Доклад «ШКОЛА КОЧЕВЬЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ»


«ШКОЛА КОЧЕВЬЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ»
Саая Сайзана Степановна
Учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с.Эрги-Барлык» Барун-Хемчикского кожууна В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва ясно прописано «Приоритетной задачей государственной политики в области образования определено духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Именно этот подход является методологической основой федерального образовательного стандарта общего образования. В связи с этим возникает необходимость осознания и понимания каждым субъектом учебно-воспитательного процесса ключевой роли образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в консолидации многонационального и мультикультурного российского общества, хранящего уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям – в целом к национальному богатству народов России».
Согласитесь, очень правильно и точно определена задача с использованием очень знакомых и близких для нас, особенно для учителей истории слов – личность, гражданин, Россия, многонациональное общество, культура, культурные ценности, народы. Конечно, они часто встречаются, изучаются в учебных предметах как история и обществознание.
В данной Концепции также определены духовно-нравственные ценности:
1. Человек (личность)
2. Семья как ценность
3. Культура как ценность
4. Язык как ценность
5. Природа как ценность
6. Труд как ценность
7. Образование как ценность
8. ПАТРИОТИЗМ как ценность
9. Здоровье и жизнь человека как ценность.
Воспитание молодого поколения в духе любви к своей родной земле, стране, воспитание чувства гордости за Отечество, ответственности за укрепление единого российского государства на духовно-нравственной основе. Именно школе, урокам истории и обществознания, в особенности краеведению принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма. Они формируют и развивают социально значимые ценности человека.
Так назрела необходимость развивать духовные качества личности на уроках истории и обществознания. К сожалению, на уроках мало остается времени на полною реализацию воспитательной цели урока. Но эту проблему можно решить, и решают при помощи внеклассных мероприятий по предмету. Но, несмотря на то, что информационно учащиеся более подкованы по предмету, всегда не хватает практики, наглядности. Это первая проблема.
Известно, что народ существует лишь тогда когда существует его язык и культура. Особенно это важно в наш век, век глобализации, компьютеризации, когда материальные ценности превосходят духовные ценности. Такое положение особенно опасно для малочисленных народов мира. К таким народам можно отнести и наш тувинский народ. Если мы сохраним нашу культуру, наш язык, то мы, несомненно, сохраним и приумножим наш духовно-нравственный потенциал. Это другая проблема.
Несомненно, есть поиски путей решения данных проблем. Например, в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО ведутся внеурочки по «Народоведению». Учителя реализуют программы «Улусчу ужурлар», «Кыстын будужу», «Эр чол» которые, несомненно, относятся к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Еще пример, в некоторых школах реализуются РИП по духовно-нравственному воспитанию учащихся. И это тоже очень хорошо. Но я в свою очередь считаю, что недостаточно практики в духовно-нравственном воспитании учащихся. Чаще всего проекты направлены на улучшение физического здоровья учащихся. А сегодня принято считать, что ученика должно быть два «крыла»: светское образование и духовное. Духовный мир человека стоит на первом месте.
Как написано в книге Анатолия Цирульникова «Педагогика кочевья»: Будущее – это всегда прошлое. Будущее есть интерпретация прошлого – та или иная. Вопрос в том, как его интерпретировать? Но интерпретировать необходимо не форму, а суть, а она в том, что каждый участник процесса может быть и учителем, и учеником. Главное из прошлого, главный способ образования – наблюдение. У нас больше восточного созерцания, чем деятельности – как в западной школе. Там же написано, что дополнительное образование – ядро базового. И я с этим мнением полностью согласна.
Несомненным, незаменимым помощником исторической науки является краеведение, которое охватывает, изучает все процессы жизнедеятельности местного населения, народа, нации. Оно помогает учащимся осознать себя, свою причастность к истории, своему роду, любить и изучать свой родной край, осознать духовные ценности своего народа. В своей педагогической деятельности я тесно связана с краеведением. Во дворе нашей школы создан музей-юрта не без участия учителей истории и обществознания. Создан также краеведческий музей школы по моей инициативе, в котором мы постоянно проводим мероприятия. Но опять же я пришла к выводу, что не хватает практики, наглядности в моей деятельности.
Решение проблемы (отсутствие практики) мы видим в организации временных школ кочевья. Кочевье – это пребывание человека в природе в естественном состоянии. Кочевье – это образ жизни наших предков, которые испокон веков жили на нашей родной земле, это культура, это оплот нашего существования. Отрадно признавать тот, факт, что мы начинаем активно возрождать нашу культуру, вместе с тем и наши духовные ценности.
Как считают, представители народной педагогики школа кочевья – это спасение детей и этноса, особенно малочисленных народов. Дети – это наше будущее.
У нас у тувинского народа есть кочевье, которое идет по временам года: летом, осенью, зимой, весной. К счастью у нас есть старшее, даже молодое поколение, которое живет по правилам такого кочевого образа жизни.
Сезон кочевья Школа Сроки проведения Мероприятия
Лето Школа кочевья «Чайлаг» Период летних каникул Проведение уроков предков (седлание коня, ведение кочевого хозяйства и т.д.)
Осень Школа кочевья «Кузег» Период осенних каникул Проведение уроков охоты, народных промыслов и др.
Зима Школа кочевья «Кыштаг» Период зимних каникул Проведение уроков мастера кузнеца, мастера по изготовлению национальных музыкальных инструментов и т.д.
Весна Школа кочевья «Чазаг» Период весенних каникул Проведение уроков народных игр и др.
Учащиеся сами выбирают, в какую школу им пойти в период каникул. Уроки будут проходить в настоящих зимних, летних, весенних, осенних стоянках чабанов, кочевьях. И нужно, обязательно, в этот процесс, включить и родителей. В школе кочевья, несомненно, будет действовать принцип непрерывного, последовательного сочетания учения и жизни. Смысл исторического опыта, не в том, чтобы постоянно повторять, мусолить прошлое, а в том, чтобы использовать опыт для решения сегодняшних проблем. Ключ – «именно сегодня». Потому что, вчера уже прошло, а завтра не наступило, мы всегда, всю жизнь находимся в «сегодня». Сегодня нам нужно именно это. Надеюсь, что это реализуемо и принесет больше пользы всем нам, ученикам, учителям, нашему поколению, нашему народу.