Конспект урока окружающего мира по теме: «Растения и животные луга Омской области»


Раздел: "Природа родного края"
Тема: "Животные и растения луга Омской области"
Примак Е. В.,
учитель начальных классов
Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 20 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Цели:
- сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе ;
- ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: плакат - схема "Луг", гербарий, атлас Омской области.
Ход урока:
I. Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.
- Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему я начала урок этим стихотворением?
II. Проверка домашнего задания.
Графический диктант.
- Запишите знак "+", если утверждение верно, знак "-" , если неправильное.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- Средний ярус - это мхи и лишайники.
- В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб => гусеница => птица => микробы.
- На дереве обитают кроты и землеройки.
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
- Жуки - короеды приносят вред лесному сообществу.
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
- Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
- Бурый медведь - хищник.
- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
( Ответы: + - - - + - - + - -).
- Как вы думаете, что важно для лесного сообщества?
III. Работа по теме.
- В атласе Омской области внимательно рассмотрите иллюстрацию. (Приложение 1)
- Какие растения растут на лугах.
(Клевер, мышиный горошек, герань луговая...)
- Что объединяет все эти растения?
- Давайте познакомимся с этими растениями.
- Мышиный горошек растёт, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие.
- Герань луговая растёт не только на лугах, но и на пустырях, у обочин дороги. Это цветковые растения.
- Колоски мятлика образуют метёлку. Это злак - кормовое растение. Это травы.
- Как вы думаете, почему травянистые растения невысокие?
- Каков животный мир лугов?
- В атласе вы видите, что луг богат животными. Отгадайте загадки:
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Сок из цветков она наберёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит в вскачь. (Кузнечик)
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук)
- Какие ещё животные обитают на лугу?
- На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.
- Сделайте вывод. Как можно назвать луг?
- А теперь подумайте и приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
IV. Закрепление изученного.
- Составьте 2-3 схемы цепи питания, характерную для луга.
V. Итог урока.
- О каких растениях и животных лугов Омской области шла речь на уроке?
- Почему луг называется природным сообществом?
VI. Домашнее задание.
- Прочитать в Красной книге Омской области о растениях и животных луга.
Приложение 1
Использованная литература:
1. Атлас Омской области "Омская картографическая фабрика", Омск 2010
2. «Земля, на которой мы живём», Издательство «Манифест», Омск 2006
3. « Омск…волею Петра Великого», Омск 2005