Статья Занятия декоративно-прикладным творчеством как ресурс сохранения народной традиции


Занятие декоративно-прикладным творчеством со школьниками как ресурс сохранения народной традиции, культуры.
В своей работе педагог дополнительного образования имеет возможность знакомить детей с культурным наследием нашего народа. Решая конкретные изобразительные задачи, дети знакомятся с историей родины, народными традициями и образами. Эти знания они приобретают при выборе тем и сюжетов для своих творческих работ, при знакомстве с различными техниками декоративно-прикладной деятельности (ДПД), при работе с новыми материалами.
На занятиях в студии дети выполняют различные задания, связанные с русскими народными и православными праздниками – Масленица, Иван-Купала, Святки, Рождество, Пасха и др.. Студийцы делятся своими знаниями об истории возникновения этих праздников, о том как в народе готовились к ним, встречали их, узнают новое из исторической и фольклорной литературы.
Часто в ходе занятий мы обращаемся к различным образцам устного народного творчества – загадкам, пословицам, потешкам, сказкам, былинам. Это стимулирует детей к желанию проявить себе в подобном виде творчества. Так у нас появляются стихи, философские сказки, сочинения и оформленные детьми книжки-малышки. Работы наших детей публиковались в журнале «Отчих мир», альманахе «Новосибирск - глазами молодых».
На наших занятиях дети знакомятся с народными промыслами России: дымковской и филимоновской глиняной игрушкой, плетением из соломки, лубком, традиционными росписями (хохломской, жостовской, гжельской).
Мы особо отмечаем ремесла, которые были развиты среди народов Сибири: аппликация из кожи и войлока, плетение из бересты, гончарное ремесло.
Иногда сам материал, с которым мы работаем в студии стимулирует нас к получению новых знаний о традициях и обычаях нашего народа. Нас заинтересовали камни, имеющие зооморфную и антропоморфную форму, найденные на берегу Обского водохранилища и используемые нами как материал для коллажей. Обратившись к юным археологам из клуба «Потомки» и связавшись с Новосибирским областным краеведческим музеем, мы узнали, что подобные каменные фигурки «Кастарма», считались священными. Первоначально их использовали в качестве амулетов, обменивали на ценные вещи, а позднее ими стали украшать одежду, использовать как игрушки.
Интересен наш опыт возрождения утерянной традиции изготовления цветов из деревянной стружки для украшения ими жилищ. Археологами были найдены свидетельства о том, что в XVI веке в древнерусском городе Ладога мастера - щепетинники на Пасху и Вербное воскресенье свивали цветы из осиновой стружки. Время не сохранило для нас эту хрупкую красоту. Да и сама традиция, предававшаяся от отца к сыну, от мастера к ученику была утеряна. Поэтому здесь могла идти речь не о продолжении традиции, а об ее реконструкции с некоторой степенью достоверности. Результатом нашей работы стали замечательные коллажи и декоративные панно, которыми ребята украсили Дом творчества и свои дома. А возрожденными знаниями студийцы щедро делятся с взрослыми и детьми на мастер-классах, проводимых не только в пределах нашего города, но и по России (г. Сочи, г. Ханты-Мансийск).
Дополнительное образование позволяет эффективно использовать различные организационные формы проведения занятий:
Уроки-наблюдения проводятся на улицах и в парках города, студийцы знакомятся с историей родного города, памятниками архитектуры.
Экскурсии в Новосибирский областной краеведческий музей и Новосибирский государственный художественный музей.
Воссоздание народных праздников, игр, обрядов.
В 2007 г в Доме творчества был осуществлен проект «Солнечный круг», в ходе которого детские коллективы знакомились с традицией празднования Масленицы на Руси и обменивались знаниями и умениями, полученными на занятиях в кружках и секциях. Ребята из студии «Сюрприз» смогли поделиться своим умением изготавливать народные игрушки и глиняные свистульки, знанием семантических значений и символики игрушки и украшающих ее узоров.
Занятия декоративно- прикладной деятельностью в системе дополнительного образования расширяются и углубляют знания школьников по истории и культуре родного края, способствуют возрождению и сохранению народных традиций, развитию у детей интереса к народному творчеству. Это воспитывает чувство национальной гордости и любви к своей Родине.