План-конспект урока на тему Зрительный анализатор


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО учителя Ахметзянова Валентина Сергеевна
Место работы МАОУ СОШ №35
Предмет Биология
Класс 8 класс
Тема урока: Зрительный анализатор
Базовый учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014
Тип урока:  Урок «открытия» нового знания
Цели:
Предметно-дидактическая: Познакомить учащихся со строением глаза и функциями его элементов; познакомить со строением зрительного анализатора.
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Образовательная цель: расширить понятийную базу за счёт включение в неё новых элементов.
ФОРМА РАБОТЫ: групповая, в парах
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активные (субъект –субъектные отношения), интерактивные (диалог, выполнение интерактивных упражнений и заданий)
Методы организации: 1. Словесные: рассказ, беседа, работа с учебником
Наглядные: метод иллюстраций, метод демонстраций
Практические: упражнения
2. частично-поисковый, исследовательский
Методы контроля: самопроверка результативности (интерактивный метод)
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание эмоциональных ситуаций
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемного диалогаПРИЁМЫ деятельности учителя: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность(мотивация); создание проблемной ситуации; организация формулировки темы, целей урока учениками; организация поиска решения учебной проблемы; организовать применение новых знаний в форме тестирования; организовать рефлексию учебной деятельности учащимися.
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать зрительный анализатор
- формировать умение объяснять, как связано строение и функции зрительного анализатора
Личностные результаты:
- знание основ здорового образа жизни
-реализация установок здорового образа жизни
Метапредметные результаты:
- формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели (регулятивные УУД)
- формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в схему); (познавательные УУД, работа со схемой)
- формировать умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.
- формировать умение анализировать, сравнивать (познавательные УУД, работа с литературой, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- формировать умение обмениваться информацией с одноклассниками, излагать своё мнение (коммуникативные УУД)
- формировать умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД)
  Задачи:
- обучающие (образовательные): 
1. формирование представлений о строении зрительного анализатора
2. Способствовать развитию навыков установления связи между строением и функциями зрительного анализатора.
-развивающие: развить способность
принимать самостоятельные решения;
мыслить критически;
разрешать конфликты и смягчать разногласия;
самостоятельно получать информацию;
использовать новые идеи для достижения цели;
контролировать свои эмоции;
развивать уверенность в себе;
самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
принимать самостоятельные решения.
-воспитательные: 
1. способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора
2. Воспитание осознания важного значения зрения в жизни человека.
 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация.
 Структура и ход  урока
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся
        I. Мотивация
 Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
 
 
II.
II Создание проблемной ситуации
Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Протеворечивые факты
- организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.





III. Актуализация знаний  Цель: организовать актуализацию знаний

IV «Поиск решения проблемы»(построение проекта выхода из затруднения)
Цель:
- организовать поиск решения учебной проблемы
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
V Первичное закрепление
Цель: - зафиксировать новое содержание урока
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 минут)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности
VII. Домашнее задание
1 минута
Цель:
- организовать выполнение домашнего задания.  приветствует учеников.«Ключом ко всей науке является вопросительный знак...» (О. Бальзак)
Как Вы думаете, что мы будем делать на уроке?
(задавать вопросы и отвечать на них)
Сегодня мы с вами познакомимся с органом человека, а какой это орган – угадайте! Даю подсказки.
- Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир.
- Более 80% всей информации мы получаем с его помощью.
- Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.
Правильно – это глаза. Мы с вами сегодня будем говорить об органе зрения.
На протяжении всего урока поэтапно оформляется интеллект карта
А вы знаете кто у Вас в классе обладает самым редким цветов глаз? Хотите узнать? У кого из вас глаза зелёного цвета? Вот вы и являетесь обладателем редкого цвета глаз - глазами зеленого цвета могут похвастаться только 2% населения планеты. А знаете от чего зависит цвет глаз. (пигмент меланин)
Я Вам хочу представить 2 факта об органе зрения:
1. Глаза — зеркало души. Именно благодаря глазам мы видим окружающий нас мир со всеми его красками.
2. Человек видит окружающий мир не глазом. Функцией глаза является исключительно сбор необходимой информации об окружающем мире.
Заметили ли Вы противоречие? А какое?
Какой возникает вопрос? Учитель фиксирует возможные вопросы учеников. Подводит учеников к одному основному вопросу, на который будут искать ответ на уроке.
Например: каким органом тогда мы видим?
Каким же образом мы видим?
Какие у Вас есть предположения, гипотезы? Учитель фиксирует гипотезы на доске: например:
С помощью глаз.)
С помощью мозга)
С помощью совместной деятельности органов (глаз и мозга))
Можем ли мы с вами точно сейчас ответить на наш вопрос? Почему?
Тогда какая перед нами цель?
Давайте разбираться с помощью чего мы всё таки видим?
А чтобы узнать с помощью чего мы видим, что мы должны ещё узнать?
(Строение и функции органа зрения)
А Вы слышали такое выражение: Глаз смотрит, а мозг видит? (ФИКСИРУЕТ НА ДОСКЕ) Вот эту гипотезу мы с вами и будем подтверждать или опровергать.
Как называется система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нём какого вида информации. (Анализатор)
Учитель: как вы думаете какова тема нашего урока. Будем говорить об анализаторах и органе зрения (Зрительный анализатор)
А давайте проверим, что Вы знаете об анализаторе? рецепторы – проводящие пути – кора больших полушарий
Прикрепляем на доску таблички с частями анализатора
Весь урок идёт работа в группах.
Я прошу Вас выбрать в группе человека который будет вносить ваши результаты в кластер. Выберите в группе человека, который будет отслеживать правильность выполнения задания.
Учащимся раздаётся на каждую группу один рисунок и карточки с названиями элементов органа зрения и предлагается правильно расположить эти элементы на рисунке. При этом можно пользоваться учебником на стр. 246. Время 2 минуты.
Покажите пож-та свои листочки. Сравните пож-та с рисунком на слайде.
Включает слайд на котором изображён рисунок с правильными подписями.
Сколько оболочек вы выделили?
Глаза играют особую роль в общении между людьми, а также понимании их эмоций. Оказалось, что младенцы уже в возрасте 7 месяцев способны различать эти сигналы, утверждают исследователи из Университета Вирджинии, США.У каждой группы лежит картинка с глазами – попробуйте угадать эмоцию. (30 сек)
Каждый элемент органа зрения выполняет определённую функцию.
У каждого из Вас лежат листочки: на одних написаны элементы органа зрения, а на других функции этих элементов. Я сейчас прошу Вас найти пары: элемент органа зрения – его функция. Вам 2 минуты.
1. Слезная железа - выделяют слёзы, увлажняют, промывают, защищают глаза.
2. Веки, ресницы, брови - защищают глаз от внешних воздействий: пыль, повреждения; отводят пот от глаз.
3. Белочная оболочка - защищает поверхность глаза, впереди переходит в роговицу
4. Сосудистая оболочка - питает глазное яблоко, впереди переходит в радужную оболочку.
5. Хрусталик - меняя форму, участвует в построении изображения, пропускает световые лучи.
6. Сетчатка - Содержит зрительные рецепторы (палочки, колбочки), на ней строится изображение увиденного.
Молодцы все нашли пару – проверяем правильно или нет? (включает слайд на экране)
Итак, а теперь зная информацию и об анализаторе и о строении и о функциях органа зрения давайте попробуем построить зрительный анализатор (учащиеся из опорных фраз строят зрительный анализатор: рецепторы (сетчатка-палочки и колбочки) – проводящие пути (зрительный нерв) – кора больших полушарий (затылочная доля)
Скажите пожалуйста, а важно ли Вам знать о наших глазах? А для чего?
А Вы уже задумывались о своих будущих профессиях? Ведь есть профессии, связанные непосредственно с глазами. Как вы думаете, что это за профессии? Окулист, офтальмолог – это те профессии, которые помогают нашим глазам видеть окружающий нас мир без искажений. Но иногда даже совершенная система может давать сбой и ошибаться. Иногда это происходит со зрительным анализатором,  и тогда возникают оптические иллюзии, которые с давних времен  заставляли человечество удивляться.
Показывает на слайде оптические иллюзии.
После просмотра иллюзий глаза иногда устают, впрочем как и при любой другой работе, снять усталость можно сильно зажмурившись, затем рассллабить глаза, открыв их (2-3 раза), также можно потереть руки и прикрыть ими глаза (посидеть так сек 30)
Посмотрите у нас с Вами получилась вот такая интеллект карта.
Итак давайте сформулируем ВЫВОД
Каким же образом мы видим?
Видит мозг, а не глаз.Зрение – это корковый процесс, он зависит от качества информации, поступившей от глаза.Вот почему глаз смотрит, а мозг видит.
Какая гипотеза оказалась верной, а какая нет?
Какая у нас была тема?
Достигли ли мы целей урока?
Подумайте:
Какая фраза больше всего отражает вашу деятельность на уроке? Подойдите и встаньте под фразой (фразы приклеены в разных частях кабинета)
Познание начинается с удивления Аристотель
Как приятно знать, что ты что то узнал Мольер
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя Петроний
Ученье без размышления есть потеря времени Конфуций 
Объявляет домашнее задание:
Я прошу Вас доделать свой кластер дома до конца
 Приветствуют учителя и друг друга
Отвечают на вопрос учителя
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.
Отвечают на вопрос учителя
Учащиеся выдвигают свои предположения, выдвигают версии.
Ученики высказывают версии – гипотезы
Ответ учащихся: НЕТ
Нам не хватает знаний или мы не знаем тему
Учащиеся формулируют цель. Предположительно: Узнать о том с помощью чего мы видим?
Строение и функции глаз.
Ответы учащихся.
Анализаторы
формулируют тему урока (с помощью учителя), запись в тетрадях
Ответы учащихся.
Каждая группа по ходу работы заполняет кластер
Выполняют задание
Сравнивают и делают выводы.
Угадывают эмоцию
Выполняют просьбу учителя.
Встают и ищут пару
Проверяют правильность своей пары
Выстраивают анализатор
Отвечают
Смотрят иллюзии
Выполняют упражнения под руководством учителя.
Учащимися формулируется вывод по проблеме урока
Отвечают на вопросы
Встают под фразой, которая характеризует их деятельность на уроке
Далее желающие озвучивают почему они выбрали эту фразу.
Записывают домашнее задание