Урок русского языка Проблема истинной красоты в жизни и литературе (По роману Л.Н. Толстого Война и мир)

Урок русского языка в 10а классе

Тема урока: «Проблема истинной красоты в жизни и в литературе» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Тип урока: урок развития речи (подготовка к сочинению)
Цели урока:
образовательные – подготовка к написанию фрагмента сочинения;
развивающие – развитие умения анализировать текст, совершенствование речевых компетенций учащихся;
воспитательные – воспитание у школьников чувства прекрасного, уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию, интереса к литературе.
Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский.
Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.
Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста.
Необходимое оборудование и материалы: текст произведения, стихотворение Н. Заболоцкого, справочные материалы, презентация.
Планируемые результаты урока:
- обучающиеся закрепляют умение анализировать эпизод, готовятся к написанию сочинения-рассуждения;
– совершенствуют навыки в определении проблемы, формулировании собственной позиции;
– формируют комплекс речевых умений.












Подробный конспект урока

Этап
урока
Содержание работы
Время

Организационный момент
Приветствие. Подготовка к уроку.
Учитель. Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам выступить в роли журналистов. Все мы сегодня являемся членами редакционной коллегии, поэтому и урок наш – заседание коллегии журналистов.
В нашей редакции 4 творческие группы: «Литературная», «Корректорская», «Дикторская», «Методическая».
Слово – моему заместителю.

2 мин

Мотивация
Ученица. Уважаемые коллеги! К нам в редакцию пришло письмо от 13-летней Кристины из Южно-Сахалинска. Послушайте:
«Дело все в том, что мне не нравится моя внешность. Я знаю, что многие подростки страдают от этого, но у них это временно. А меня она не устраивала всегда. Я высокая, стройная, у меня правильные пропорции фигуры, но вот лицо... Мне не нравятся мой нос, глаза, а больше всего - овал лица. У моих подружек внешность нормальная, и она их устраивает. Моя подруга Ира говорит: "Надо каждый раз, подходя к зеркалу, говорить, что ты красивая, что ты себе нравишься". Но словами внешность не исправишь. Мне всего 13 лет, может быть, когда-нибудь я поменяю свое мнение». 

3 мин

Формулирование темы
Учитель. О чём это письмо? Какая проблема волнует его автора? Согласны ли вы с Кристиной? Что такое истинная красота человека?

2 мин

Целеполагание
Задача: написать ответ девочке, убедить её в том, что истинная красота человека заключается в его душевных качествах.

1 мин

Основной этап
Учитель. Предлагаю начать работу, коллеги.
Работа в группах:
«Литературная»: написать вступление ответного письма по заданному началу (Приложение 1);
«Методическая»: создать таблицу «Истинная красота человека» (Приложение 2);
«Корректорская»: отредактировать предложения (Приложение 3);
«Дикторская»: подготовить выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого (Приложение 4).


Коллективная работа:
а) чтение стихотворения – обсуждение (по вопросам);
б) чтение вступления к письму – обсуждение;
в) чтение отредактированных предложений – обсуждение;
г) представление таблицы – обсуждение.
Работа с текстом романа «Война и мир».
а) чтение отрывков «Портреты Наташи Ростовой, княжны Марьи, Пьера Безухова, Элен Курагиной»;
б) заполнение рабочих листов (Приложение 5);
в) составление плана сочинения (Приложение 6);
г) написание фрагмента письма с использованием подготовленных аргументов из романа.

32 мин

Подведение итогов
Учитель. Уважаемые коллеги! Я благодарю всех за активную работу и прошу рассказать о своих впечатлениях: что получилось сделать, что не получилось? Какая работа понравилась особенно, что не понравилось?
Кого из нашей команды хочется отметить?

3 мин

Оценивание
Выставление отметок.

1 мин

Домашнее задание

Подобрать аргументы по теме «Проблема истинной красоты» из других произведений русской литературы.

1 мин













Приложения
Приложение 1.

Напишите вступительную часть письма Кристине (5-6 предложений), используя данное начало:
«Дорогая Кристина! Твоё письмо никого не может оставить равнодушным. Наверное, каждый подросток испытывал то же, что и ты. Но мы хотим сказать тебе, что____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6.

План
Вступление. Что такое красота человека? В чём она проявляется? В чём заключается ложное представление о красоте?
Основная часть:
а) в каких литературных произведениях поднимается проблема истинной красоты человека?;
б) как эту проблему решает Л.Н. Толстой? Кого из героев романа-эпопеи «Война и мир» можно назвать по-настоящему красивым? Почему? Кто из героев произведения воплощает мысль о «ложной» красоте?;
в) как мысли Л.Н. Толстого подтверждаются в стихотворении Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»?
Заключение. Какого человека можно назвать по-настоящему красивым? Что такое истинная красота человека?

Приложение 2.

Заполните недостающие ячейки в таблице. Подготовьте связный ответ на тему «Что такое истинная красота человека?»
Красота
герои
внешняя
внутренняя
герои







ВОЙНА








МИР













































Красота
герои
внешняя
внутренняя
герои

Элен
фальшь
лживость
ненависть
вражда
эгоизм
порочность
«взрослость»
неверие
статичность
ВОЙНА

лицо
взгляд
естественность
искренность
любовь
дружба
альтруизм
чистота
«детскость»
вера
подвижность
МИР
кн. Марья

Анатоль

осанка
улыбка

Наташа

Борис

походка
чувства

Пьер

мал. княгиня

одежда
мысли

кн. Болконский

Бурьен

украшения
поступки

Петя

светское общество

взгляд
характер

солдаты на Бородинском поле

Наполеон

улыбка
слова

Кутузов


Примерный план ответа
Какой бывает красота человека?
Каковы признаки красоты внешней и красоты внутренней?
Кто из героев «Войны и мира» красив внешне? Какую оценку этой красоте даёт автор?
Кто из героев симпатичен автору? Можно ли назвать их однозначно красивыми внешне? В чём заключается их красота?
Что такое, по мысли Л.Н. Толстого, является истинной красотой человека?


Приложение 3.
Отредактируйте предложения в соответствии с нормами языка. Определите вид грамматических ошибок.
В салоне Анны Павловны Шерер красивше всех была Элен.
Задумав убить Наполеона, у Пьера появилась мысль остаться в Москве.
Красота человека измеряется не только внешними данными, а также его душой.
В этом эпизоде описывается о том, как проходили именины в доме Ростовых.
Я думаю то, что красота – это природа, люди, произведения искусства.
Красота озаряет мир, светящаяся изнутри, добром.
Согласно взглядов античных мудрецов, во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного.
Те, кто занимается любимым творчеством, преображается и внешне.
Картину «Мону Лизу» считают одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
В двухтысячновосемнадцатом году мы все сдадим ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.
Виды ошибок:
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.
Ошибка в употреблении падежной формы имени существительного.
Ошибка в употреблении формы имени числительного.
Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого.
Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Ошибка в построении сложного предложения.
Ошибка в употреблении несогласованного приложения.
Ошибка в употреблении сравнительной формы имени прилагательного.


Приложение 4.
Николай Заболоцкий
О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Вопросы:
Какой художественный приём лежит в основе стихотворения?
Какие люди противопоставлены в стихотворении? С чем сравниваются их лица? Какова их характеристика?
порталы
лачуги
темницы
башни
хижинка
песни

пышные
жалкие
холодные, мёртвые
неживые
малая, неказистая, небогатая
дыханье весеннего дня
ликующие



Какова основная мысль стихотворения?



Приложение 5.
Заполните лист рабочими материалами

портрет
комментарии

Наташа Ростова
"...Какое прелестное дитя..." "...Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..." "...И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок..." "...тоненькой девочке..." "...пригибая к коленам свою кудрявую головку..." "...Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые..." "...Наташе было шестнадцать лет, и был 1809 год..." (к середине 1809 года Наташе исполняется 17 лет) "...она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами..." (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года) "...Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов..." "...И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он..." ("г’ация" - то есть грация) "...князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию..." "...глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню..." "...Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня..."


Элен Курагина
"...Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась..." "...необычайной, античной красотой тела..." "...Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов..." "...красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала..." "...на свою полную красивую руку, легко лежавшую на столе, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье..." "...поворачивая свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен..." "...запах духов и слышал скрып ее корсета при дыхании..." "...Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем..." "...только на мраморном, несколько выпуклом лбе..." "...сама графиня, в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы диадемою огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно..." "...высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем..." "...любовалась красотой плеч и жемчугов..." "...графиня Безухова, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темно-лиловом, с высоким воротом, бархатном платье..." "...похвалилась и своим новым платьем из металлического газа, которое она получила из Парижа..." "...на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья..."









портрет
комментарии

княжна Марья
"... некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <...> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты..." "...к злому старику и к богатой уродливой наследнице..." "..«La pauvre fille! Elle est diablement laide*», – думал про нее Анатоль..." (* - "Бедная девушка, она дьявольски дурна") "...Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны..." "...Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею..." "...несмотря на некрасивость всего лица..." "...а ей уродовать себя нечего – и так дурна..." "...делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым ..." "... в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть..." "... взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея..." "... Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным..." "... Княжна Марья <...> с заплаканными прекрасными глазами, все еще смотрела в дверь..." "... тяжелые ступни княжны Марьи ..." "... тяжело ступая, перешла к столу..." "... Это были тяжелые шаги княжны Марьи..." "...она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки..." "...княжна Марья, своими тяжелыми мягкими шагами подбегая к невестке..." "...И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство..." "...сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали..."




m-lle Bourienne
"...Конечно, красивая молодая девушка..." "...выскочила хорошенькая белокурая француженка. M-lle Bourienne..." "...Увидав хорошенькую Bourienne..." "...Очень недурна эта demoiselle de compagnie*..." (*компаньонка) "...Она видела и m-lle Bourienne с ее лентой и красивым лицом..." "...la petite est gentille**..." (**очень, очень недурна) "...сказала m-lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку..." "...m-lle Bourienne вошла к княжне Марье, улыбаясь и что-то весело рассказывая своим приятным голосом..." "...заговорила быстро-приятным, сочным голоском улыбающаяся m-lle Bourienne, картавя на р..." "...картавя на р..." "...сказала она, особенно грассируя и с удовольствием слушая себя..." и внося с собой в сосредоточенную, грустную и пасмурную атмосферу княжны Марьи совсем другой, легкомысленно-веселый и самодовольный мир..." "...Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею..."










портрет
комментарии

Пьер Безухов
"...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..." "...Пьер был несколько больше других мужчин в комнате..." "...расставив большие ноги..." "...Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками..." "...Ну-ка ты, силач..." (обращение к Пьеру) "...он был так силен..." "...Образуйте мне этого медведя..." (князь Василий о Пьере) "...У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения..."


Анатоль Курагин
"...на красавца кавалергарда..." "...Как хорош! не правда ли?.." "...высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди..." "...очень хорош и большой повеса..." "...устремил свои прекрасные большие глаза..." "...с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу..." "...какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын..." "...Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее руку, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы..." "...красота его поразила ее. Анатоль, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира..." "...приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо..." "...этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом..." "...необыкновенно красивого адъютанта..." "...на его прекрасном лице не было бы такого выражения..." "...Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. <...> слегка побрякивая шпорами и саблей..." "...свою надушенную красивую голову..." "...положил руку в облитой перчатке на край ее ложи..." "...Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета набок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы..." "...большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею) <...> Белая большая полная нога..."





15