Конспект урока по биологии Зрительный анализатор


Конспект урока по теме «Зрительный анализатор».
ФИО:Выходченко А.И.
Класс 8
Учебник «Биология. Человек 8 класс» Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев Дрофа 2010
Тема урока: зрительный анализатор.
Тип урока: комбинированнныйЦель: познакомить учащихся со зрительным анализатором
Задачи:
конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;
доказать важное значение зрения в жизни человека,
определить особенности строения органа зрения, функции его частей, их взаимосвязь; рассмотреть зрительный анализатор
Межпредметные связи: литература, искусство
Оборудование: презентация, модель глаза.
План урока.
1.Вводная часть. Опрос по домашнему заданию.
2.Изучение нового материала.
3.Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Вводная часть. Опрос по домашнему заданию.
Приветствие учащихся. Опрос по домашнему заданию (фронтальный)
1Что такое рецепторы?
2.Какие виды рецепторов Вы знаете?
3.Что такое анализатор?
4.Кем впервые был введен в физиологию термин «анализатор»?
5.Из каких частей состоит любой анализатор?
6.Будет ли работать анализатор , если повреждена хотя бы одна часть анализатора?
7.Что такое модальность?
8.Из-за чего возникают иллюзии?
9.Всегда ли правильно отражают действительность наши анализаторы?
2.Изучение нового материала.
Сегодня мы поговорим об анализаторе, через который поступает до 95% информации. Что это за анализатор?
Действительно это зрительный анализатор. Об органе зрения упоминается во многих произведениях.
Невыразимая печальОткрыла два огромных глаза,Цветочная проснулась вазаи выплеснула свой хрусталь.О. Мандельштам
Он тонок первой тонкостью ветвей,Его глаза прекрасно-бесполезны.За крыльями раскинутых бровей -Две бездны.
М Цветаева
На картинах мы часто обращаем внимание на глаза. Например, Джоконда Леонардо да Винчи. Если посмотреть в глаза Моны Лизы, из-за теней создается впечатление улыбки, но стоит опустить глаза ниже, и улыбка исчезает. Картины Васильева Константина.   Мы знаем фразу «глаза зеркало души». В Древнем Египте глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Современная процедура иридодиагностики проводится с помощью цифрового фотоаппарата и компьютера. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют. По желанию кто-нибудь к следующему уроку может подготовить сообщение на эту тему.
Глаза нуждаются в защите и эту защиту им обеспечивают брови(защита от пота), веки с ресницами- защищают глаза от ветра, пыли, ярких лучей, равномерно распределяют слёзную жидкость и слезный аппарат, который состоит из слёзной железы и слёзовыводящего пути, который открывается в носовую полость. Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз. Есть мнение , что поплачешь и станет легче. С биологической точки зрения это совершенно справедливо, так как со слезами удаляются «стрессовые вещества»
Давайте разберемся как же устроен глаз . У Вас есть картинка с изображением частей глаза см. ниже (выдается учителем с обратной стороны есть двусторонний скотч, поэтому сразу можно закрепить в тетради).Пользуясь учебником Вы подписываете части глаза , а под рисунком даете определения и значение. Затем мы все вместе проверим.
Перед проверкой проводим физкультминутку. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте снова до 5 . Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз, а теперь переходим к проверке.
Говорит учитель : глаза у человеческого зародыша развиваются на второй неделе внутриутробной жизни.
Глазное яблоко расположено в глазнице. Диаметр наших глаз составляет около 2,5 см, и они весят около 8-ми грамм ( у китов 1 кг) К глазному яблоку подходят мышцы, которые могут перемещать его в разные стороны. Глаз поворачивается с помощью 6 мышц. Из всех мышц нашего тела, мышцы, контролирующие наши глаза – самые активные. Переходим к рисунку (дальше проверка выполнения задания)

Под цифрой 1.Белочная оболочка(склера)-наружная оболочка(защита)
2.Роговица -прозрачная часть белочной оболочки(главная светопреломляющая среда) Роговица глаз человека так похожа на роговицу акулы, что последнюю используют в качестве заменителя при операциях на глазах.
3.Хрусталик- подобие двояковыпуклой линзы. Может менять свою кривизну. Механизм точной настройки резкости изображения.
4.Радужная оболочка со зрачком. Радужка- передняя часть сосудистой оболочки. Определяет цвет глаз.  Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой). С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и поэтому меняет свою окраску. Радужная оболочка глаз как и отпечатки пальцев человека повторяются у людей очень редко. Наряду с обычным паспортным контролем действует пропуск с учетом радужной оболочке глаза(Великобритания) отпечатки пальцев имеют 40 уникальных характеристик, в то время как радужная оболочка глаза – 256
Зрачок-отверстие в центре радужки, регулирует количество пропускаемого света.
5.Ресничное тело-гладкие мышцы обеспечивающие изменение кривизны хрусталика.
6.Сосудистая оболочка-средняя оболочка глаза отвечает за питание .(пространство между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком заполнено жидкостью)
7.Стекловидное тело-заполняет внутреннюю часть глаза, светопреломляющая среда
8.Сетчатка -внутренняя оболочка, содержит фоторецепторы.
9.Колбочки-рецепторы отвечающие за цветное зрение. Различают три типа колбочек: зеленые, красные и синие. Остальные цвета являются сочетанием этих цветов. Примерно у 2 процентов женщин есть редкая генетическая мутация, благодаря которой у них наблюдается дополнительная колбочка сетчатки. Это позволяет им видеть 100 миллионов цветов
10.Палочки-рецепторы отвечающие за сумеречное зрение
11.Зрительный нерв-аксоны нейронов.
12.Слепое пятно-место выхода зрительного нерва (нет ни палочек, ни колбочек)
Для выявления слепого пятна проводим опыт по рис103.
13.Желтое пятно-место на сетчатке ,где только колбочки.
Сам же зрительный анализатор состоит изА)Фоторецепторы(палочки и колбочки)
Б) зрительный нерв
В) зона коры больших полушарий.(находится в затылочной доли) Вспомните фразу :у него глаза на затылке .
Зрительные пути устроены так, что левая часть поля зрения от обоих глаз попадает в правое полушарие ,а правая часть поля зрения в левое. Если изображения от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то создается объемное изображение.
Давайте найдем в тексте учебника ,что такое бинокулярное зрение(зрение двумя глазами). Выписать определение. Бинокулярное зрение позволяет воспринимать объемное изображение и определять до него расстояние
Давайте на странице 248 найдем информацию о том, как возникает изображение.
Давайте подведем итоги урока. Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Что особенно заинтересовало Вас?
Кто особенно активно работал сегодня на уроке? (можно поставить оценки за работу в журнал)
В среднем за всю жизнь мы видим около 24 миллионов разных изображений. И одним из изображений будет домашнее задание
По желанию сообщение про иридодиагностику, а всем парагра49 + письменно задание по карточке ( с обратной стороны двусторонний скотч)
Карточка с вопросами.
1.Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуются исправлять красным карандашом?
2.Кака вы объясните, что слепорожденные, но затем прозревшие после удачной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предмета?
3.Объясните с биологической точки зрения поговорку «В темноте все кошки серы».