данные соревнования будут также способствовать повышению мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников и их родителей
Литература
Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3.
Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 6.– С. 48–52.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2006. 512 с.
Ильин, А. А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 360. – С. 143–147.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебн. для ин-тов и факл. физ. культуры. / Е.П. Ильин – СПб.: Изд. РГПУ им. А.Герцена, 2005. – 486 с
Лубышева Л.И. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2005. –№ 4. – С. 38–46
Макаренко, В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В. К. Макаренко // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2008. – № 6 (10). – С. 140–144.