АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО
Слайд 1.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – как этап современного урока в условиях ФГОС НОО
Слайд 2
Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. 
Дидактическая задача этапа - актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание этапа - организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока.
В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. 
Актуализация знаний - этап урока, КОТОРЫЙ позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Среди  них:
-  подготовка к изучению нового материала или выполнению какого-либо сложного задания;
- «гимнастика для ума» (по выражению Л.Г.Петерсон), т. е. включение учащихся с первых минут урока  в активную интеллектуальную деятельность;
- формирование у учащихся положительного учебного мотива, т. е. желания активно работать на уроке;
- подготовка к этапу постановки учебной задачи посредством создания проблемной ситуации (на уроке « открытия» новых знаний).
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.
Слайд 3.
Игровые приемы актуализации знаний.
Слайд 4.
Приём “Цепочка признаков“
Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак ,3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак,
и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Тема: «Склонение имён существительных».
Окно – часть речи (сущ.), дорога – род (ж.р.), земля – склонение (1 скл.), Продолжите…(сущ.1 скл. но м.р, дядя- род (м.р.), сущ м.р. , но 2 скл. стол- склонение (2 ), сущ.2 скл., но ср.рода (окно)…
Слайд 5.
Приём “Я беру тебя с собой»
Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Тема: «Склонение имён существительных».
Доска , линейка (беру), пенал (нет, не беру) …
(Берём существительные 1 склонения)
Слайд 6.
Приём “Ложная альтернатива”
Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
Существительное – член предложения или часть слова?
Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок? Столица России - Москва или Минск? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?