Открытый урок по МХК на тему Романтизм (11 класс)


Романтизм в живописи.
Мы поговорим сегодня о художественном направлении в живописи – романтизм.
Назовите эстетические принципы романтизма. Ответы детей.
Слайд 5. Звучит музыка Шопена . Автопортрет Делакруа. Вопрос к детям: Что этот портрет может поведать о человеке?
Учитель читает: Он казался хрупким из-за огромной копны волос. Лицо его увидев было невозможно забыть. Бледная, с оливковым цветом кожа; густая и черная шевелюра; хищные кошачьи глаза под густыми бровями, тонкие губы, затенённые полосочкой усов, мощный волевой подбородок, его можно было принять за индийского магараджу в европейском одеянии»
Обратимся к следующему портрету( автопортрет из «Свободы») В чем разница?
Короткий рассказ об Эжене Делакруа.
Слайд 6. Портрет Теодора Жерико.
Познакомимся с творчеством Делакруа.
Слайд7. Данте и Вергилий.
Слайд 8. Плот «Медузы»
Слайд 9. Резня на Хиосе.
Слайд 10. Портрет.Франсиско Гойи.
Слайд 11. Расстрел повстацев в ночь с 2 на 3 мая 1809года.
Слайд 12. Свобода ведет народ.
Слайд 13. Алжирские женщины.
Слайд 14. Портрет Шопена.
Литературный портрет Шопена: « Шопен входил робко, болезненно склонив бледное лицо, однако глаза его смотрели живо. Одевался он изысканно, держался с затаённым кокетством, придававшим его фигуре вид вельможи в изгнании. Он боялся шума, сквозняков, и преувеличенных комплиментов.»Слайд 15. Портрет Н.Паганини ( музыка Паганини)
Литературный портрет Паганини: «14 февраля 1831 года мимо дворца архиепископа прогремела карета, из которой с удивлением выглянуло демоническое лицо, обрамленное кольцами черных волос. Землистые щеки, синеватые веки, лицо, на котором отпечатались цвета серы и медного купороса. Синие веки поднялись. Как крылья ночной птицы, к чёрным бровям, и огромные глаза загорелись злорадством. Демон въехал в Париж.
Слайд 16. «Жажда творить»
Слайд 17. Кипренский. Автопортрет.
Слайд 18. Знаменитые портреты Пушкина и Жуковского.
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец не француз,
Ты вновь создал волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Слайд 19. А.Швальбе.
Слайд.20. девочка в маковом венке.
Слайд 21. Автопортрет Айвазовского.
Вопросы к детям:
Как отразилась историческая эпоха в творчестве художников, о которых рассказано?
Какие романтические темы и сюжеты волновали художников?
Что они хотели сказать современникам?
Значение романтизма
Романтизм сумел отразить всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил. Главным связующим началом романтизма стала философская формула о «раскованности человеческого духа».