Практика реализации инновационных форм организации занятий декоративно-прикладным творчеством


Практика реализации инновационных форм организации занятий декоративно-прикладным творчеством
Занятие в учреждении дополнительного образования детей мы рассматриваем как процесс активного сотворчества педагогов и учащихся, которое может состояться, если педагог умеет чувствовать каждого из своих учеников, с которым он работает. Он сможет вовремя прийти ему на помощь тогда, когда ученику трудно будет самостоятельно обобщать свои знания и представления. Когда информация многопланова или поставленная художественная задача многогранна, и необходимо полностью сосредоточиться на нужном объекте или предмете, чтобы реализация полихудожественного развития была успешной, в основу необходимо положить метод коллективного творчества, который позволяет даже самому слабому учащемуся быстро освоиться и погрузиться в работу.
В нашей педагогической деятельности с детьми ключевым звеном является художественный образ, начиная с момента замысла (идеи) до ее воплощения – создания детской работы и организации выставки художественного творчества. Образовательное пространство в центре, которого стоит ребенок, взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и родителей, родителей и педагога создает благоприятную атмосферу сотворчества.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются МБОУ ДОД ЦДТ г. Междурченка. Всего в эксперименте было задействовано 40 детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Нами была разработана и апробирована система интегрированных занятий по формированию творческой активности детей на занятиях декоративно-прикладным искусством. Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Особенностью художественно-творческой деятельности детей 6-10 лет является то, что она протекает на эмоционально-чувственной основе. Дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающей жизнью.
Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, что позволяет в полной мере позволяет использовать и осваивать различные изобразительные материалы и узнавать виды декоративно-прикладного искусства. На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Основными компонентами изучения и освоения декоративно-прикладного искусства является: стилизация, выразительные средства декоративного искусства, орнаментальная композиция, декоративная композиция.
Знакомство с выразительными средствами и образным языком декоративно-прикладного искусства способствуют рождению у детей оригинальных вариантов эскизов декоративных композиций. Условность языка декоративно-прикладного искусства учитывается в цикле подготовительных заданий – упражнений, нацеленных на решение проблемных ситуаций, на работу с заданиями, исходными формами, помогающими выполнению изображения, обязательным условием является разработка и создание эскиза будущей работы.
Занятия по декоративной композиции направлены на развитие у детей самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы различными материалами, причем материал с присущими ему свойствами является отправной точкой для развития художественной идеи. Декоративному искусству свойствен определенный характер рисунка, особый, плоскостной строй композиции. Построение таких композиций нередко ставит учащихся перед довольно сложной задачей обобщения, упрощения, переработки природных форм в декоративные образы, в зависимости от материала и техники – коллаж, витраж, батик, графическая композиция, керамическое или текстильное панно.
Организация занятий в системе дополнительного образования детей позволяет нам привлекать различные виды искусства для организации восприятия и погружения в тему – музыку, литературу, устное народное творчество, театр, таким образом, по своему содержанию и по форме проведения занятий программа является интегрированной.
Погружение детей в мир искусства своими руками мы начинаем с изучения легенд и сказок для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством. Очень большие эмоциональные отклики мы получаем после изучения легенд и сказок «Откуда появились знаки в рисовании», «Сказка о богатыре Иване», направленных на знакомство со знаками народных орнаментов; народных сказаний «Семь Катерин», «Аленкины Кружева», погружающих детей в волшебный мир кружева и др. (см. Приложение 1).
Интересными для детей стали такие темы как: «Реальность и фантазия», «Противоположности», «Автопортрет», «Мой мир», «Лоскутные фантазии», «Фантастический мир вещей», «Цирк», «В гости к краскам», «В гостях у мастеров» и др. (см. Приложение 2).Форма, цвет, композиционная доминанта, сюжет, пространство, динамика, национальный колорит в традиционном и декоративно-прикладном искусстве активно воздействуют на эмоции, чувства, воображение и фантазию ребенка. Используя приемы стилизации, опираясь на произведения устного народного творчества и традиционное народное искусство, дети создают яркие образы из мифологии – птицы «Сирин», «Полкана», «Мокоши», «Домового», «Лешего», «Русалки», «Кикиморы», «Синей птицы». По мотивам народного ДПИ, изучив и переосмыслив образы русских вышивок, росписей, элементов резьбы – создают прообразы «Птицы», «Коня», «Льва» и др.
Например, тема «Город» сложная и интересная. Сформировать образ города, возможно только при особой форме организации восприятия детей. Этому способствуют: во-первых, использование поэтических строф, посвященных городу у М. Цветаевой «В Париже» или М. Волошина «Весна», в которых художественный образ создается при помощи интонации, эмоциональной выразительности речи, содержательности; во-вторых, просмотр и обсуждение зрительного ряда – репродукций картин художников: К. Коровина, Ю. Пименова, Ж. Сера, К. Моне, К. Писсарро, А. Лентулова, М. Утрилло, Б. Кустодиева, О. Кокошки, Х. Гриса, Т. Симона, А. Марке, З. Серебряковой, М. Добужинского, Ф. Мазерель, А. Остроумовой-Лебедевой, Б. Бюфе, А. Бефелляйна. На их примере мы объясняем, что художественный образ формируется художником при помощи композиционного строя, ритмической организации пространства, цвета, настроения, характера конкретного города. Важным компонентом занятия становится и музыкальный ряд: Salvatore Adamo «Tombelaneige», Edith Piaf «Non Jenereguetterien», Еscala-PalladioTango, Russel Simins «Comfortable Place», Katie Melua «No Fearof Heights». Серьезное подспорье для педагога – видео прогулки по Москве, Санкт-Петербургу, Лондону, Венеции, которые создают эмоциональный настрой, погружение в атмосферу города. На таких занятиях ребёнок получает возможность узнать о городе, в котором он не был, раскрыть красоту его улиц и двориков, используя темы для занятий: «По улицам Парижа», «Москва моя столица», «Город на Неве…Санкт- Петербург», «Лондон - город призрак», «Город любви - Венеция», «Венецианский карнавал». Обращение к наследию культуры и искусства даёт нам мощный толчок для творчества. Детям нравятся уроки-погружения, путешествия в другие города, такие интегрированные занятия способствуют духовно-нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся.
Тема «Цирка» всегда была и будет интересна детям. Животные, клоуны, жонглеры, воздушные гимнасты, силачи на манеже, блеск софитов, музыка, мастерство иллюзионистов и фокусников будоражат детское воображение. В создании художественного образа, могут помочь образы созданные поэтом С. Маршаком «Цирк», «Детки в клетке» и художниками-иллюстраторами В. Лебедевым, С. Бордюком, В. Конашевичем, А. Пахомовым, фрагменты цирковых шоу-программ и номеров в видеоряде, посещение циркового представления. В технике матричной печати (традиционной набойке) на занятиях с детьми, традиционно, выполняются простые орнаментальные композиции в полосе, круге, квадрате, а такой наборный элемент можно использовать и при создании сюжетных композиций «Цирк».
Для определения эффективности занятий была разработана система критериев оценки развития творческой активности учащихся. Критерии уровневого освоения программного материала составлены на основе исследований проблем художественного образования и эстетического воспитания школьников Е. К. Чухман, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б. П. Юсова, А. А. Мелик-Пашаева, З. Н. Новлянской. Результаты реализации интегрированных занятий оцениваются дважды в год по трем уровням (высокий, средний, низкий) и показателям (когнитивный, эмоциональный, поведенческий, практический).
Деятельностный (высокий уровень):
Когнитивный показатель.
Ребенок знает произведения искусства, отражающие ценности духовной культуры, их авторов шире программных требований, знаком с образцами не только классического, но и современного искусства знает примеры и образцы духовных поступков (культурные артефакты своего народа) и умеет устанавливать связи со своим опытом.
Эмоциональный показатель.
Ребенок воспринимает душевное состояние другого человека и проявляет чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики (улыбка, нахмуривание бровей), пантомимики (движения, жесты), интонации речи (голосовая мимика); переживает чувство родственности, единства с предметом, открывая в нем внутреннюю жизнь, проявляет неутилитарное (эстетическое) отношение к нему, понимает его индивидуальность и самоценность.Поведенческий показатель.
Воспитанник испытывает потребность к общению в русле «вечных тем» (о Человеке и его назначении, смысле жизни, Красоте, Истине, Добре и др.), проявляет инициативу и стремление к выражению своего мироощущения в доступных видах художественно-эстетической деятельности (на уровне восприятия искусства и творчества)
Практический показатель.
Обучающийся создает яркий художественный образ, оригинальную композицию, умеет использовать приемы стилизации. Его работы отличают высокая степень вариативности (творчески подходит к заданию), обобщение, широта переноса знаний, деятельность продуктивная. Ребенок получает удовольствие от работы, имеет навыки работы при создании коллективных работ, владеет и широко использует различные изобразительные материалы и техники для реализации своего замысла.
Мотивационный (средний уровень).
Когнитивный показатель.
Ребенок знает произведения искусства, отражающие ценности духовной культуры, и их авторов. Знания ограничиваются программным материалом; знание примеров и образцов духовных поступков носит фрагментарный характер, ребенок не соотносит приобретаемые знания с личным опытом переживаний.
Эмоциональный показатель.
Обучающийся реагирует на ярко выраженные внешние проявления душевных переживаний другого человека и проявляет чувства, идентичные воспринятым, посредством мимики, пантомимики, интонации; «вчувствование» во «внутреннюю жизнь» предмета не всегда происходит самостоятельно.
Поведенческий показатель.
Ребенок проявляет интерес к общению в русле «вечных тем», готов к взаимодействию, однако инициативы к взаимодействию не проявляет; художественно-эстетическая деятельность носит репродуктивный характер.
Практический показатель.
Художественный образ воплощается, но при помощи педагога, ребенок получает удовольствие от процесса рисования, педагог помогает по ходу ведения работы над композицией. Обучающийся владеет основными изобразительными материалами и техниками, умеет применять в работе выразительные возможности живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, деятельность репродуктивная. При создании коллективных работ используется совместно-последовательная форма, предполагающая принцип конвейера, когда результат деятельности одного участника находится в тесной зависимости от результата предыдущего и последующего участника.
Знаниевый (низкий уровень).
Когнитивный показатель.
Ребенок знает произведения искусства, отражающие ценности духовной культуры, несколько фрагментарны; представления о примерах и образцах духовных поступков обрывочные.
Эмоциональный показатель.
Обучающийся не замечает и не реагирует на внешние проявления душевных переживаний другого человека; недостаточно внимательно относится к окружающему миру, не пытается «вчувствоваться» в его объекты.
Поведенческий показатель.
Ребенок участвует в общении о Человеке и его назначении, смысле жизни, Красоте, Истине, Добре, но без особого желания; потребности в художественно-эстетической деятельности, общении с искусством ребенок не испытывает.
Практический показатель.
Характерна стереотипная или скопированная композиция, низкая степень детализации в работе, как правило, ребенок нацелен только на результат и процесс его не интересует, удовольствия от рисования не испытывает. Деятельность репродуктивная, владеет изобразительными материалами и техниками на низком уровне, использует образцы предложенные учителем. Коллективные работы создаются в совместно-индивидуальной форме, участники сначала работают индивидуально согласно замыслу, на завершающем этапе работа каждого становиться частью общей композиции
Данные критерии мы рассматриваем, как критерии оценки роста творческой активности. Инструментарий отслеживания – тест на определение уровней творческой активности – когнитивный, мотивационный, знаниевый, определяющий уровень знаний воспитанников о декоративно-прикладном искусстве, а так же система критериев оценки детских творческих работ. Все они позволяют педагогу правильно руководить художественно-творческим развитием воспитанника. Сравнительный анализ результатов реализации разработанной нами программы позволил определить ее эффективность. На диаграмме, можно видеть, что когнитивный критерии в экспериментальной группе повысилась на 25 %; эмоциональный критерий – на 25,4 %; поведенческий – на 22,5 %; практический – 49,1%. Так повышение показателей творческой активности: когнитивный – 11 %; эмоциональный - 5 %, поведенческий – 1 %, практический – 10,1 %. [Рис.2]
Рис.2 Сравнительные результаты диагностики развития творческих способностей учащихся

Практика показала, что занятия декоративно-прикладным искусством обладают большим педагогическим потенциалом. Они позволили воспитывать вкус детей на примерах народного декоративного искусства, развивать творческую активность, позволяют создавать красивые и функциональные изделия. Итоговые выставки в конце учебного года, праздники совместно с родителями, мастер-классы сплотили не только детей, но и их родителей, так как они являлись участниками единого процесса-сотворчества.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что занятия декоративно-прикладной деятельностью на основе интегративного подхода имеют высокий развивающий потенциал. Художественное творчество ребенка исследователями рассматривается не только как конечный продукт, но и как процесс. Инновационные формы организации декоративно-прикладного творчества направлены на формирование социальной компетентности. Развивают качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет обучающимся творческих объединений отдела достичь высоких творческих результатов. Благодаря сформированной социальной компетентности воспитанник приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Сформированные знания и умения помогают учащимися ориентироваться в сложных социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки. Занятия декоративно-прикладной деятельностью на основе интегративного подхода имеют высокий развивающий потенциал. У детей отмечается повышенный интерес к содержанию поисковых задач, появляется широта интересов – стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах. Все это становится основой накопления многообразного опыта и постоянной его переработки, трансформации в новые образы, идеи. Привлечение на занятия декоративно-прикладного искусства интересных видов декоративно-прикладного искусства, во взаимодействии с литературой, музыкой и культурным наследием не только оправданно, но и эффективно.
Приложение 1
Легенды и сказки для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (Знакомство со знаками народных орнаментов).
Педагог. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.
Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.
Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
Помощи просят.
Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нет». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».
Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.
Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.
Сказка о богатыре Иване
(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)
Педагог. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.
Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.
Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.
Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.
Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.
Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…
Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.
После ознакомления со знаком воды педагог предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.
Сказка «Семь Катерин»
(Знакомство детей с вологодским кружевомРебята, вы любите слушать сказки? Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда садитесь поудобней и слушайте.
Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где чему хорошему поучиться. Однажды приезжает к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведет, показывает разные диковины.
-Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит, - живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни, вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. И показывает скатерть кружевную. Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:
-Где же вы в своей стране видели березки да ромашки. Это русское кружево из моей страны.
-Быть того не может! – вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри, не смотри – береза березой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:
-Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено – у семи Катерин. Лучше их никто кружева не плетет, богаче узора нигде не найдешь…
-Что еще за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? – разгневался король заморский. Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.
-Есть, - говорит, - в моем царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть , никогда не видел.
А заморский король разошелся – и царю Петру веры нет.
-Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажите мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту!
Ну царям сборы не долги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди – стража, позади – стража на тот случай, если разбойники нападут.
Начали путь в коляске, а потом в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят, на встречу возок ползет. В нем – купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский стражник:
-Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам – кружевницам.
Купец рассказал, как проехать, да и говорит:
-Я вот от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете.
Развернул купец занавески. Все они так и ахнули. На каждой из них целая сказка выплетена. На одной – про Морозко, на другой – про Сивку-Бурку, а на третьей – про Василису Премудрую. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:
-Мои! Покупаю!
И бросил купцу кошелек с золотом.
А царь Петр молчит, будто его это вовсе не касается. Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нем тоже купец сидит. И тоже узел держит. Спрашивает его королевский стражник:
-Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут?
Отвечает купец:
-Знаю, как незнать! Вот за тем леском… я вот покрывало купил у них.не взглянете ли?
Развернул купец покрывало – чудо, да и только! На одной стороне – весна лето догоняет, на другой – зима с осенью в обнимку идут.
Заморский король даже из саней выпрыгнул.
-Покупаю! Покупаю! – кричит, - Казначей, «дай ему целую шапку золота…»
А сам покрывало в охапку – и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго не передумал или царь Петр покупку не перехватил. Еще немного проехали - и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут.
Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, красивые, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке-валике свой узор заплетен: у одной, будто волны под руками струятся, у другой – над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей – по всему кружеву звезды рассыпаны…
Дух захватило у заморского короля. Он себя щипать стал, уж не снится ли ему это. Потом заморский король пришел в себя, спрашивает:
-А кто вам узоры дает? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры – в убытке не будите.
Отвечают кружевницы:
-Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.
Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.
Старшая Катерина говорит:
-Сказки у нас не продажные. Мы их «складываем» по очереди. Что не кружево – то новая сказка…
Царь Петр попросил:
-Расскажите нам. Люблю сказки слушать!
И старшая Катерина рассказала ему сказку, которая называется «Волшебное кружево».
А сказку мы с вами должны сами придумать.
(Дети сами составляют сказку).
«Аленкины кружева»
(Знакомство детей с вологодским кружевом)
Жила-была в лесной деревеньке, за Волгой, бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше, да скорее всего – кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса крайняя. Сразу за окнами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной могучей поднимался дремучий, старый бор.
Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка печь истопит, и корову подоит, а потом сама садится под окно кружева плести. И кружева у нее получались на диво красивые. Узоры редкие.
Случилось как-то Аленке зимой плести, приметила девочка на окне узор затейливый, и очень он ей показался чудесным: завитушки, как листья папоротника, стелились, а между ними цветы снеговые – и все мелкой алмазной пылью покрыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала. Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие, а все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска.
Эх, шелку бы сюда! Тогда и узор другим бы стал. Белый шелк, что белый снег, блестит. Да где же бедной девушке шелку купить.
Вздохнула Аленка тихонечко и говорит:
-Наверное такие кружева одна Снегурочка плетет, а больше никто!
Только промолвила, а в окно и стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.
Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крыльцо отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:
-Сто, не сробела? Ты меня только позвала, я вот и тут!
Растерялась Аленка, не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрустальным звонком зазвенела:
-Да я и есть Снегурочка! Ну, что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.
И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала.
А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.
Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избенку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься. Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: иные купят и не нахвалятся, а другие – ругаются. У иных век носи – не износишь, а у других – на глазах тают.
Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная да жестокая, скупая. Девушек своих крепостных била, секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.
Вот эта барыня прикатила как-то в карете к бедной вдове. Распахнул лакей дверцу кареты – сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой шубе. Нагнувшись, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в пояс. А барыня и говорит:
-Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка покажи мне их, мастерица!
Аленка вынула из сундука кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни дух захватило:
-Все продай,- говорит.- Все куплю!
А среди кружев был и подзор заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось девушке в приданое себе тот подзор сохранить.
-Нет, - ответила Аленка, - все могу продать, кроме этого подзора.
-Ах ты, холопка! – кричит барыня. – Да как ты смеешь мне перечить! Не хочешь добром – силой возьму! – хлопнула дверью и ушла.
Вздохнула вдова:
-Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!
Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала. Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему вина за то, чтобы у Аленки кружева похитил.
Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дома отлучились, и залез в их избенку, сломал замок у сундука и похитил все кружева Аленкины.
Когда вернулись, Аленка с матерью домой, так и ахнули: в избушке все перевернуто и ни кружева, ни клубочка заветного нет.
Опустились руки у Аленки, побелела она, как береза подрубленная, шепчет:
-Неучто по барскому наущению кто выкрал?
Схватила платок и кинулась за дверь.
Мать ей кричит вдогонку:
-Куда ты, Аленка, куда?
А она:
-Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду!
Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала за елку, другую и скрылась.
Побежала Аленка через сугробы в лес дремучий. В чащу попала и заблудилась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет – иди за мной. И побежал. А где он прошел, там легла тропинка ровная, расступились сугробы. Вывел зайка Аленку на поляну. Глядит Аленка и глазам своим не верит. Стоит на полянке теремок льдистый, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:
-Пришла? Иди скорее, Аленушка! Гостьей дорогой будешь!
Сбежала навстречу ей с крылечка, обнимает. А Аленка горькими слезами заливается и про беду свою и обиду рассказывает. Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вынула круглое серебряное зеркальце и сказала:
-Смотри!
И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.
Сверкнуло зеркало в руках Снегурочки, как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой снеговой, холодной нитью. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И превратилась она в снежную бабу. Замерзла. А кружева чудесные исчезли, будто их и не было. Отвела глаза Аленка от зеркала…
Поняла, что наказала барыню Снегурочка за жадность и злость.
А весной, когда растаяли снега, набухли березовые почки и робкий голубой подснежник выглянул из талой земли, вернулась домой Аленка домой к матери. Еще лучшей мастерицей стала. Ведь учила плести кружева чудесные сама Снегурочка-кружевница.
Ну как? Понравилась вам кружевная сказка? А что нового вы узнали?