Статья Обобщение и распространение педагогического опыта.


Обобщение и распространение
педагогического опыта учителями кафедры ИЯ МАОУ лицея №7 г.Томска«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники»
Т. Фуллер Педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.
В течение последних 3 лет учителя кафедры ИЯ работали в составе региональной экспериментальной площадки при ТОИПКРО «Использование технологии оценивания достижения планируемых результатов как ресурса эффективного обучения школьников иностранному языку.» Мы внедряли новые подходы оценивания, апробировали на своих уроках новые методики и технологии. Конечно, мы делились опытом и активно вовлекали остальных учителей как нашей кафедры, так и других учителей лицея. За это время нами многое сделано, были проведены семинары-практикумы городского и регионального уровней, даны открытые уроки и мастер-классы.
2.10.2014 Открытое заседание кафедры ИЯ «Внедрение стратегии формирующего обучения на уроках иностранного языка» в рамках курсов по дополнительной программе повышения квалификации «Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС».
26.11.14 Областной семинар «Стратегия формирующего оценивания на уроках ИЯ» в рамках курсов ПК при ТОИПКРО «Профессиональное мастерство учителя иностранного языка в условиях перехода на ФГОС.
9.12.2014 Городской семинар «Приемы работы с иноязычным текстом и диагностика компетентности смыслового чтения на иностранном языка» (при поддержке ТГПУ).
17.03.15 Областной семинар по теме «Применение стратегии формирующего оценивания на уроках иностранного языка» в рамках КП «Методика обучения иностранному языку в основной школе с учетом требований ФГОС ОО».
Таким образом, для учителей возникла ситуация вынужденной активности, при которой они переходят из позиции пассивных наблюдателей в позицию участников профессионального общения.
В 2015-2016 учебном году мы вдохновили руководство лицея взять новую методическую тему «Новые подходы в оценивании метапредметных образовательных результатов.» В конце прошлого учебного года 29.05.15 учителя кафедры провели мастер-классы по теме «Формирующее оценивание=оценивание для обучения» для учителей других кафедр лицея в рамках итоговой конференции.
24.09.15 учителями кафедры ИЯ для учителей города и области был проведен очередной семинар-практикум «Новые подходы в оценивании предметных результатов и уровня сформированности умений смыслового чтения на уроках иностранного языка» в рамках курса повышения квалификации при ТОИПКРО «Профессиональное мастерство учителя иностранного языка в условиях перехода на ФГОС».
По отзывам гостей, темы наших семинаров актуальны, содержание теоретической части полезно и доступно, все уроки проводились на высоком качественном уровне. Тема нашего семинара перекликается с методической темой лицея, и соответственно мет.темой кафедры ИЯ, а также мы продолжаем работу по теме предыдущего года «Оценка уровня сформированности умений смыслового чтения.».
Для учителей нашей кафедры это не является чем-то новым и неизведанным, т.к. учителя уже работают над проблемой внедрения стратегии формирующего оценивания в течении нескольких лет. Огромные усилия, интеллектуальный труд и затраченное время окупились с лихвой высокими результатами, которые показали наши ученики на экзаменах ГИА и ЕГЭ.
Все обучающиеся, сдававшие экзамены показали высокие результаты. Так в 11-х классах из 5 сдававших, 2 человека набрали 91,90 баллов, средний балл по лицею 77,4 при ср.по области 64,47. ГИА сдавали 8 человек, средний балл по лицею 56,9, что тоже выше ср.по области 55,52. Также в конце года во всех классах была проведена промежуточная аттестация со 100% успеваемостью.
Таким образом, наша работа по внедрению стратегии формирующего оценивания является очень актуальной, и а результаты доказывают правильность выбранного нами направления.
Контроль – совместная деятельность учителя и ученика по выявлению степени обученности ученика за определённый промежуток учебного времени.
Согласно требованиям ФГОС возрастает важность диагностической функции контроля и усиливается конструктивная составляющая контроля. Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. У каждой системы оценивания есть свои «плюсы» и «минусы».
К оцениванию предъявляются сейчас особые требования:
1.Оценивание должно быть постоянным процессом.
2. Оценивание является критериальным.
3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов.
4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ;
5. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Всем этим требованиям отвечает формирующее оценивание. К «плюсам» можно отнести четкие формы инструментария оценивания.
В качестве инструментов формирующего оценивания можно привести следующие:
Портфолио ученика.
Таблицы образовательных результатов (рабочий журнал учителя и дневник школьника), с фиксацией основных тем и основного уч.материала, по каждому модулю с обязательными комментариями и оценками.
«Оценочный лист», «чек-лист» как инструмент обратной связи
Балльная система оценивания
Критериальный подход.
Проводимые исследования (анкетирование, мониториги, тесты) показывают значительные плюсы проводимой работы по внедрению новой системы оценивания.
-уровень тревожности детей («Диагностика школьной тревожности по Филлипсу») снизился с 61-62% до 32%. И как результат, уровень качественных показателей вырос с 57- 62% до 89%.
- так как формирующее оценивание охватывает широкое поле разнообразных достижений учащихся, то каждый ученик может найти зону своей «успешности». был отмечен рост активности учащихся с 36% до 82%.
-согласно данным анкетирования степень развития способности к самоорганизации возросла с 33% до 81%.
- уровень сформированности умения «учиться на своих ошибках» вырос с 25% до 66%.
К сожалению, имеются свои минусы
- Трудоемкость (время и интеллектуальные усилия) процедуры оценивания по сравнению с традиционным.
-Риск шаблонизации процедуры оценивания.
-Минусы критериальной системы. При такой системе теряется эмоциональный компонент. А эмоции, не только положительные, но и отрицательные, сильный стимул в учебе.
-Нарушается принцип постоянства. Не на всех уроках учащиеся погружены в данную систему, нет системности в развитии навыков самооценки и саморефлексии.
Конечно, мы тоже не в совершенстве овладели новой системой оценивания, мы продолжаем учиться, работаем с литературой, анализируем свои ошибки и стараемся на них учиться.
Таким образом, распространение нашего педагогического опыта – это результат огромной методической работы учителей кафедры ИЯ по его изучению, анализу и обобщению. По словам Л.Н. Толстого «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику», и они правдиво отражают мысль о том, что учитель должен работать с полной отдачей, не жалея сил. Ведь учитель может сформировать личность лишь при условии, что он, будучи сам творческой личностью, для этого должен знать и хотеть учиться, уметь творить и хотеть работать.
Зав.кафедры ИЯ МАОУ лицея №7 г.Томска, Лазарева С.В.