Статья на тему: «Система работы с одаренными детьми в начальной школе.


Одним из основных факторов, определяющих успешность обучения детей, является хорошо развитое внимание и их организованность. Хорошо успевающие дети имеют лучшие показатели развития внимания. Различные свойства внимания (объем, устойчивость, навыки переключения и распределения) вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным дисциплинам.
Внимательные дети хорошо учатся благодаря высокому уровню распределения внимания и, исходя из этого, высокому индивидуальному темпу работы. У невнимательных детей даже высокий индивидуальный темп работы может сочетаться с низкой успеваемостью. Поэтому перед учителем стоит задача: преподнести учебный материал так, чтобы дети с разным уровнем внимания могли максимально усвоить и удержать в памяти полученные знания для их дальнейшего применения.
Дети, попадающие учиться в один класс, значительно различаются не только по показателям объема, распределения и устойчивости внимания, но и имеют разную степень работоспособности в течение дня и учебной недели.
Работоспособность – умение мобилизовать внимание на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:
• физиологических – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
• физических – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха, его влажность;
• психических – самочувствие, настроение, а также восприятие поощрения, порицания.
В повседневной жизни эти факторы действуют в совокупности. Знание физиологических особенностей детей позволяет рационально строить учебный процесс. Чем дети младше, тем они менее работоспособны, менее сопротивляются утомлению. У детей 6–8 лет, как известно, слабая мышечная работоспособность, сила и выносливость. В конце учебного дня они испытывают усталость, что естественно: после любого умственного или физического труда наступает утомление. Но чувство утомления бывает и утром. Оно может быть связано с недосыпанием детей, не соблюдающих режим дня, состоянием здоровья, длительной по времени подготовкой домашних заданий и даже природными изменениями, возникающими в течение суток. Постоянная усталость может перейти в переутомление, характеризующееся сонливостью, вялостью. В результате школьники жалуются на усталость уже в начале учебного дня. Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, им необходимы двигательные физкультминутки, которые позволят передохнуть, расслабиться и настроить организм на эффективную работу.
С целью сохранения здоровья детей рабочий день учитель должен начинать с проветривания кабинета и проведения гимнастики, которая служит организационным и мобилизующим фактором.
Комплекс состоит из 6–10 общеразвивающих упражнений: разминка – ходьба с носка, руки на поясе; основная часть – движения головой: вниз – вверх – на 2 счета, влево – вправо – на 2 счета (повторить 4 раза); движения плечами: поочередно поднять и опустить плечи – на 4 счета (повторить 4 раза); движения руками: руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны – на 4 счета (повторить 4 раза); упражнения для талии: руки на поясе, наклоны корпуса вперед, назад, поворот корпуса влево, вправо – на 4 счета (повторить 4 раза); танцевальные шаги под музыку: шаг вправо, левую приставить, хлопок, шаг влево, правую приставить, хлопок; шаг вперед левой ногой, правую приставить, хлопок; шаг вперед правой ногой – левую приставить, хлопок (повторить 2 раза); упражнения для ступней: плавное движение с носка на пятку и с пятки на носок – на 2 счета (повторить 8 раз); растягивание тела, позвоночника: правую ногу отставить, коснуться рукой правой ступни, вернуться в и.п.; левую ногу отставить, коснуться рукой левой ступни, вернуться в и.п. (повторить 4 раза); прыжки на месте: ноги в стороны, руки вверх, ноги вместе, руки вниз (повторить 4 раза); дыхательные упражнения: вдох, руки вверх; выдох, руки вниз (повторить 4 раза); заключительная часть – творчество детей (игры малой подвижности, свободные движения под музыку). Выполняется в течение 6–8 минут.
При составлении комплекса физических упражнений учитывается, с какого урока начинается учебный день. Если первый урок – русский язык, включаются упражнения для развития мышц кисти; если литературное чтение, то в комплекс следует включить упражнения, укрепляющие мышцы глаз. Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. В течение урока должны 4–6 раз меняться виды учебной деятельности, причем средняя их продолжительность не должна превышать 8 минут. На 20-й и 35-й минутах урока необходимо провести физкультурную минутку, которая поможет снять утомление. Кроме этого полезны динамические паузы. Их, как правило, проводят на третьем уроке в хорошо проветрен ном классе, а в хорошую погоду на школьном дворе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры. Каждое упражнение выполняется 4–6 раз.
Особенно эффективны физкультминутки, которые проводят сами дети. Физкультминутки с использованием стихотворений способствуют еще и развитию памяти. Физкультурные паузы на уроке являются частью системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Как показывает практика, большой эффект дает проведение подвижных перемен. Они помогают снять усталость и способствуют физическому развитию.
Непоседливым, не умеющим ни на чем сосредоточиться полезна релаксация «Поза покоя» (дети находятся в удобных для них позах). Педагог медленно, тихим голосом произносит:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Детям, быстро утомляющимся, периодически следует менять умственную деятельность на физическую. Для этого используются кратковременные игры. Легко возбудимые дети комфортно себя чувствуют в малочисленных группах, участвуя в спокойных играх. Медлительным детям дается больше времени на выполнение того или иного задания, а игры подбираются с постепенным увеличением темпа, с элементами соревнования.
Не секрет, что дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда успешны в учебе. Возможность для таких детей провести активную перемену, показать свои умения способствует формированию иного мнения учителя о них и помогает детям быстрее войти в коллектив. Такие перемены повышают активность и работоспособность на последующих уроках.