Статья Исследовательская деятельность как средство патриотического и духовно – нравственного воспитания детей – инвалидов (из опыта работы)

Исследовательская деятельность как средство патриотического и духовно – нравственного воспитания детей – инвалидов (из опыта работы)

Вишнякова Наталья Николаевна
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей – интернат»,
Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов

Политические и экономические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, коснулись жизни всех слоев населения. У многих граждан России появилось негативное отношение к Родине. Повсеместно материальные ценности доминируют над духовными. Все это, безусловно, имеет влияние на воспитание детей и подростков, особенно патриотического и духовно – нравственного направления. Недооценка данных важнейших составляющих общественного сознания и привела в свое время к ослаблению социально - экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. На сегодняшний день именно мы, учителя общеобразовательных учреждений должны сохранить в образовательной структуре приоритет патриотического воспитания средством духовно – нравственного направления.
Алтайский краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов создан по приказу Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи 6.11.2009г. №3860 в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», который осуществляет программу «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Центр дистанционного образования детей-инвалидов Алтайского края создан как структурное подразделение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. и предоставляет качественное образование детям вне зависимости от их места проживания на территории края и материальных возможностей семьи. Дистанционная форма обучения позволяет получать ученикам знания, находясь дома или в любой другой точке с доступом в Интернет. Для каждого нашего ученика создана индивидуальная программа и расписание. Обучение осуществляется на основе индивидуального подхода. Используются многообразные виды и формы деятельности учащихся. Постоянный доступ к обширным источникам информации через предоставленные бесплатно компьютер и выход в Интернет создают комфортные условия для творческого самовыражения учащегося.
В Центре особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, основной целью которого является ориентация подрастающего поколения на ценности отечественной истории и культуры, формирование у школьников ценного отношения к Родине, в том числе и к малой, культурно-историческому прошлому. Каждый педагог, как посредством урочной, так и внеурочной деятельности стремится прививать детям чувство гордости за свою Родину. Мы учимся уважать основные законодательные акты, государственную символику, родной язык, религию, народные традиции, культуру, природу своей страны; формируем гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Все это особенно важно и нужно, учитывая особый контингент учащихся – все они являются детьми – инвалидами.
Результат данного направления воспитания виден в сформированных нравственной и гражданской ответственности личности учащихся Центра, сознательного выбора добра, как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к развитию самосовершенствованию. Существуют различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое (кадетское), духовно-нравственное, историко – патриотическое, туристическое, гражданское, социально – патриотическое, героико-патриотическое, спортивно – патриотическое, профессионально – трудовое.
Основное направление в Центре дистанционного образования детей – инвалидов – духовно-нравственное. В рамках преподавания истории, обществознания, русского языка, литературы в КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей» особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Актуальность этого направления связана с тем, что в современном мире на детей оказывается воздействие из разнообразных источников, как позитивного, так и негативного характера - средства массовой информации, события окружающей среды, которые ежедневно обрушаются на формирующуюся нравственность школьников. Именно это может вести ребенка к безнравственному поведению.
В качестве критериев духовно-нравственного воспитания выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, умения и навыки соответствующего поведения. Духовно-нравственное воспитание базируется на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, так как система ценностей складывалась на протяжении многих веков («Интеграция национально-культурных общественных объединений Алтайского края как прогрессивный фактор развития гражданского общества», Е.Г. Буянкина). Одной из проблем образования является узость преемственности поколений - лишь историческая и географическая. Школьники лишаются возможности брать пример с духовных людей, живших в прошлом и живущих сейчас. Конечно, небольшой материал о таких людях, есть в учебниках истории, литературы, но только ознакомительного характера. И то рассматривается их житие, как биография, их поступки, значительные для внешней жизни России. Не внушаются учащимся высшие догматы той религии, которая исповедуется на территории их Родины, хотя предмет «Основы религиозных культур и светской этики» введён в школьную программу в качестве федерального компонента. В большинстве своем в преподавании предмета изучается больше светская жизнь, а религиозная рассматривается с точки зрения искусства. Такая подача материала не даёт возможности школьникам глубже посмотреть на основные законы жизни, увидеть смысл жизни человека на земле и понять, в чём её ценность. В процессе воспитания не актуализируется внимание на роль мужчины и женщины в семье и в обществе с духовной точки зрения, на сохранённые духовные традиции семей, на духовную преемственность поколений. Сегодня молодой развивающийся организм не имеет смысла в жизни, он не знает, как жить, потому что не знает, зачем жить. Из-за этого он калечит себя мизантропией, вовлечением в экстремизм, вхождением в неформальные группы, ранним алкоголем, курением, увлечением вредными веществами, ранней половой жизнью, абортами, суицидом. Сейчас уже взрослые молодые люди удивляются тому, почему друг помогает другу за деньги, сестра брату, сын отцу за те же опять деньги. В чём же дело?
Другая проблема связана с тем, что сегодня молодежь отличается волевой и духовной незрелостью, так как широкий размах приобрела ориентация на атрибуты массовой культуры, на снижение истинных духовных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Среди них можно назвать - разрушение института семьи: когда с детства формируются внесупружеские установки, права на однополые отношения; культивацию прав ребёнка: своевольное безнаказанное поведение, нецензурные оскорбления, манипуляции. Чрезмерно культивируются права ребёнка: учащиеся своевольно ведут себя в присутствии взрослых, позволяют нецензурно оскорблять учителей на уроках, манипулируя тем, что учителя, по отношению к ним, к детям, нарушают права. Эгоизм сегодня набрал огромную высоту. Теперь часто можно слышать из уст детей: «а что мне за это будет? Это не мои проблемы, а ваши» и видеть, когда человеческое горе снимается на видеокамеры, не только взрослыми людьми, но и детьми, а потом выставляют всё в интернет, причём помочь никто не спешит, а только спешат снять. Так какова же базовая характеристика личности человека в этом мире? Ответ на этот вопрос даёт архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары: «У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Духовность, нравственность базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении».
Попробуем разобраться в лексическом и жизненном значении этих понятий. Духовность по словарю С. И. Ожегова - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными («Словарь русского языка» С.И. Ожегов). В повседневной жизни, используемые многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», совершенно игнорируются в современном научно-педагогическом знании или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
Вопрос духовности - вопрос очень серьезный, от понятия духовности зависит то, каким будет человеческое общество. Понятие духовности - это одно из основополагающих понятий каждой цивилизации. Какова духовность - такова и цивилизация. Многовековой опыт человечества показывает, что духовность принадлежит к таким утонченным понятиям, которые не зависят от принадлежности человека к той или иной религиозной конфессии («Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы», В.Я. Синенко).
Если судить о понятии «нравственность» по словарю русского языка Ожегова С.И., то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами («Словарь русского языка» С.И. Ожегов). Как видим, понятия «духовность» и «нравственность», во многом перекликаются. Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность, есть одно из измерений духовности человека («Основы психологической антропологии», В.И Слободчиков., Е.И Исаев). Актуальность данных понятий для общества, для государства очень верно дал Альберт Лиханов. Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров («Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе», Г.Н Шагиева). На основе понятий о духовности и нравственности, а также целей патриотического воспитания мы строим свою работу с детьми по следующим направлениям: духовное и культурное наследие, родословие, мужество.
Духовное наследие – познается путем проведения видео-экскурсий в храмы Алтайского края, что дает возможность увидеть внешнюю красоту духовного мира, а приготовленные сообщения помогают ребятам увидеть уже красоту внутреннего подвига русских православных людей.
Культурное наследие - это подготовка сообщений, которые впоследствии перерастают в исследовательские проекты - по темам Алтайской живописи и поэзии. Дети могут использовать не только информацию из интернета, но и участвовать в интервьюировании художников и поэтов (художник Жук С.А., поэт Кормин С.Н., художник-педагог Воронов А.И. и др.), музейных работников, родственников и знакомых. Живое общение с известными людьми даёт возможность увидеть перспективы развития.
Следующее направление - родословие. Прежде всего, необходимо вселить уважение к истории своей семьи. Для этого каждый ученик к уроку обществознания в рамках темы «Семья» организовывал мини-выставку семейных фотографий. Представление фотографий сопровождалось рассказом об истории семьи, о вещах, принадлежащих членам семьи, исторических событиях, которые пережили поколения. Немаловажным является составление и изучение своей родословной. Исследования учащихся «Моя родословная», «Судьба моей семьи» помогли узнать традиции и быт своих семей. Осознание того, что многие семейные традиции не сохранены, привело к выводу о глобальной проблеме: распаду семейных уз. Думаем, такие работы помогают увидеть не только практические цели, но и духовные и нравственные для собственного развития и для развития нации.
Последнее направление - мужество. Использование на уроках литературы и истории видеофильмов с хроникой военных событий, музыкальных композиций «Живу и помню», «Звёзды бессмертия», «Время выбрало Вас», а также написание проектов «Я помню и горжусь», «Письмо дедушке», о членах семьи, прошедших ВОВ, заставляют учащихся задуматься, как должен вести себя человек в период военных действий и как он должен ценить и любить свою Родину, и, самое главное, защищать ее.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий необходимо отметить исследовательскую, проектную деятельность, как особую форму работы в направлении духовно – нравственного воспитания. Эта работа формирует, прежде всего, навыки самостоятельной деятельности, творческого мышления, выполнение научно-исследовательской работы, публичной презентации результатов своего труда. Организованная в нашем Центре такая деятельность учащихся, как по отдельно взятым предметам, так и по метапредметным темам, является важным звеном в обучении. Проектная и исследовательская деятельность требует и от учителя и от учащихся знаний, умения находить и вычленять необходимую информацию из различных источников, анализировать и систематизировать ее.
Разбросанность учеников по всей территории Алтайского края решает проблему актуальности знакомства с тем или иным историческим, культурным памятником, событием, произошедшим в краевых районах, что влечет за собой заинтересованность ребят в написании проектов. Специфическая образовательная среда позволяет уделить внимание и прокомментировать каждую работу ученика, дать советы по корректировке и дополнению, работать до полного раскрытия цели и решения всех задач проекта. Именно сотрудничество на партнерских основаниях между учителем и учеником в познавательной и творческой деятельности является одним из условий качественного образования и при дистанционном обучении детей - инвалидов.
В своей работе мы используем как монопредметные проекты, т.е. проекты в рамках преподаваемого учебного предмета, которые вписываются в классно-урочную систему, так и метапредметные проекты, которые предполагают, оперирование познаниями по разным предметам и используются в качестве дополнения к урочной деятельности. Метапредметные проекты получались насыщенные, интересные, разносторонние, разнообразные по форме наполнения и исполнения, если они задумывались и реализовались в творческом сотрудничестве с коллегами. Совместная работа дает возможность привлечь к работе над проектами и наибольшее количество учеников. Большую часть проектов мы осуществляем с учителем русского языка и литературы, биологии, географии. Ниже приведены примеры проектов, реализованных с учащимися.
Монопредметные проекты (предметные мини-проекты) вызывают особый интерес учащихся. Дистанционное образование предполагает индивидуальное обучение каждого ребенка, в связи, с чем монопроекты пишутся отдельно-взятыми учениками, а не группой. Чаще всего инициатива таких проектов исходит от учителя в качестве изучения нового материала или закрепления, для чего подбирается тема и наиболее подходящие по форме проекты: творческие, исследовательские, информационные. В результате формируется «продукты»: словарик «Самые сложные слова»; исследовательские проекты «Моя будущая профессия», «Алтайский художник Жук С.А. – неизвестное об известном», «Особенная семья – проблемы и пути их решения»; памятка «Правила поведения на природе»; информационный листок «В этот день»; эссе «Я помню и горжусь!».
Пример работы над предметным исследовательским проектом ученицы 8 класса «Алтайский художник Жук С.А. – неизвестное об известном» После проведения опроса, ученица убедилась, что ее ровесники мало интересуются искусством и культурной жизнью родного края. Поэтому она решила познакомить их с творчеством Жука Сергея Анатольевича, достойного представителя алтайской живописи, члена Союза художников России. Почему именно этого художника взяла для представления девочка? Ученики Центра живут в разных городах и селах Алтайского края. Малой Родиной ученицы, так же как и художника Жука С.А. является с. Шипуново, где до сих пор проживают его мама, одноклассники по средней и художественной школе, и учителя, учившие его. Кроме этого в музее села она видела его картины, и они ей понравились. Актуальность темы позволила поставить цель исследования: подробно изучить биографию и творчество алтайского художника Жука С.А.
Была проведена следующая работа - исследование биографии Жука С.А. на основе интервью с мамой художника Жук Л.В., его классным руководителем Атаджановой Г.Я. и одноклассницами по художественной школе, рассмотрены особенности живописи на основе разных картин и высказываний алтайских художников, выявлено значение творчества Жука С.А. в развитии искусства и культуры г. Барнаула и Алтайского края в целом.
Пример мини-проекта «Самые сложные слова» по русскому языку. На каждом уроке традиционно проводится словарная «пятиминутка». В результате этой систематической работы ученик выясняет для себя проблему - правописание каких слов никак не удается запомнить. Создаётся проблемно-мотивационная среда. Задаемся вопросом - как можно решить эту проблему? Какие формы и виды работы использовать? Что требуется для решения этой проблемы? В результате ученик проводит работу: сам анализирует, в каких словах он наиболее часто делает ошибки; классифицирует эти слова по частям речи; составляет Словарик «Самые сложные слова»; постоянно использует этот «Словарик».
Пример исследовательского проекта «Судьба моей семьи от периода переселения из Германии в Россию до наших дней». Область исследования: история Германии и России середина 18-20 веков. Объект исследования: эмиграция немцев из Германии в Россию и их миграция на территории России. Предмет исследования: пути переселения немецких семей из Германии в Россию, из Поволжья на Алтай, а также миграция в Славгородском районе на примере семьи ученицы, являющейся потомственной немкой. Цель работы: выявить и проанализировать пути переселения семьи из Германии в Россию, из Поволжья на Алтай через изучение их конфессий на основе общей истории переселения немцев из Германии в Россию и создать общую картину судьбы семьи. Работа включала в себя - изучение истории европейских государств, в том числе и Германии периода 18 века и выявление основных причин покинуть Германию немецких крестьян и ремесленников; изучение манифестов Екатерины II и составление привилегий, послуживших поводом для переселения; изучение исторических статей о жизни русских немцев в 1941- 1945гг., 1947-2011гг. Помимо работы с текстами реализовывались и практические задачи – проведены интервью с членами семьи, составлены пути переселения семьи на географических картах, подобраны соответствующие документы и фотографии из семейного архива. Эта работа помогла узнать девочке традиции и быт своей семьи, и понять, что многие семейные традиции утеряны и не сохранены, что ведёт на сегодняшний день к глобальной проблеме: распаду семейных уз. Думаю, такие работы помогают увидеть не только практические цели, но и духовные и нравственные для собственного развития.
Так как такие проекты выполняются с учащимися учителями-предметниками, консультации, контроль за ходом работы осуществляются на уроке по предмету, во время дополнительных консультаций или за счет резервного времени.
Метапредметный проект: памятка «Правила поведения на природе». Учебные предметы: русский язык, обществознание, биология. Участники: ученики 5-6 классов. Продуктом проекта является создание сборника, слайдовая презентация. Цель: расширение познавательных интересов и развитие исследовательских умений через изучение экологических проблем, их актуальности, значения в жизни людей. Педагогические задачи проекта: формирование умений работать с научно-популярной литературой; формирование умений получать, отбирать в соответствии с целями информацию, использовать её для достижения цели и собственного развития; развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности; создание условий для творческой самореализации. Тип проекта: индивидуальный, групповой. Предполагаемые формы деятельности: поиск информации; написание работы; презентация работ; создание сборника; выступление с докладами; создание слайдовой презентации. Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта – экологическая проблема загрязнения окружающей среды. Информационный этап включал в себя знакомство с научно-популярной, художественной и справочной литературой, посвященной теме проекта. Был проведен опрос среди учащихся и их родителей: как они ведут себя на природе, куда бросают мусор после отдыха, как они относятся к тому, что места посещаемости людьми на природе загрязнены и др.
Так же можно привести пример метапредметного проекта «Я помню и горжусь!», посвященному 70-летию Великой отечественной войне. Цель проекта: участвуя в проекте, учащиеся смогли написать эссе о своих родственника – ветеранах, нарисовать рисунок. Вместе с родителями они искали информацию, рассматривали фотоальбомы, слушали рассказы дедов. Основываясь на полученной информации, писалось не только эссе, но и на классных часах, посвященных ВОВ ребята, смогли рассказать о своих родственниках, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников. Но память об этих неизвестных солдатах бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в сердцах их детей и внуков. Мы должны знать историю своей семьи!
Все работы, выполняемые учащимися, не только ценны сами по себе, но и являются мощным стимулом для дальнейшей их исследовательской активности, выполнения норм морали, сформированности духовных и моральных качеств личности, приобретения умений и навыков соответствующего поведения в различных ситуациях. В целом, это можно определить, как уровень нравственной культуры личности. При этом главная задача учителя - поддержка в ребенке новых открытий, впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности для детей – инвалидов особенно актуален, т.к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у них готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают на успешную социальную адаптацию в современном обществе.

Список примечаний:
«Интеграция национально-культурных общественных объединений Алтайского края как прогрессивный фактор развития гражданского общества», Е.Г. Буянкина, г. Барнаул, 2011, с.178.
«Словарь русского языка», С.И. Ожегов, М. 1989 , с. 68
«Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы», В.Я. Синенко, «Семья, школа, церковь: сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи», Новосибирск, 2005, с. 23
«Основы психологической антропологии», В.И Слободчиков, Е.И Исаев, Москва, Канон, 1996, с. 12
«Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе», Г.Н Шагиева, режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15