АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО
(Продолжение)
Слайд 7.
Приём «Да-нет».
Универсальный приём способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Формирует:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". 
Тема «Состав слова».
Это существительное – название цветка
(подснежник)
- У слова есть приставка? (да)
- Приставка оканчивается на гласный звук? (нет), …
Слайд 8 .
Приём "Ромашка"
"Ромашка" состоит из пяти лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?" «Почему?»
Один ученик задаёт вопрос, другой на него отвечает, можно в парах, в группах.
Задавая и отвечая на вопросы , нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Тема: «Обобщение знаний об именах существительных»
Что? Что такое имя существительное? (Часть речи), Что обозначает?
Когда? Когда имя существительное является подлежащим? ( Когда стоит в именительном падеже) Когда пишется с заглавной буквы? (Когда является именем собственным),
Как? Как подчёркивают существительные, которые употреблены в косвенных падежах?
Почему? Почему слова «Калушата и калушаточки» являются именами существительными? (Отвечают на вопрос кто? Можно указать число, склонение в ед.числе)
Где?
Слайд 9.
 Если на уроке будет изучаться новая тема, перед учителем встает задача организации этапа постановки учебной проблемы.  Выбор типа проблемной ситуации зависит как от содержания нового материала, так и от предпочтений учителя. Чаще всего в практике работы учителей используется проблемная ситуация «с затруднением». Учащимся предлагается задание, знакомое им по форме, но которое они не могут выполнить из-за отсутствия знаний, составляющих содержание нового материала.
Пример приёма «с затруднением»
Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Урок математики . Цель: ввести арифметическое действие – умножение.
Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.
«В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?»
2+2+2+2=8 (ч) 
«На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?
– А почему, в чем затруднение?
– Получается слишком длинная запись.
– Значит, что нам надо сегодня открыть?
– Надо придумать новый короткий способ записи.
Слайд 10.
Пример постановки учебной проблемы на уроке по теме «Выражения со скобками» «Ребята, рассмотрите записи на  доске.
5+6    а-12   20+2-16   14>5    47-25    6<5+1    18-5=13    8-(3+4)    а-в-с
- Найдите среди них числовые и буквенные выражения.
- Прочитайте грамотно, используя математические термины, только  числовые выражения.
Числовые выражения:
5+6 – сумма 5-ти и 6-ти
20+2-16 – к 20 прибавить 2 и вычесть 6
47-25 – разность 47-ми и 25-ти
Теперь проверьте себя , правильно ли  вы нашли буквенные выражения:
а-12   а-в-с
- Кто не согласен?
- Почему не назвали остальные записи? ( 6< 5+1 и  14>5 – это неравенства.  18-5=13 – равенство)
- А почему не назвали запись 8-(3+4)? В чем затруднение? ( не знаем, что обозначает знак ( ) )».Так организовали продуктивную деятельность с целью подготовки к изучению новой темы, подвели учащихся к постановке  учебной задачи  урока, а с другой стороны, сформировали у них познавательный мотив.
Слайд 11.
Урок математики, 2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
(Учитель) Ученики 2 класса выполняли задание:
«Выполните вычисления: 8-3+4»
Ребята выполнили задание так: 8-3+4=1 и 8-3+4=9
- Что вы замечаете?
– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
– Почему получились разные ответы? – Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются? – Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
1 1
8-3+4, 8-(3+4)
– Как вы определите цель нашего урока?
(Порядок действий в выражениях со скобками)
Слайд 11.
Урок окружающего мира.
Тема. План и карта.
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Сущность приема: обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»). 
(Привести пример с Димой . Начертите в тетради отрезок длиной 15 см. Дима начертил отрезок длиной в 15 клеток, рядом подписал Масштаб в 1 см- 1 клетка)
Слайд 12.
Таким образом , актуализация знаний - необходимый этап урока, КОТОРЫЙ позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
(Анимация по щелчку)
Среди  них:
-  подготовка к изучению нового материала или выполнению какого-либо сложного задания;
- включение учащихся с первых минут урока  в активную интеллектуальную деятельность;
- формирование у учащихся положительного учебного мотива, т. е. желания активно работать на уроке;
- подготовка к этапу постановки учебной задачи посредством создания проблемной ситуации (на уроке « открытия» новых знаний).