Урок по теме Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях

Методическая разработка урока
Автор разработки: Маркина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
Программа, по которой работает учитель: ОС «Школа 2100»
Выходные данные учебников, использованные автором на уроке: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012
Тема урока:   Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях.
Цель урока: - формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов;
- интеграция предметов: русский язык, краеведение, география, литературное чтение
– развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: стран, городов, сёл, деревень;
– развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями.
Задачи урока:
Достижение личностных планируемых результатов:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие
социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;
- повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку.
Достижение метапредметных планируемых результатов:
П УУД:
- использовать общие приёмы решения учебных задач
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель;
-умение анализировать, классифицировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
РУУД:-умение ставить цель и умение добиваться ее достижения; сличать способ действия;
-умение планировать свою деятельность;
-выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К УУД: - формулировать свои затруднения;
-формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения

Достижение предметных планируемых результатов:
- оформлять имена собственные в географических названиях морей, рек, океанов, озёр на письме,

- выбирать имена собственные, подходящие по смыслу.


Тип урока:     Урок построения системы новых знаний (комбинированный)
 Формы работы на уроке:  фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ, технология сотрудничества, технология критического мышления, лично- ориентированный поход, использование сигнальных карт для самооценивания
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные, элементы исследовательской деятельности
Основные понятия, термины:  имена собственные, нарицательные, географические названия рек, городов, морей.
Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь,  карточки с заданием
Список литературы:
Проблемы современного урока.- ГОУ Вторая СПб Гимназия: коллектив авторов, 2011
Системно-деятельностный подход в воспитании. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2010
К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? – Москва «ГЕНЕЗИС», 1998
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

Примечание
Формы и методы диагностики

Организация начала урока. Эмоциональный настрой на урок.
Цель: создание положительного настроя на учебную деятельность с помощью активных методов обучения, создание доброжелательной творческой атмосферы.

Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность. Проверяет готовность рабочего места.
Предлагает учащимся отправиться в путешествие и выбрать транспортное средство из предложенных вариантов: самолет, воздушный шар, автомобиль, поезд.


Выясняет ожидания и опасения учащихся перед уроком. Побуждает к самооценке: предлагает выбрать тучку или облачко в зависимости от настроя на урок. Если есть уверенность в своих силах, нет страха перед уроком – выбор белого облачка, если есть сомнения, страх – выбор тучки. Прикрепляет тучки и облака на доске.
Учитель просит подготовиться к полету (подготовка руки к письму). Объясняет, что во время путешествия может быть очень холодно, тогда руки нужно растереть. Может быть жарко – руки нужно охладить.
Проблемный диалог. Учитель просит подумать, что можно сделать, чтобы не забыть, когда и где мы начали путешествие.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопрос. Ответ: воздушный шар.
Аргументируют свой ответ (Воздушный шар поднимается высоко. С высоты птичьего полета можно многое увидеть. Путешествие будет интересным)
Выбирают либо облачко, либо тучку, показывают учителю









Растирают руки. Дуют на руки.







Во время обсуждения проблемы выходят на необходимость записи даты (Когда?) и «Классная работа» (Где?)



Личностные УУД
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
Развитее умения высказывать свое предположение на основе работы с наглядным материалом.
Познавательные УУД
Развитие умения выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные УУД
Развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Использование ИКТ


Слайд №1: выбор транспортного средства для путешествия.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Раздаточный материал на каждого ученика:
2 тучки, 2 облака




В процессе работы на данном этапе осуществляется самоконтроль



.


Актуализация знаний, мотивация. Постановка цели урока.
Цель: Организация подготовки учащихся к открытию нового знания, выполнения пробного учебного действия, структурирование материала, оживление внимания обучающихся

Учитель организует работу со словарными словами. Демонстрирует слайды. Просит рассмотреть и назвать кого (что) мы видим, когда поднимаемся в воздух?
На слайдах иллюстрации: мальчик, девочка, ребята, дорога, город, воробей, береза, собака.
С помощью проблемного диалога подводит учащихся к определению темы и цели урока, демонстрируя слайд с надписью: «Город санкт-петербург, Река нева»
Предлагает составить схему маршрута урока-путешествия. В центре листа указано название темы: «Заглавная буква в именах собственных», а все остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но не заполненные.
Направляет, корректирует и фиксирует предложенные варианты.

Рассматривают иллюстрации, называют объекты, подбирают вопрос к слову – названию объекта. Записывают слова в тетрадь, комментируют орфограммы. Делают вывод: все записанные слова – словарные.


Определяют ошибку. Формулируют тему урока: Заглавная буква в именах собственных. Цель урока: закрепить правило написания заглавной буквы в именах собственных.
Анализируют обозначенную тему, предлагают возможные этапы ее раскрытия (планирование учебной деятельности)
Возможные варианты заполнения секторов: Что мы называем именами собственными? Правописание имен собственных. Как отличить имена собственные от других слов? Использование имен собственных в нашей речи.
Личностные УУД
Осознание алгоритма своего действия
Регулятивные УУД
Развитее умения высказывать свое предположение на основе работы с наглядным материалом.
Формирование определять и формулировать цель,
прогнозировать работу, составлять план урока
Познавательные УУД
Формирование умения находить ответы на вопросы по иллюстрации.
Формирование умения представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
Развитие умения оформлять свои ответы в устной форме.

Слайды для словарной работы №2- №7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
(мальчик, девочка, ребята)
Аналогичные слайды на другие словарные слова.
Самооценка (методика «Светофор»): правильно написанную орфограмму отмечают зеленым карандашом, ошибку – красным.
Слайд №8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Для работы по методике «Белые пятна» - маркеры, ватман (планирование этапов урока)

Самоанализ



Работа по теме.
Цель: формирование умения систематизации собственных имен с помощью алфавита


Организует проблемный диалог.
Учитель: «Шар поднимается все выше. И вот уже ничего не видно. Как же нам ориентироваться?»

Предлагает рассмотреть карту Ленинградской области, назвать географические объекты.

Создание проблемной ситуации.
Учитель предлагает найти тот или иной географический объект на карте. Предлагает выполнить задание в паре.

Учитель предлагает провести эксперимент: найти в представленном списке тот или иной город Ленинградской области (города записаны не в алфавитном порядке)

В диалоге подводит детей к возможности использовать алфавит, как средства систематизации

Предлагает выполнить практическую работу по систематизации городов (5-8 названий) Ленинградской области, записать в тетрадь.

Предлагают варианты ориентирования.
Ответ: «Карта»



Рассматривают карту, называют города и реки.


Поиск объекта на карте (работа в паре) Сталкиваются с трудностью. Приходят к выводу: сложно отыскать объект, не зная, где он находится.

Пытаются выполнить задание, испытывают затруднение в быстром нахождении нужного города и приходят к выводу систематизации материала.


Систематизировать материал можно с помощью алфавита. Вспоминают и проговаривают алфавит

Вспоминают правило правописания имен собственных, выполняют работу.
Личностные УУД:
- умение проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Регулятивные УУД:
-формирование умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД:
Развитее умения извлекать информацию из дополнительного иллюстративного материала (карта)

Коммуникативные УУД:
Формирование умения работать в паре











Карта Ленинградской области (необходимо предусмотреть либо возможность увеличения географических название, либо использование раздаточного материала)
Взаимоконтроль
Раздаточный материал: Карточка № 1: список с названиями городов.
Карточка №2: список с названиями рек
Возможна вариативность задания с учетом индивидуального развития:
I уровень – найди ошибку в расстановке названий городов в алфавитном порядке
II уровень – для работы представлен список, где в названии городов первая буква разная
III уровень – начальные буквы могут быть одинаковые (Элементы дифференцированной самостоятельной работы)
Осуществляется взаимопроверка. При возникновении спорных вопросов дети обращаются к учителю.

IV. Физкультминутка
Цель: Предупреждение утомляемости учащихся.

Предлагает детям отдохнуть.
Учитель: «Мы летели достаточно долго. Много смотрели, писали, думали. Предлагаю отдохнуть»
Проводит физкультминутку (упражнения в парах и в группе), упражнения для глаз, упражнения на релаксацию.
Выполняют упражнения, отдыхают.
Личностные УУД:
-развитие умения проявлять доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость
Регулятивные УУД:
- развитие умения управлять собой, выполнять движения четко в соответствии с заданной инструкцией
Использование ИКТ
Музыкальный центр, электронный носитель с записью музыки на релаксацию
Слайд №9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

V. Отработка умений и навыков изученного материала.
Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имен собственных в практической деятельности.

Учитель: «Пока вы отдыхали, наш шар покинул пределы Ленинградской области и оказался в сказочной стране, которую вы никогда не найдете на географической карте, зато её можно найти в нашем учебнике. Попробуем догадаться, что же это за страна?
Учитель дает учебное задание: Познакомиться с каждым героем, «вступить с ним в диалог»
Определение героя. Анализ надписи: разделение имен собственных и нарицательных.

















Учитель выясняет, какие моменты в этом задании были самыми трудными.
Направляет детей на самопроверку.
Учитель: «Кто догадался, в какую страну мы попали?»
Учитель: «Какие слова помогли ответить нам на вопросы? Какое правило мы должны запомнить?»


Внимательно слушают учителя. Настраиваются на решение учебной задачи.





Выполняют учебное задание: определяют героя. Анализируют надпись, разделяют на имена собственные и нарицательные.
Ситуация №1: мальчик - нарицательное (пишем со строчной буквы), Дядя Федор – собственное (пишем с заглавной буквы) Формулируют и записывают ответ на вопрос сказочного персонажа: «Как тебя зовут?» Например: Меня зовут Света.
Ситуация №2: медвежонок – нарицательное, Винни Пух – имя собственное. Ответ на вопрос сказочного героя: Мою учительницу зовут Татьяна Сергеевна.
Ситуация №3: кот – имя нарицательное, Матроскин – имя собственное. Ответ на вопрос сказочного героя: Я живу в городе Санкт-Петербурге.
Ситуация №4: ослик – имя нарицательное, Иа – имя собственное. Ответ на вопрос сказочного героя: В моем городе течет река Нева.
Формулируют высказывания.


Учащиеся: «Это страна, в которой живут имена собственные и нарицательные»
Выполняют самопроверку. Обобщают знания по теме «Имена собственные», формулируют ответ на вопрос учителя.








Личностные УУД:
-формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению;
-повышение интереса учащихся к художественным произведениям и русскому языку.
Регулятивные УУД:
-формирование умения сличать способ действия;
умения планировать свою деятельность; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем
Познавательные УУД:
-формирование умения преобразовывать практическую задачу в познавательную; умения анализировать, классифицировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:
-умение формулировать свои затруднения;
-формулировать собственное мнение и позицию,
- формировать умения делать самостоятельно выводы;
-развивать умение правильно строить предложения;


Слайд №10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд №12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





Слайд №13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Слайд №14

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Фронтальный опрос
Самоанализ


VI. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель: «Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться.
Посмотрим на план путешествия, который мы составили в начале урока. Выполнили ли мы свою задачу? Какие знания нам помогли? Что нового вы узнали?
Вспомните, какое небо у нас было в начале урока. Изменилось ли у кого-то настроение?
Предлагает поднять облачко, если ребенок считает, что у него все на уроке удалось, тучку – если были трудности»
Обобщают работу на уроке. Дают ответы на вопросы учителя.








Если используют для оценки «тучку», аргументируют свой выбор.
Регулятивные УУД:
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД
-формирование умения создавать целостную картину изученного материала, устанавливать взаимосвязи между полученными и уже имеющимися знаниями

Коммуникативные УУД
-формирование умения выстраивать диалог с учителем, анализировать и оформлять в словесной форме результат своей работы

Слайд №15
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Раздаточный материал на каждого ученика: тучки и облака
Проводится самоанализ своей работы с помощью методики «Разноцветные листы» (тучки и облака)


VII. Домашнее задание

Цель: создание мотивации на закрепление изученного на уроке материала

Учитель предлагает дома продолжить путешествие по городам с помощью учебника с 107 упр. 155
Дополнительное творческое задание: подготовить сообщение (презентацию) о городе Ленинградской области, используя имена собственные (названия рек, страны, озер)
Фиксируют задание в дневнике.
Регулятивные УУД:
-умение планировать свою деятельность; оценивать свои возможности
Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь

Домашнее задание имеет дифференцированный характер


Root Entry