Конспект урока по литературе Дом и семья в русской литературе 19 – 20 веков (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство», В.Г.Короленко «Слепой музыкант», М.Горького «Детство»)


План-конспект урока
Организационная информация
Тема урока Дом и семья в русской литературе 19 – 20 веков (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство», В.Г.Короленко «Слепой музыкант», М.Горького «Детство»)
Предмет Литература
Класс 7 класс.
Методическая информация
Тип урока Урок-исследование.
Технологии: Технология решения исследовательских задач, развитие речи, обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Цель урока Опираясь на знание содержания художественных произведений, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи в прочитанных произведениях, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.
Задачи урока: Образовательные:
активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время;
на основе анализа текста проследить за поступками героев, их речью, поведением;
учить видеть художественную деталь в произведении, анализировать её, давать целостную характеристику взаимоотношений взрослых и детей;
формировать навык работы с текстом.
Развивающие:
стимулирование исследовательской деятельности учащихся;
формировать навык коммуникативных и творческих способностей;
поддерживать интерес к изучению, художественной литературы;
повышение уровня речевой культуры учащихся в связи с обязательным обсуждением проблемной ситуации в форме диалога и монолога;
развитие умения анализировать художественное произведение с разных сторон;
развитие умения выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, формирование ценностно-ориентационного единства группы;
развивать творческое мышление.
Воспитательные: 
формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера;
прививать любовь к слову, повышать интерес к литературе;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
Формы организации работы детей: Работа в группе, индивидуальная работа; устная и письменная; актуализация знаний, творческая, решение проблемных вопросов, исследование, наблюдение.
Оборудование: 1.Компьютер.
2.Мультимедийный проектор и экран.
3. Презентация.
4.Тексты литературных произведений.
5.Бумага, ручки, карандаши (на столах учеников).
6.Мебель расставлена в определенном порядке (3 группы)
Предварительная подготовка: 1.Чтение произведений («Детство» Л.Н.Толстого, «Слепой музыкант» В.Г.Короленко, «Детство» М.Горького).
2.Подготовка домашнего задания по вопросу «Отношения между взрослыми и детьми в произведениях» (3 группы).
На уроках-исследованиях по литературе мы организуем поисковую, познавательную деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.  Целевые установки урока-исследования по литературе:
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;
метапредметные УУД: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы,  самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; 
предметные УУД: анализ литературного произведения, понимание пафоса литературного произведения, формулирование собственного отношения к произведениям, собственной интерпретации литературных текстов, написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. 
Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся
№ п/п Этап урока Действия учителя Действия учеников Примечание
1. Организаци-онный момент, объявление темы и цели урока.
(1 минута)
Сообщение темы, целей и задач урока Приветствие учащихся. Слайд 1.
2. Актуализация полученных знаний.
Проверка домашнего задания по группам (анализ и синтез собранных данных).
(9 минут) Озвучивает домашнее задание каждой группы учащихся по вопросу «Отношения между взрослыми и детьми в произведениях» Защита домашнего задания группами:
1) «Отношения между взрослыми и детьми в повести Л.Н. Толстого «Детство».  Любовь, понимание, уважение; герой осознает свою неправоту в отношении Натальи Савишны.
2) «Отношения между взрослыми и детьми в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Самоотверженная любовь, нежность матери и влияние дяди на формирование характера слепого ребенка. 3) «Отношения между взрослыми и детьми в повести М.Горького «Детство».
 Жестокость, наказания, унижение, сумасбродство, ложь, вредительство.
Слайд 2
3. Исследовательская работа по группам (задание А).
(7 минут)
Исследовательская работа по группам
(задание Б) - творческая работа.
(7 минут) Ребята, ваша исследовательская работа сегодня будет состоять из двух частей:
А) нарисуйте символ семьи (из произведения, над которым вы работали дома), придумайте девиз, под которым могут жить члены этой семьи, создайте формулу счастья. 
Б) напишите мини-сочинение по группам:
1. Письмо Наталье Савишне с извинением от лица героя. 2. Обращение Петра Попельского к своему дяде Максиму. 3. Законы семьи.
Распределяют задания в группе, выполняют, пользуясь знаниями, текстом, своими наработками. Слайд 3.
4. Физкультминутка
(пауза релаксации)
1 минута. 1.Посмотрите вверх, вниз, направо, налево;
нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте.
2. Зажмите руки в замок, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь.
5. Защита творческих работ.
(9 минут) Пришло время показать свою работу, прочитать мини-сочинение, защитить. Демонстрация рисунков с символами семей, их девизами, формулой счастья для каждой семьи. Защита своей позиции.
Слушают, делают записи в тетрадях.
Замечания, дополнения учащихся.
6. Подведение итогов.
(3 минуты)
. Заключительное слово учителя о роли семьи в воспитании ребенка, влиянии каждого члена семьи на этот процесс.
Слушают.
Высказывают своё мнение по этому вопросу. 7. Рефлексия деятельности
(2 минуты) Ответьте на вопросы и поставьте плюс или минус в таблице: 1. Доволен ли ты, как прошел урок? 2.Было ли тебе интересно?3. Сумел ли ты получить новые знания?4. Был ли ты активен на уроке?5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?6. Ты сумел показать знания?7. Какую оценку ты бы поставил себе?
Отвечают письменно Слайд 4.
8. Домашнее задание
(1 минута) Написать мини-сочинение об отношениях взрослых и детей в вашей семье или нарисовать в тетради символ вашей семьи, её девиз и формулу счастья.
Записывают задание, задают вопросы. Слайд 5.