Основные направления педагогических поисков содействия развитию школьника в обучении.


Основные направления педагогических поисков содействия развитию школьника в обучении.
В настоящее время разрабатываются различные подходы к развитию школьников в процессе обучения, в которых могут сочетаться, определенным образом комбинироваться идеи разных направлений. Можно рассмотреть основные направления.
1 направление. Традиционное обучение. В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Главная идея — знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать;Традиционную школу в ее классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся. Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику); нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика); ориентация НЕ «среднего» ученика, учет индивидуальных способностей школьников явно ограничен заданными канонами; ученик является объектом обучения, отношения с учителем чаете строятся по авторитарному типу.
Сегодня подавляющее большинство школ имеют в своей основе классно-урочный принцип. Поэтому классно-урочную систему называют традиционной образовательной системой.
В России сегодня функционируют следующие виды средних учебных заведений, основанных на классно-урочном принципе: гимназии, лицеи, средние общеобразовательные школы, колледжи, частные школы.
2 направление. Концепция «свободного воспитания», основана на принципе естественного, свободного развития ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С. Френе, М. Монтес-сори, Р. Штейнер и др.). Среди представителей данного направления — философы, писатели, педагоги, врачи и общественные деятели.
Метафора: Ребенка можно сравнить с еще нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное — корень, у ребенка — душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.
Особенности альянса: неравноправное положение развития и обучения: обучение подстраивается под существующий уровень развития, не изменяет хода развития, а способствует более плавному, гармоничному и последовательному его течению. Развитие идет по своим неизменным природным законам, поэтому не следует мешать и противодействовать ему. Обучение должно строго соответствовать законам развития, подстраиваться под них, соответствовать потребностям и интересам ребенка (так как они обусловлены высшими законами). Начинать школьное обучение следует по достижению определенного возраста. Обучение развивает, но в основном, чисто интеллектуально. Учить надо «естественно», оберегая от негативных влияний внешней среды. Необходимо создать специальную «учебную среду», которая даст возможность ребенку наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и возможности. Данная среда представляет собой некоего достаточно аморфного посредника между личностью ребенка и окружающим миром. В «учебной среде» и происходит обучение детей, полностью отвечающее их потребностям, интересам и стремлениям.
3 направление представлено отечественными и зарубежными концепциями развивающего обучения. Практический аспект проблемы соотношения обучения и развития здесь звучит примерно так: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся.
4 направление. Обучение в творческой деятельности. Основные принципы — развитие через творчество, обучение через открытие. Задачей учителя является включение детей в творческую деятельность в процессе обучения (дискуссия; самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи; работа над учебно-исследовательскими проектами и др.). У истоков данного направления стояли Конфуций, Сократ, Г.Э. Армстронг