работа с детьми, имеющими высокую мотивацию к обучению в процессе изучения химии в средней школе


Заева В.В. (п. Агроном)
Работа с детьми, имеющими высокую мотивацию к обучению в процессе изучения химии в средней школе
Работа с талантливыми детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция как учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний.
Основные направления в моей работе с талантливыми детьми – урок, элективные курсы, предметный кружок, подготовка к олимпиадам, творческие задачи, домашние эксперименты, подготовка и защита презентаций, учебно – исследовательские работы, работа с компьютером; включаю таких детей в качестве консультантов на уроке, семинарах, зачётах, исследователей при изучении нового материала.
В работе с одаренными детьми использую методы и формы работы:

Методы работы: анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; проектный метод; метод прогнозирования; метод исследования проблемы.
Формы работы:
урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; кружковая работа; свободное самообразование; проведение предметных недель; учебно-практические конференции; олимпиады;
уроки-консультации, выполнение практических работ, лабораторных работ
 дифференцированное обучение, создание проблемных ситуаций, использование различных видов игр, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, учебные и тематические конференции, диспуты, дискуссии, круглые столы.
Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Исходя из этого, кабинет химии располагает разнообразной научной, энциклопедической и познавательной литературой, занимательными и развивающими задачами и упражнениями как для работы на уроке, так и для домашней подготовки. За рамками урока ведется элективный курс «Химия вокруг нас», на который приходят ученики 9-х классов заинтересованные химией. Для учащихся 10, 11 классов предлагаю и провожу следующие элективные курсы: «Органическая химия», «Окислительно – восстановительные реакции», «Решение задач повышенного уровня сложности». Такие курсы призваны пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование.
Талантливые дети – мои незаменимые помощники на уроках и при проведении опытов (особенно демонстрационных), зачетов, презентаций, сообщений, внеклассных мероприятий по химии, проведение предметных недель.
Системная и целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Способный ученик должен развиваться не только на уроке. В течение ряда лет веду кружковую работу с учащимися 8-9 классов (кружок «Химия и жизнь»). Именно на таких занятиях, в непосредственной обстановке можно разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить интересные способы решения поставленных перед ними задач. На кружке с детьми выполняем исследования продуктов питания, выращиваем кристаллы, готовим учебные пособия. При выполнении этих работ закрепляются практические умения и навыки. Занятия в кружках в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей одаренных детей, их творческого потенциала, повышают внутреннюю культуру.
Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.
Большое место в моей работе с талантливыми детьми занимает подготовка школьников к участию в научно-практической конференции, которая предполагает участие в ней школьников 8 – 11 классов.
В своей работе использую такие виды учебных проектов как: информационные, исследовательские, практико-ориентированные или социально-значимые, творческие. Научно-исследовательскую работу в школе рассматриваю как создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Эту работу можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини-педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта “копилка” пополняется дополнительными сведениями. То есть, мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, серьезно увлекающихся химией, желающих продолжить исследовательскую работу и способных выполнять химический эксперимент.
При этом проводятся исследования в области выращивания кристаллов, опыты с комплексными соединениями, выделение индикаторов из комнатных растений и ряд других опытов и экспериментов. При изучении темы «Вещества и их свойства» ученица 8 класса Сергиенко Евгения сделала проект «Уход за комнатными цветами». Цель ее работы было выяснить, как влияют различные добавки на рост растений. Она экспериментально установила, что предложенные ею добавки стимулируют рост растений, повышают их устойчивость. Защита ее проекта вызвала большой интерес в классе.
Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, заново открывают их для себя.
Методика организации исследовательской работы школьников традиционно базируется на основных педагогических принципах: системности, последовательности, целенаправленности. Она включает следующие этапы исследовательской деятельности:
1. Выбор темы исследования.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Знакомство с литературой.
4. Выбор и освоение методики проведения исследования с описанием эксперимента.
5. Обсуждение результатов исследования.
6. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
Завершающий этап научных исследований – оформление работ и их защита с публикацией основных результатов. Ребятам предлагаю сразу оформлять свои работы в виде статей объёмом не более 10 страниц, включая таблицы, рисунки, фотографии и библиографический список. Это облегчает процедуру защиты работ и их дальнейшей публикации.
Защита работ проводится на предметной секции с обсуждения полученных результатов и анализа сформулированных выводов, продолжается на конференциях районного, регионального или даже всероссийского уровней.
Лучшим доказательством действенности предлагаемой методики являются достижения моих учеников.
- 2010-2014гг., муниципальный этап краевой НПК школьников «Эврика»: секция «Химия», «Валеология» - 6 призёров; 2 победителя;
- 2010-2014гг., краевая научно-творческая конференция Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани - 4 призёра;
- 2010-2014гг., районный конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика Юниор», секция «Химия» - 3 победителя, 4 призёра;
- 2010-2014гг., Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (г. Москва) - 4 победителя;
- 2011-2014г., краевой конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов, в номинации «Технологии водоподготовки, очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов»-3призёра;
В заключение хочу сказать, что работа педагога с талантливыми детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию; самореализации; освоению новых технологий, практик; развитию информационной культуры.