ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
 
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Стаж работы в должности
 
 

Иванова
Ирина
Николаевна
ГБОУ ООШ
п. Верхняя
Подстепновка Волжского района, Самарской области ,446532

Учитель истории

30




II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)


«Патриотическое воспитание на уроках истории с помощью применения краеведческих знаний»






2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Автор опыта полагает, что формирование
патриотизма возложено как на образовательный
процесс в целом, так и на уроки истории
в частности. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Противоречия:
ФГОС поставил цели формирования у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине, ответственности за свою страну и общество, начиная со своей малой родины. Но в школе отсутствует системное краеведческое образование, УМК, которые бы способствовали воспитанию российской гражданской идентичности (содержание).
С одной стороны, глобальность задач перед образованием - воспитание личности, разделяющей гражданские и демократические ценности, социализация молодежи, а с другой стороны, количество часов на изучение истории постоянно уменьшается (2 часа в неделю). ( Условия).
Заказ и потребность общества в гражданине- патриоте растет, в то время как у современной молодежи не сформирована активная гражданская позиция, гордость за свою малую родину и образовался духовный, идейный, ценностный вакуум
( результаты).


3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Сущность опыта в создании системы по изучению и внедрению материалов краеведения в классно-урочную и внеурочную деятельность по изучению истории, которые позволяют осуществлять патриотическое воспитание школьников путем выстраивания педагогического процесса по цепочке: представления – знания – умения – деятельность.
Системная, целенаправленная
и осознанная работа с краеведческим материалом
на уроках и факультативах позволит
сформировать у учащихся
основы гражданской, этнонациональной,
культурной самоидентификации.
Комплексность в краеведческой работе помогает учащимся:

· развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;

· повышать интеллект и культурный уровень личности;

· расширять кругозор, эрудицию;

· приобщать к творческой деятельности;

· психологически готовиться к самостоятельной жизни;

· повышать нравственность;

· воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.





4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Краеведческая работа школьников проходит в несколько этапов:
изучение местного материала на уроках;
изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;
изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
проведение школьных экскурсий, походов ;
обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок,
пополнение фондов или организация школьного краеведческого уголка;
использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.
Новизна в накоплении местного материала о родном крае, его анализ, дидактическая обработка и применение на уроках любого направления, а также в научно-исследовательских, проектных и других конкурсных работах учащихся.
Трудоемкость.Требуются хорошие компьютерные знания и навыки архивной деятельности, много времени и материальные затраты на оформление выставок и экспозиций, заказ архивных материалов.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма
Реализация опыта в рамках уроков истории и во внеурочной деятельности на кружке «Юный краевед» (1 час ). Выступление уч-ся на научно-практических конференциях, организованных Поволжским управлением ( 2 призера) и конференциях в Волжском районе «Альбом истории раскрыт» (3 призера). Успешность применения опыта достигается за счет повышения квалификации педагога на курсах по краеведению(СИПКРО).



6.Результат изменений
Положительная динамика уровня воспитанности и
уровня развития творческих способностей учащихся, по результатам диагностического тестирования патриотического содержания и участию в конкурсах, фестивалях, конференциях, уроках «мужества» и т. д.



7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
Выступление на заседании методического объединения учителей истории в школе.

III. Описание актуального педагогического опыта учителя

Актуальность работы продиктована тем, что краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образования и в Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан РФ.
Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.
Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки. Системная и осознанная работа с краеведческим материалом на уроках истории и факультативах способна сформировать основы гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и патриотические чувства у современной молодежи.





15