Тема представление инновационного педагогического опыта (ИПО) Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы


ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
I. Общие сведения
1. Ф. И. О. автора опыта Темлякова Венера Марсовна2. Должность учитель русского языка и литературы
3. Стаж педагогической работы 25 лет, по специальности 22 года
4. Квалификационная категория cоответствие занимаемой должности
5. Учреждение, в котором работает автор опыта МОУ « Пензятская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
II. Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы

1. Актуальность и перспективность опыта Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы, введение новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и  духовного потенциала нации.
В содержании образования предполагаются:
- Личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов, способностей и склонностей;
- Усиление деятельностного компонента;
- Креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.
Актуальность
В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся (TIMSS, CIVIC). В исследованиях принимают участие и российские школьники, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.
Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:
к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
к целеполаганию;
к самообразованию и самоорганизации;
к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
умения;
делать выбор и принимать решения.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Проектное обучение может являться составной частью как урочной, так и внеурочной деятельности как инновационной составляющей ФГОС второго поколения.
2. Новизна опыта В чем же новизна проектного обучения?
Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Новизна опыта заключается в создании системы проблемных задач и ситуаций, обучающих тренингов по отработке навыков решения проблемных задач, разработке алгоритма подачи нового материла.
Под новизной также понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся и учителя во внеурочное время с использованием информационных, телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которых обучающиеся приобретают дополнительные знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные навыки, развивают исследовательские умения - формулируют тему, гипотезу, цель; выбирают способы исследования.
3. Наличие теоретической базы Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется учителями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.
Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина, и др.
Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др.
Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат, Родионовой В.Е.
Методы использования метода проектов изучались по работам Л.Б. Куценко-Барсковой и Т.В. Житиной.
Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию. Кстати, сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.
Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884—1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» — конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Вильям Кильпатрик предполагал, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является «рефлекс цели» (по И.П. Павлову). Некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наше время, и, прежде всего — идея повышения эффективности обучения учащихся посредством тщательно ими спланированной интересующей их деятельности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Использовались в вузовском обучении в 20-х годах ХХ века, хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Более полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Наркомпрос утвердил программы для школы и для школ ФЭС, которые работали на основе комплексов-проектов. В числе проектов были, например, такие как: «Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан» или «Научимся разводить кур» и т.д.
Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2-й половины 80-х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В учебных заведениях стали ломаться авторитарно-командные педагогические нравы, начала оформляться педагогика сотрудничества, идеи приоритетности субъектности и личности ребенка в процессе организации его воспитания и обучения, нацеленность всех ступеней образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся. Сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.


4. Ведущая педагогическая идея
(концептуальность) Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.
Мы имеем дело с проектным обучением, если:
- учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
- учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;
- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;
- сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
- учитель выводит педагогический процесс в окружающий мир;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
- учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
- учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
- учитель организует экспертизу проектов;
- учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;
- ученики анализируют свою работу над проектом.
Таким образом, ведущая педагогическая идея проектного обучения:
готовность к целеполаганию;
готовность к оценке;
готовность к действию;
готовность к рефлексии;
В основе проектного обучения лежат:
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению. Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Особенности организации и методики Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

5. Оптимальность и эффективность средств Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными, по своим возможностям, средствами обучения.  В своей педагогической деятельности я использую следующие средства:
Создание презентаций к урокам.
Работа с  программами Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint.
Использование  мультимедийных  презентаций.
Работа с образовательными ресурсами сети Интернет.
Использование  видеоматериалов.
Работа по созданию единого школьного информационного банка.
6. Результативность опыта     Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:
Для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;
У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;
На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;
Отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;
Развиваются творческие способности.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.



7. Возможность тиражирования Основные положения опыта выставлены на сайте (?)
8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися За время работы были разработаны:

1.Разработки открытых уроков и мероприятий (на сайте?)
2.Выступления на педсовете, семинарах.