Доклад по теме: «Работа классного руководителя в 2015 -2016 учебном году по организации воспитательной деятельности обучающихся с однородной структурой интеллектуального дефекта, имеющих различный статус»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №19 г. Ельца»
Доклад по теме:
«Работа классного руководителя в 2015 -2016 учебном году по организации воспитательной деятельности обучающихся с однородной структурой интеллектуального дефекта, имеющих различный статус»
Подготовила:
учитель русского языка и чтения
И. В. Богданова, I квалификационная категория.
август 2016 года
г. Елец
В 2015-2016 учебном году я работала классным руководителем 5 «а» класса. Обучающиеся данного класса – это дети с однородной структурой интеллектуального дефекта, имеющие различный социальный статус
(слайд 1).
На начало года в класс пришло 3 новых ребёнка: Павлов Юра и Люленков Егор из МБОУ СОШ № 17, Панков Иван из МБОУ лицей № 5.В январе 2016 года в класс поступило ещё 2 ребёнка: Забабуров Валерий и Пальчиков Вячеслав, дети находятся под опекой в одной семье. Поэтому 2015-2016 учебный год для обучающихся всего класса – это период адаптации при переходе из младшего звена в среднее, период адаптации в новом коллективе.
Исходя из этого, я, как классный руководитель, определила основные задачи в своей работе: изучение состава детей, создание комфортной социальной среды в классном коллективе по сплочению учащихся, сотрудничество с родителями. Для реализации данных задач я изучила социальный статус детей данного класса. Беседовала с классным руководителем Болдиной И.В., посещала детей на дому, постоянно консультировалась с психологом нашей школы.
На начало года был составлен социальный паспорт класса и был изменён на конец года (слайд 2,3).
На начало года На конец года
Количество обучающихся – 13 чел.
- мальчиков – 11,
- девочек – 2.
Дети-инвалиды – 5 чел. (Пыщев Д.,Мясоедов Е.,Буцукин В.,Борисова Валерия,Борисова Виктория.) :
обучаются индивидуально на дому – 2 чел.
(Борисова Валерия, Борисова Виктория);
из них обучаются в школе – 3 чел.
(Пыщев Д.,Мясоедов Е.,Буцукин В.)
Дети под опекой – 1 чел. (Солдатенко К.)
Дети из многодетных семей – 4 чел. (Юркевич Д.,Латышев Д., Борисова В., Борисова В.).
Дети из малоимущих семей – 1чел.(Панков И.).
Дети из неполных семей – 4 чел.(Третьяков В.,Солдатенко К. под опекой, Люленков Е., Панков И.)
Дети других национальностей – 1 чел. (Солдатенко К.-цыган).
Дети из семей, находящихся в социально-опасном положении– 1 чел. (Третьяков С.).
Дети, стоящие на ВШУ – 1 чел.(Третьяков В. поставлен на учёт ОДН ОМВД г. Ельца с апреля 2016 г.)
Количество обучающихся – 15 чел.
- мальчиков – 13,
- девочек – 2.
Дети-инвалиды – 5 чел. (Пыщев Д.,Мясоедов Е.,Буцукин В.,Борисова Валерия,Борисова Виктория.) :
обучаются индивидуально на дому – 2 чел.
(Борисова Валерия, Борисова Виктория);
из них обучаются в школе – 3 чел.
(Пыщев Д.,Мясоедов Е.,Буцукин В.)
Дети под опекой – 3 чел. (Солдатенко К., Забабуров В.,Пальчиков В.).
Дети из многодетных семей – 6 чел. (Юркевич Д.,Латышев Д.,Забабуров В.,Пальчиков В., Борисова В., Борисова В.).
Дети из малоимущих семей – 1чел.(Панков И.).
Дети из неполных семей – 4 чел. (Третьяков В.,Солдатенко К. под опекой, Люленков Е., Панков И.)
Дети других национальностей – 1 чел. (Солдатенко К.-цыган).
Дети из семей, находящихся в социально-опасном положении– 1 чел. (Третьяков С.).
Дети, стоящие на ВШУ – 1 чел.(Третьяков В. поставлен на учёт ОДН ОМВД г. Ельца с апреля 2016 г.)
В первом полугодии 2015 года мной были посещены семьи всех обучающихся. По всем посещениям составлены акты обследования жилищных условий каждой семьи.
В течение года были проведены родительские собрания, консультирование родителей по вопросам воспитания и образования детей.
При возникновении спорных вопросов, проблем, конфликтных ситуаций в процессе воспитательной работы я всегда обращалась к психологу школы. Психолог посещала со мной семьи новоприбывших детей и семью, находящуюся в социально-опасном положении (Третьяковы), проводила консультации родителей по интересующим их вопросам, проводила коррекционные занятия с классом.
В начале учебного года на каждого обучающегося были заполнены и заведены дневники наблюдений. Досье развития заполняется регулярно на начало и конец каждой четверти.
Для обучающихся класса еженедельно проводились классные часы различной тематики в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя на 2015-2016 учебный год.
Особое внимание было направлено на знание детей ПДД ( «Дорожная азбука», «Моя безопасность» и др.), на формирование навыков здорового образа жизни («Весёлый урок здоровья», «Я умею говорить-нет!» и др.), взаимоотношения детей в классе ( слайд 4) и нравственное поведение ( «Подадим друг другу руки», «Добро есть жизнь» и др).
В режиме организации Школы полного дня 4 обучающихся посещали группу продлённого дня (Пыщев Д.,Люленков Е.,Буцукин В.,ЮркевичД.), 12 обучающихся ежедневно были заняты во внеурочной деятельности (проектная деятельность, ритмика, спортивно-оздоровительная деятельность, общекультурное направление). Логопедические занятия посещали 9 человек. Во втором полугодии все дети посещали занятия с психологом.
Все обучающиеся класса были привлечены к участию в школьных концертах, к работе на пришкольном участке (слайды 5,6,7).
Несколько обучающихся класса стали призёрами всероссийского конкурса - предметная интернет-олимпиада (слайд 8):
Юркевич Д. -1 место в предметной интернет-олимпиаде по русскому языку;
Юркевич Д. – 2 место в предметной интернет-олимпиаде по музыке;
Латышев Д. – 1 место в предметной интернет-олимпиаде по математике;
Мясоедов Е. – 3 место в предметной интернет-олимпиаде по русскому языку;
Павлов Ю. – 3 место в предметной интернет-олимпиаде по социально-бытовой ориентировке.
В рамках патриотического воспитания в классе было проведено ряд мероприятий посвящённых героям России (слайд 9).
Классные часы– «Дети Беслана», « Я горжусь тобой, Елец!», «Память, которой не будет конца», «День героев Отечества», «День Конституции РФ», «День снятия блокады Ленинграда», «Истинный гражданин своей страны», «Наши славные ребята», «Простые истории Великой Победы». Ко Дню Победы был проведён открытый урок чтения о 28 героях панфиловцах, не подпустивших врага к Москве (слайд 10). Эти мероприятия необходимы для воспитания у детей чувства гордости и ответственности за судьбы родной страны.
В течение всего года мной проводилась индивидуальная работа с детьми девиантного поведения – Мясоедовым Ж., Солдатенко К.,Третьяковым В. (слайд 11).
Семья, в которой проживает Третьяков Вячеслав находится в социально- опасном положении. Жилая площадь составляет 15 кв.м. Частный дом неблагоустроен. Отопление печное. Жилье ветхое. Потолочные перекрытия находятся в аварийном состоянии. Санитарно – гигиеническое состояние жилого помещения неудовлетворительное.
Семья неполная. Мать с отцом разведены, но отец проживает вместе с детьми и бывшей супругой. Отношения между бывшими супругами недоброжелательные. Отец злоупотребляет спиртными напитками. Мать регулярно посещает школу, следит за внешним видом детей и наличием у них всех необходимых учебных принадлежностей. Постоянно интересуются успехами детей. Однако Слава был поставлен на учёт ОДН ОМВД г. Ельца с апреля 2016 г. за распитие крепких спиртных напитков в общественном месте.
С Мясоедовым Ж., Третьяковым В.,Солдатенко К. были проведены совместно с психологом школы ряд бесед о здоровом образе жизни:
- «Вредные привычки и их последствия» ;- «Правонарушения. Наказание за правонарушения» .Осуществлялся постоянный контроль за посещением занятий.
Была заведена тетрадь учёта замечаний и правонарушений этих детей.
Обучающиеся привлекались к участию в общешкольных и спортивных мероприятиях.
Для этих детей были организованы консультации психолога : «Пагубное влияние алкоголя на организм подростка. Как весело и правильно отметить дни рождения?»
Проведен совет по профилактике правонарушений (май).
Была организована встреча с психологами социальной защиты: «Телефон доверия» . Постоянно проводилась беседа с родителями этих обучающихся.
Дети по понятным причинам далеко не всегда готовы выполнять то, что от них требуют педагоги. И наша задача - расположить их к этому, убедить в необходимости и пользе их обязанностей.  Воспитание — это энергичный, содержательный творческий процесс, исполненный терпения, доброжелательности и доверия к ребенку и должно строиться, как говорится в русских сказках, «без боя, драки и кровопролития» — так, чтобы всем участникам было весело и интересно (слайд 12).
Вывод. Считаю воспитательную работу в классном коллективе эффективной. Проведённое психологом обследование показало, что 73% обучающихся прошли успешную адаптацию в школе. Проделанная мной работа способствовала развитию индивидуальных способностей обучающихся. Созданы условия для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания патриотизма и любви к Родине, нравственных чувств, отзывчивости и взаимопонимания.