Статья «Особенности подростковой агрессии»

Особенности подростковой агрессии
Агрессия представляет собой совокупность показателей:
физической, косвенной, вербальной агрессии.
Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:
а) Многочисленные отпоры;
б) Отрицательные отзывы и критические замечания;
в) Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, обиды, ненависти; г) Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий; д) Оскорбления, упреки обвинения; е) Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Особенности подростковой агрессии
Внимание именно к подростковому возрасту в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в течение всей последующей жизни. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы социального поведения, формирования нравственных представлений и социальных установок.
С одной стороны- это: показательные негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, и протестующий характер поведения по отношению к взрослым.
С другой стороны, этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразным и содержательным становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется и качественно расширяется сферы его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям.
Тревожащие моменты в поведении подростка - такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося в различных компаниях.
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль среди сверстников и старших. Во взрослом сообществе утверждается позиция, препятствующая развитию социальной активности подростков – ребенок должен слушаться. В результате складывается между взрослыми и подростками психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения, желая привлечь на себя внимание, показать, что Я изменился, что у Меня есть свои права и обязанности.
Сущность агрессивного поведения проявляется в анализе его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера – гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмущение, страх, тревожность, вина. Агрессивное поведение, связанное с этими эмоциями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, в повреждении или уничтожении имущества. Одна и та же эмоция, по - разному, влияет на разных людей, она оказывает разное влияние на одного и того же человека в целом. Они воздействуют на уровень активности мозга, на напряжение мышц, лица, тела, на функционирование кровеносной, дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира: от яркого и светлого - к темному и угрюмому; наши действия - от неадекватных к искусственным и целесообразным. Индивидуальные особенности, различие эмоциональных порогов у детей, влияют на частоту, с которой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них у окружающих. Характер же реагирования на эмоциональное поведение детей обусловливает их экспрессивный стиль, личностные особенности. Чувства, эмоции, переживания, порождаемые внешними и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в той форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ.





Истоки агрессивности лежат в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом), в меньшей мере со сверстниками.
Детей учит, то, что их окружает:
если ребенка часто критиковать - он учится осуждать;
если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться;
если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким;
если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
если к ребенку часто бывают, снисходительны – он учиться быть терпеливым;
если ребенка часто хвалят – он учится оценивать;
если с ребенком обычно честны – он учится справедливости;
если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить;
если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Условия возникновения агрессивного поведения подростков

Безнадзорность – ребенок не получает должного внимания со стороны родителей; Гиперопека – чрезмерная регламентация и контроль за поведением;
Эмоциональное отвержение – родители ориентированы только на свои проблемы и отвергают ребенка;
Жестокие взаимоотношения – излишние строгие наказания, в том числе за мелкие проступки, за самое незначительное непослушание;
«Кумир семьи» - ребенок является постоянно объектом внимания и восхищения.
Подобные модели отношения к ребенку в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни. Нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала влияние семья.


Агрессивность ребенка можно выявить по следующим признакам:

1 Частые случаи действий против других детей (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета)
2 Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения
3 Постоянное противоречие родителям и другим авторитетным взрослым
4 Многочисленные поступки, направленные на разрушение
Деятельность средств массовой информации наложила значительный отпечаток на психику подростка – поток кино, телефильмов, печатной продукции, рекламы, заполненные сценами обмана, насилия, секса – делают подростка агрессивным. Обилие «детективов», «боевиков», провоцируют агрессивные формы поведения, делая подростка взрослыми в его собственных глазах.

Агрессия представляет собой совокупность показателей:
физической, косвенной, вербальной агрессии.
Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:
а) Многочисленные отпоры;
б) Отрицательные отзывы и критические замечания;
в) Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г) Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д) Оскорбления, упреки обвинения;
е) Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.










Заголовок 115