Выступление по теме Актуальные методы обучения как инструмент повышения мотивации к изучению английского языка




Активные методы обучения как инструмент повышения мотивации к изучению английского языка.

Внеурочная деятельность.









Доклад учителя английского языка МБОУ СОШ №56 ст.Варениковской
Крымского района, Краснодарского края.

Кандаковой Галины Владимировны.






ст.Варениковская 23.08.2016 год.



Активные методы обучения как инструмент повышения мотивации к изучению английского языка. Внеурочная деятельность.

Методы обучения один из важнейших компонентов учебного процесса. Без применения соответствующих методов невозможно реализовать спланированные учителем цели и задачи обучения своему предмету.

Что такое метод? Метод ( от греческого methodos – “исследование» )-способ достижения цели, определённым образом, упорядоченная деятельность, приём, способ или образ действия, совокупность приёмов или операций, практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
В дидактических руководствах начала 19 века давалось такое определение - «метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану». Многие учёные считают, метод- главный инструмент педагогической деятельности. Именно с его помощью производится продукт обучения , осуществляется взаимодействие учителя и учащихся.
Метод обучения не может быть изобретён, он развивается постепенно. Развитие его можно сравнить с усовершенствованием механического устройства. Как тот так и другой, примитивные в начале, постепенно совершенствуются объединёнными усилиями поколений. С точки зрения руководящей роли учителя, методы обучения можно оценивать как способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Подчёркивая познавательную направленность существующих методов, их можно определить как способы , с помощью которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному. С логико-содержательной стороны , методы обучения можно оценивать как применяемый логический способ с помощью которого учащиеся сознательно овладевают знаниями, умениями и навыками. Желая подчеркнуть содержательно- методологическую сущность методов обучения, их можно определить как форму движения содержания обучения.
Таким образом мы будем рассматривать из существующих методов обучения английскому языку три основных, которые мы определим как активные методы обучения (АМО) : игровой метод , групповой метод и проектный метод. Все три метода успешно применяются мной и во внеурочной деятельности. Групповой подразумевает участие всего класса, Проектный- разработку и презентацию своего проекта внеклассного мероприятия, Игровой -представление проекта в виде игры, инсценировки, постановки и пр.
Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам справедливо обращали внимание на эффективность игрового метода. Человеческая культура возникла и развертывается как игра. По определению М.Ф.Стронина - « Игра это вид деятельности в условиях ситуаций , направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении самоопределении, саморегуляции и самореализации.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции :
- развлекательную ( это основная функция игры- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес),
- коммуникативную (освоение диалектики общения),
-диагностическую ( выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры),
- игротерапевтическую ( преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности),
- самореализации ( проявление способностей и скрытых возможностей),
- межнациональной коммуникации ( усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей),
- социализации ( включение в систему общественных отношений).

Существует богатая традиция группового обучения в образовании. Тысячи лет тому назад Талмуд утверждал ,что для того чтобы понимать Талмуд один должен учить другого. Сократ обучал студентов малыми группами , втягивая их в диалог своим известным искусством дискуссий. Еще в первом веке Квентилиан утверждал, что студенты могут получать преимущество от обучения друг друга. Римский философ Сенека ,защищая групповое обучение , сказал : « Когда ты преподаёшь , ты учишься дважды». Ян Амос Коменский верил, что ученики будут получать пользу от того как они учатся ,так и от рассказа того , чему они учат других учеников.

Групповое обучение основа проблемного обучения. Цель группового обучения состоит в том, чтобы сделать каждого учащегося индивидуально сильнее в его собственной позиции , развить определённые коммуникативные качества личности. Участники группы изучают вместе то , что они могут в последующем использовать индивидуально. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее , но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников ,но и их интеллектуального и нравственного развития. Помочь друг другу вместе решить любые проблемы , разделить радость успеха и горечь неудачи- естественно для процесса обучения в группе. Учиться вместе , а не просто выполнять что-то вместе вот что составляет суть данного метода.

Большинство школ испытывают сегодня немало трудностей при обучении иностранному языку. Не имея возможности использовать полученные по иностранному языку знания вне класса , учащиеся теряют интерес к его изучению. Поэтому целесообразно здесь поговорить и о применении метода проектов в учебно-воспитательном процессе средней школы, который нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому , что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике,генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий , ученик приучается творчески мыслить , самостоятельно планировать свои действия ,прогнозируя возможные варианты решения, стоящих перед ним задач, реализовывать усвоение им средств и способов работы. Выполняя проект , ученики учатся работать в команде, ответственно относиться к своему заданию, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Ученик ,выполняющий проектную работу , также выступает и как социальное лицо , соотносящее свои личные интересы с общественными и как творческое лицо , побуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
В современных условиях необходимо больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся, их познавательных потребностей и интересов.

Подводя итог выше сказанному , заключаем,что активные методы обучения это система методов , обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности , игровом действе и творческом характере обучения , интерактивности , разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге , использовании знаний ,опыта обучающихся ,групповой форме организации их работы, вовлечении в процессе всех органов чувств , деятельностном подходе к обучению, движении, рефлексии, самостоятельном выборе.
Всем известно на сегодняшний день , что школьные программы это новые стандарты обучения. АМО являются хорошей основой для реализации этих стандартов. Основной целью является создание благоприятной среды для реализации способностей учащихся , осуществление их познавательной деятельности , повышение мотивации к изучению английского языка.
Таким образом я ставлю перед собой следующие задачи для достижения поставленной цели:
1. Показать возможности АМО как средства повышения мотивации и развития интереса , а также познавательной деятельности учащихся.
2. Систематизировать и представить собственный опыт работы использования АМО во внеурочной деятельности учащихся.
В условиях реализации ФГОС учителю необходимо развивать учащихся не только в рамках урока , но и вовлекая во внеурочную деятельность. В своей многолетней практике мною применяются разнообразные методы работы во внеурочное время. На протяжении вот уже 24 лет работы в МБОУ СОШ №56 у нас сложилась замечательная традиция проведения предметных недель, в течение которых учащиеся могут проявить свои способности в нестандартной ситуации. Подготовка к проведению предметной недели начинается задолго до определенного срока. Обычно мы приурочиваем предметную неделю к каким -либо знаменательным датам в истории стран изучаемого языка,как-то -Рождество, Пасха, День Благодарения и т.д. План недели составляется с учётом содержания каждого дня и традиционно начинается с оформления школьного фойе, кабинетов и коридора. Неделя может быть как тематической, то есть заявляется некая общая тема как для стенгазет и творческих проектов, так и для открытых уроков и внеклассных мероприятий, а иногда тематика свободная во выбору учащихся и присущим им интересам. Содержание и формы проведения мероприятий распределяются по возрастным категориям и приоритетам учащихся. Давно выработан алгоритм проведения недели, её традиционные составляющие : а).творческие проекты групповые и индивидуальные, б).открытые нестандартные уроки-урок-игра, урок- викторина,урок-экскурсия и пр.,в). внеклассные мероприятия концерты: фестивали,презентации, квесты, чаепития, где приобретённые теоретические и практические знания получают вкусное и сладкое подкрепление в виде самостоятельно испечённых кексов, булочек и пирогов и ароматного свежезаваренного чая! Учителя в подготовке к проведению недели выполняют роль координатора -консультанта, помощника. Активно включаются в работу и классные руководители , оказывая неоценимую помощь учащимся, что затем выражается в ещё большем сплочении коллектива класса и их единении со своим руководителем. Во время предметной недели в мероприятия вовлекаются многие учителя школы и администрация. Легкая и непринуждённая атмосфера внеурочной деятельности позволяет проявить самые глубокие чувства, открыться с новой неожиданной стороны как детям, таки взрослым. Например ,такое мероприятие как « Английское чаепитие» погружают участников в море безмятежности, даёт толчок творческому мышлению, позволяет раскрыть потенциал каждого, кто причастен к действу. В данном мероприятии, в котором были применены все три вида АМО ( игровой, групповой и метод проектов) принимали участие учащиеся 8-9 классов.
Квест « Шерлок Холмс»- активная форма организации внеурочной деятельности учащихся, где включается все здание школы, в каждом кабинете ребят ждут занимательные и познавательные задания, подчинённые одной цели. Командный дух и состязательный характер квеста позволяют учащимся сплотиться, услышать друг друга, почувствовать плечо товарища и его поддержку в достижении единой цели- найти корону королевы. Коммуникативная задача решается на все 100%. В квесте участвуют учащиеся 5-7 классов, где учащиеся 7 классов играют роль руководителей- координаторов, тьюторов.
В качестве оформления школы мы использовали так называемый « Забор Тома Сойера», разделённый на несколько тематических секций для разного возрастного контингента: Великобритания для творческих работ любого формата учащихся 3-6 классов, Австралия и Канада 7-8 классов, Америка-9-11 классов. Заполнение секций проходило в течение всей недели по мере готовности проектов ка групповых, так и индивидуальных.
Заканчивается предметная неделя абсолютно непринуждённым и нестандартным «Джинсовым Днём», когда и учащиеся всей школы и учителя приходят в джинсах и футболках желательно с надписями на английском языке, что даёт учащимся чувство свободы и раскованности, но и несёт определённый обучающий момент- учащиеся могут рассказать об истории зарождения джинсов, показать презентацию на любую ,близкую им тему, прочитать и перевести надписи на футболках, для того чтобы знать и понимать что они носят и какую идею несут.
Таким образом , мы можем заключить, что при использовании выше перечисленных методов обучения ,которые мы называем активными методами обучения, мы достигли следующих результатов :
- Личностные результаты
-формирование мотивации изучения ИЯ и стремление к самосовершенствованию ( через работу в интернете по заранее подготовленным сайтам, литературу из библиофонда и пр.),
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры.
Метапредметные результаты
- развитие коммуникативной компетенции , включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, вовлекая в игры с использованием диалогической и монологической речи,
-развитие исследовательских учебных действий, включая навык работы с информацией.
Предметные результаты
- развитие коммуникативной компетенции.
Внеурочная деятельность является составной частью УВП
и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения обучающимися учебного материала и овладение дополнительным знаниями по английскому языку и расширению кругозора.

Библиографическое описание:
Ситдикова Г.Г. Активны методы обучения в урочной и внеурочной деятельности пр изучении английского языка. // Теория и практика образования в современном мире; материалы международной научной конференции ( Санкт Петербург , декабрь 2014 г.) Спб; Заневская площадь, 2014,- с.50-51.

Абжамалова Н.Д, Жданова Э.А. Современные педагогические методы как многоаспектное явление в обучении английскому языку.// Молодой учёный -2015 ,№5 с.419-423.

Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка М.,Просвещение ,1984.


15