Ознакомление с декоративно — прикладным искусством Праздник глиняных игрушек



Сценарий мероприятия






«Праздник глиняных игрушек»








Автор:
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Пименова Ирина Александровна
















город Сергач
2016 год








- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на «Празднике глиняных игрушек».
Сейчас послушайте мой рассказ:
с давних времен в холодных северных землях, на реке Вятка, близ города Кирова, встречали весну долгожданную веселым праздником, который
назывался «Свистунья». И съезжались на праздник мастера-игрушечники со всех концов матушки России, чтоб перенять опыт и поделиться своим мастерством. И везли они с собой превеликое множество глиняных игрушек и свистулек.
Удалые были игрища: с каруселями, качелями, с разноцветными вертушками.
Шла большая торговля. Народ гулял, парами, в одиночку и почти у каждого в руках была, глиняная игрушка или свистулька, переливчатый свист сливался с говором толпы. Веселился народ от души во всю ширь раздольного своего характера. А после праздника игрушки ставили на самые видные, почетные места, чтобы не покидал праздник человека весь год и тогда, словно радуга воцарялась в доме.
Вот так народ любил, хранил и почитал глиняные игрушки.
И сейчас народные глиняные игрушки известны во всем мире.
Обойди хоть целый свет – сувениров лучше нет и недаром на весь мир славен русский сувенир!
- Посмотрите ребята, какая красивая, нарядная коробка. Мне кажется, она не простая, а может быть даже волшебная. Интересно, что же в ней находиться?
Ребята, давайте я буду предполагать, что же находиться в коробке, а вы будете мне помогать, согласны?
Я спрошу:»Девочки», вы ответите – да, да, да и 3 раза хлопните в ладоши.
Я спрошу «Мальчики», вы ответите – нет, нет, нет и 3 раза топните ногами.
(один раз попробуем)
-Приготовились!
- Ребята я думаю, быть может там сокровища несметные лежат? Может быть такое?
- Девочки,
- Мальчики
А может быть, в коробочке закрыт пиратский клад? Может быть такое?
- Девочки,
- Мальчики,
А может быть там гномики живут давным, давно и рубят гномы плотники в коробочке окно?
- Девочки,
- Мальчики,
Ну, тогда давайте посмотрим, что же там находиться?
(открывает коробку)
Ой ребята, посмотрите на эти белоснежные фигурки – как они хороши! А делают такие игрушки в селе Дымково Кировской области, поэтому их и называют.как? Правильно. Эти нарядные праздничные игрушки называют Дымковские, а мастера игрушечники их ласково называют «Дымка», скажем все вместе – «Дымка».
Дымковские игрушки вы не спутаете ни с какими другими, потому, что они расписываются по белому фону точками, колечками, кружочками, прямыми да волнистыми линиями. Узор – простой, а игрушки нарядные, просто прелесть.
- Самые известные и самые изысканные дымковские игрушки – «Индюк» и «Водоноска».
(показывает Индюка)
-Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
Все расписаны бока,
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Краской красною горя,
Как корона у царя!
Индюк сказочно красив,
Он насыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк.
(показываю Водоноску)
- За студеною водицей,
Водоноска – молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра полные несет,
На коромысле не спеша.
Посмотрите, как хороша!
Это девица – краса.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива.
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Ребята обратите внимание на наряд у барыни. Кокошник, фартук, юбка – какими элементами украшены? Обратите внимание, что узор располагается по всей поверхности юбки и фартука, причем на фартуке и юбке кружочки и колечки разной величины. Где кружочки крупные? Где мелкие?
- А у нас еще есть барыни в белоснежных юбках.
(выходят 2 девочки в плоскостных нарядах из картона и встают на некотором расстоянии друг от друга.)
- Юбки и фартуки у этих барынь надо украсить аппликацией так, чтобы они стали похожи на дымковские игрушки.
(2 команды по 6 человек)
- Наряды у барынь получились просто прелесть.
-На какие игрушки стали похожи наши барыни? Давайте похвалим наших участников, похлопаем в ладоши и скажем: «Молодцы!» 3 раза.
- Ребята, на лево И.А. ходила, надо ей еще на право сходить, посмотреть какую пакость Кикимора там спрятала.
(Уходит и ведет мальчиков со свистульками. Мальчики, спрятав свистульки перешептываются, смеются.)

- Ай да, ребятишки шалуны мальчишки! Мне показалось, что вы хотите нам что – то подарить?
Мальчики: «Что подарим, вам не скажем, а мы лучше вам покажем»
(показывают калининские игрушки – свистульки посвистывают)
- Ай да птички невелички? Сами летят, сами свищут, сами деток ищут. Откуда прилетели к нам эти птички? Из города Торжка Калининской области.
(Показываю)
- Обратите внимание, ребята эти игрушки расписаны по коричневому фону разноцветными капельками да белыми шариками по контуру хвоста и туловища. Как называются эти игрушки?
(Мальчики уходят. Летит самолетик)
- Это, что такое?
Интересно, здесь что – то написано. Почитаем?
С переливами поет,
Утром будит весь народ
Ярко – красный гребешок
Гордо носит .(петушок)
А вот он и сам пожаловал со всей своей дворовой командой.
(Продолговатый поднос, на котором впереди идет петушок, за ним курочки и уточки)
- Посмотрите ребята, петушок, курочка и уточки расписаны по какому фону? Какими элементами расписаны эти птицы? Где располагаются белые шарики на туловище? Как называются эти игрушки? Молодцы!!
Ребята, мне так хочется еще оди раз заглянуть в нашу волшебную коробку, может быть там еще что нибудь осталось. А вам хочется заглянуть?
(открывает коробку)
- Не открывается Ребята давайте вместе со мной сделаем несколько движений, а потом скажем волшебные слова, может коробка и откроется. Попробуем? Встали. Приготовились? Делаем.
-Шаг сюда, два туда (шаг с приседанием)
А потом вокруг себя
Ногами потопаем,
Руками похлопаем,
Влево вправо повернемся (головой)
Веселее улыбнемся
И скажем:
«По щучьему велению, по моему хотению, откройся коробка!!»
(Не открывается, ребята давайте еще раз повторим)
- Открылась! Посмотрите, ребята, какая диковинка! Этот баран совершенно необычен он задорный горделивый и ему есть чем гордиться, у него большие изогнутые рога. Большие рога – это характерная особенность абашевских игрушек. А делают их в селе Абашево Пензенской области, а расписывают их в два цвета. (показывает игрушки)
Желто – синий, желто – красный, желто – зеленый. Скажите мне, как называются
Игрушки с большими изогнутыми рогами?
- Ребята, а это, что за чудо полосатое, с вытянутой шеей? Кто знает?
(Вынимаю из коробки Филимоновского бычка)
- Правильно Филимоновская игрушка, а делают такие игрушки в селе Филимоново Тульской области. Посмотрите на роспись, в глазах рябит полосатое трехтьветье: желтая, зеленая, красная полоска и опять желтая, зеленая, красная,
И так по всей фигурке. Полосатое трехцветье и вытянутые шеи – это характерная особенность филимоновских игрушек. А кто знает, почему у филимоновских игрушек вытянутые шеи? Потому, что глина, из которой они лепят игрушки жирная, тягучая, вязкая. Когда мастера ставят свои игрушки на просушку, головки у игрушек опускаются на бок и мастерам приходиться их подправлять мокрыми руками по нескольку раз, поэтому шеи у животных и птиц вытягиваются.
(показывает большие плоскостные фигуры птиц)
- Посмотрите, какие у меня есть птицы, на какие игрушки они похожи?
Да эти птицы похожи на филимоновские игрушки, почему?
(Аттракцион накинь кольцо. Участники по 4 человека пытаются набросить на шеи птицам разноцветные кольца на веревочках)
- Вот и познакомились мы с вами, сегодня с игрушками, которые делают умельцы в разных областях России. Какие это игрушки? Ответьте мне.
-Ребята понравился вам наш праздник?
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!!

























Дымковские игрушки

















Калининские игрушки













Абашевские игрушки












Филимоновские игрушки




15