Лицейская газета – современное средство духовно-нравственного воспитания и способ самореализации личности обучающихся


Лицейская газета – современное средство духовно-нравственного воспитания и способ самореализации личности обучающихся Каждый раз, когда в школу приходят гости, когда мои ребята приезжают в Калининград для участия в профессиональном конкурсе, я вижу на лицах взрослых удивление, за которым неизменно следует один и тот же вопрос: «Они делают это сами?»
Да, сами! Мои мальчишки и девчонки сами придумывают тему нового выпуска лицейской газеты, сами подбирают материал, берут интервью, монтируют номер и выпускают его в печать, сами работают почтальонами, доставляя свежую прессу в каждый класс. Почему же эта работа вызывает столь большое удивление? Возможно потому, что все мы просто привыкли к тому факту, что в наших образовательных учреждениях школьные СМИ – это, как правило, коллектив старшеклассников. Для многих из них школьная газета не просто увлечение, а подготовка к будущей профессии. И это, конечно, здорово. Но у нас начальная школа, в которой самым старшим ребятам не более 11 лет. А это значит, что мы всему должны научиться сами. И мы учимся азам журналистики с огромным удовольствием. В копилке моей школьной редакции не только ежемесячные выпуски лицейской газеты и бюллетеней, но и победы в областном конкурсе «Медиастрана», встречи с интересными людьми, например, с дочерью детского писателя В. Драгунского или автором книги о нашем городе Т. Урупиной. Каждый раз на занятиях мы не просто фантазируем на новую газетную тему, но и стараемся воплотить в жизнь каждую свою идею. При этом любой из моих юных журналистов может попробовать свои силы в каком-то новом этапе создания номера. А это означает, что ребенок, ставший членом лицейской редакции, автоматически получает возможность заниматься интересным для себя делом, реализуя в журналистском направлении свои желания и стремления, свои творческие способности.
Совместная работа над выпуском номера лицейской газеты дает ребятам возможность не просто общаться друг с другом, но и учиться убеждать, доказывать свою точку зрения, развивать умение донести нужную информацию до сверстников, свои деловые качества. Ребята делают первые шаги в руководстве, учатся подчиняться, быть как организаторами общего дела, так и его исполнителями. Наша редакция – это удивительная кладезь взаимодействия друг с другом, т.е. со сверстниками и со взрослыми. В процессе работы над выпуском номера газеты у детей идет формирование таких важных качеств, как коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, прилежание, а, значит, идет непрерывный процесс накопления определенного социального опыта, который поможет моим подопечным сначала уверенно перейти в среднюю школу, а в дальнейшем найти свое место во взрослой жизни.
Нам приятно осознавать, что, рассказывая на страницах наших газет о событиях начальной школы, поздравляя с праздниками, победами, раскрывая важные с точки зрения моих журналистов проблемы, мы незаметно, шаг за шагом учим наших читателей радоваться, сопереживать, гордиться своими сверстниками - героями наших статей и заметок. Тем самым мы закладываем определенную нравственную основу, формируем моральный облик ученика нашего лицея, на практике реализуем задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности учеников нашей начальной школы, что является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Лицейская газета — и учитель, и друг учащихся. Она обучает их любить и быть трудолюбивыми, оберегать дружбу, быть справедливыми и честными.
В нашем лицее ведется работа по трем направлениям: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое и воспитательно-просветительская. Эта работа освещается нашим «Пресс-центром» в газете «Солнечный город».
Духовно-нравственное воспитание: знакомим ребят с традициями русского народа и православной культурой, (выпуски : январь 2014г с. 4 – посвящена зимней недели добра, с.6 - посвящена новогодним традициям; март 2014 с. 2 – рассказываем о работе кружка «Народоведение»; март_2013 год с. 2 –знакомим с Масленицей, с. 10-рассказ Тюрина Артема 3 В класса «Ангелы», апрель2013г. С. 7 – стихи о весне, ).
Гражданско –патриотическое воспитание: организуем встречи с ветеранами Вов, ветеранами труда, ребята рассказывают в газете о подвигах своих дедушек и бабушек (выпуски: январь 2014 г. С. 7 – рассказывает о детям о снятии блокады Ленинграда, май 2014 г. – посвящен Великой Победе, май 2013г с. 6-7 – война глазами детей).
Воспитательно-просветительская работа: корреспонденты газеты сообщают о новостях нашего лицея, пресс-бюллетень мая 2014 года посвящен г. Советску, материал о котором был собран учащимися начальной школы.
Ильюшонок Марина Владимировна