Статья ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Формирование духовно-нравственной личности ребенка через занятия декоративно-прикладным творчеством

М. Г. Маркина, Е. В. Шикунова, С. Н. Байкалова
МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Абакан

Россия всегда славилась своими народными умельцами: мастерами резьбы по дереву, чеканки, гончарами, ткачами, вышивальщицами и вязальщицами, мастерицами по бисероплетению. Народные традиции веками оттачивались, совершенствовались и передавались от старшего поколения младшему как эталоны красоты, богатства и народного достояния. Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества. Декоративное искусство активно влияет на формирование личности человека, его вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для всестороннего развития. Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к культуре общества, в котором он проживает.
В последние годы в нашей стране наблюдается процесс возрождения и развития прикладного художественного творчества. В наше стремительное время информатизации и технологий у людей усиливается интерес к традиционным видам рукоделия: вязанию, шитью, лоскутной технике, бисероплетению, резьбе по дереву и т.д. В современное время у людей появилось больше возможностей проявления индивидуальных способностей для того, чтобы сделать свой дом, свою одежду привлекательной, удобной, неповторимой, таким образом, духовно обогатить свою жизнь.
Украшения как дополнения к одежде были популярны в разных уголках Земли с древнейших времен. Первыми научились изготавливать бисер, плести ожерелья, браслеты еще в IV в. до нашей эры в Египте. Не обошла мода на бисер Европу, Америку, Россию. Швейные и вязаные изделия, украшенные аксессуарами из бисера, дополнения к одежде, снизанные из мелких бус известны еще со времен Древнего Египта и Индии. До сих пор национальные орнаменты украшают одежду народов мира. Разнообразные по форме, названиям, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран [1:16].
Многочисленные народы России - поволжские, уральские, сибирские, дальневосточные - использовали камни, кость, бисер и изготовленные из них украшения в своих традиционных костюмах.
Активно изучается, развивается декоративно-прикладное искусство и в нашей республике. В Центре детского творчества города Абакана уже много лет функционируют многочисленные творческие объединения по рукоделию и Студия моды «Стиль». Основная цель творческих объединений – воспитание подрастающего поколения на традициях народной культуры, народного декоративно-прикладного творчества, в частности, изучение и сохранение традиций, развитие мотиваций личности к познанию и творчеству. Студия моды «Стиль» целью своей работы ставит также создание условий для реализации творческих способностей воспитанников в области дизайна и демонстрации одежды. Образовательный процесс в объединении осуществляется по следующим направлениям: моделирование, конструирование и изготовление одежды; дефиле – сценическое движение; дизайн костюма. В творческих объединениях декоративно-прикладного направления открываются широкие возможности для реализации личного потенциала и развития учащихся: занимательное
·рукоделие, вязание на спицах и крючком, художественная обработка кожи, ручное ткачество, бисероплетение, тестопластика и другие.
Сегодня детям все больше и больше нравится творить, развиваться, быть активными в обществе. Творческое мышление, по мнению Р. С. Немова, – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового [2:158].
Для реализации творческого воображения и фантазии, заложенной в каждом ребенке, педагоги используют различные техники исполнения и материалы. Это украшения в народном стиле, выполненные из лент и кожи, изонить, роспись по ткани, бисер. Занимаясь творчеством на занятиях, дети проявляют свою индивидуальность, фантазируют и придумывают, то есть вырабатывают свой авторский стиль. Поделки из бисера радуют сочными, немеркнущими красками и ярким блеском. Модели одежды, выполненные с применением народного орнамента, индивидуальны и неповторимы. Экспозиции творческих работ представляются как важное событие в жизни ребенка. Это позволяет детям проявлять активность, воспринимать действительность и конструировать новые художественные образы, развивать воображение и оригинальность мышления. Организация занятий предусматривает возможность развития творческих способностей и интереса к искусству, что вызывает у учащихся чувство удовлетворения, появляется уверенность в своих силах и высокая результативность.
На занятиях в творческих объединениях дети изучают историю костюма и развития декоративно – прикладного творчества в России, старинные русские украшения и изделия хакасских умельцев, созданные с использованием бисера. Дети узнают, что в старину, согласно местной моде, женщины-хакаски должны были выглядеть соответственно традициям рода. Для этого одежду украшали вышивкой шелковыми нитками или бисером, образующим сказочные растительные узоры. Изучают типичное хакасское женское украшение - нагрудник-пого (основа, вырезанная в виде полумесяца, обтянутая плисом или бархатом). На занятиях в объединениях учащиеся разрабатывают и выполняют различные аксессуары, дополнения к одежде, декор для интерьера и украшения, используя народные традиции.
Природа Хакасии богата разнообразием растительности, особенно полевых цветов и дети с удовольствием изготавливают из лент и нитей, плетут из бисера жарки, колокольчики, васильки, ромашки и др.
Немаловажную роль эстетического развития детей играет посещение выставок декоративно-прикладного искусства, проведение народных праздников: «Именины Харитины» (покровительницы рукоделия), «Покров день», «Рождественские посиделки», «Раз в крещенский вечерок». Изучая наше богатое наследие, расширяя свои познания и создавая свои произведения искусств, дети вносят и свою лепту в историю нашей малой родины и приумножают богатство народного декоративно-прикладного искусства в целом. Задача педагогов при этом – постоянно поддерживать интерес к познанию культуры, к творчеству, активизировать внутренний потенциал детей и воспитывать любовь к своей Родине.
Список литературы
1. Комарова Т. С. “Дети в мире творчества” – Москва: Мнемозина, 1995.
2. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов – 2-е изд. – М. Просвещение: ВЛАДОС, 1995 год.

© Маркина, Шикунова, Байкалова, 2017.
15